Как показывает практика организации международной антитеррористической деятельности, одними из ее весьма эффективных инструментов являются единые списки террористических и экстремистских организаций, формируемые на основании национальных механизмов запрета их деятельности.
К сожалению, отсутствие единых, признанных всем мировым сообществом, подходов к понятиям "терроризм" и "террористическая организация" препятствует формированию в обозримой перспективе их универсального глобального списка. Существующий "Список ООН" лишь отчасти решает данную проблему, поскольку в его фундамент не заложены такие базовые инструменты, как все еще дорабатываемая всеобъемлющая Конвенция борьбы с терроризмом и соответствующий международный понятийный аппарат. Более того, в разных регионах мира, и соответственно, разных государствах прерогатива объявления организации террористической или экстремистской отнесена либо к законодательной, как в США, Канаде и странах Европейского сообщества, либо к судебной власти. Соответствующие различия имеются и в критериях признания организаций террористическими, и в применяемых к ним санкциях.
Ситуацию еще больше осложняют так называемые "двойные стандарты", исторические традиции, общественное мнение и требования политкорректности.
В этих условиях вполне очевидным и логичным является перенос центра тяжести межгосударственных усилий по формированию списков террористических организаций с глобального уровня на уровень региональный, где гораздо проще добиться общих подходов к рассматриваемой проблеме.
Государства-участники Содружества Независимых Государств также являются участниками данного процесса, чему в немалой степени способствует принятие Решением Совета глав государств Содружества от 26 августа 2005 года Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.
Хотелось бы также отметить наличие в государствах Содружества весьма схожих подходов к механизмам признания организаций террористическими и формированию их списков на национальном уровне, что позволяет реально осуществить унификацию законодательств в данной сфере.
Наибольшее сходство позиций наблюдается в законодательном закреплении (как правило, в рамках национальных законов "О борьбе с терроризмом") права признания организации террористической и ее ликвидации органами судебной власти. Подобные нормы содержаться в статье 20 соответствующего закона Азербайджанской Республики, статье 23 закона "О борьбе с терроризмом" Республики Беларусь, статьей 21 аналогичного закона Республики Казахстан, статье 24 - в Республике Молдова и Украине, статье 25 - в Российской Федерации.
Сопоставив соответствующие нормы национальных законодательств, можно отметить и еще целый ряд положений, в той или иной степени, касающиеся всех государств СНГ:
при ликвидации организации, признанной террористической, принадлежащее ей имущество конфискуется и обращается в доход государства;
в случае признания судом государства-участника СНГ организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами национальной территории, террористической, деятельность данной организации на территории государства-участника СНГ запрещается, ее национальное отделение ликвидируется, а принадлежащее ему имущество и имущество указанной организации, находящееся на территории государства-участника СНГ, конфискуется и обращается в доход государства;
заявление о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность направляется в суд Генеральным прокурором государства-участника СНГ или подчиненными ему прокурорами либо органом, осуществляющим борьбу с терроризмом государства-участника СНГ;
заявление о привлечении к ответственности за террористическую деятельность организации, не зарегистрированной на национальной территории государства-участника СНГ, может направляться в суд на основании международных договоров о признании конкретных организаций террористическими и запрещении их деятельности на территориях государств договаривающихся сторон.
Еще одним важным обстоятельством, способствующим выработке общих подходов государств Содружества к рассматриваемому вопросу, является наличие общих критериев признания организаций террористическими. В их числе можно отметить такие, как:
- непосредственное осуществление организацией террористической деятельности или деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя государства-участника СНГ или насильственное нарушение территориальной целостности государства;
- содействие деятельности незаконных вооруженных формирований, использующих террористические методы, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя государства-участника СНГ или насильственное нарушение территориальной целостности государства, а также подрыв национальной безопасности;
- содействие деятельности или принадлежность к организациям, признанным на международном или национальном уровне в качестве террористических.
Государствами-участниками СНГ накоплен значительный практический опыт запрета террористических и экстремистских организаций на национальном уровне.
Так, 4 февраля 2003 г. Верховный Суд Российской Федерации на основании представления Генеральной прокуратуры по инициативе и на основании материалов ФСБ России принял решение о признании террористическими пятнадцати организаций и запрещении их деятельности на российской территории.
Решениями от 15 октября 2004 года 15 марта 2005 года Верховного Суда Республики Казахстан по заявлению Генерального Прокурора на основании представленных Комитетом национальной безопасности материалов признаны террористическими 11 международных организаций. Кроме того, 28 марта 2005 года судом г. Астаны по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан религиозная партия "Хизб-ут-Тахрир" признана экстремистской и ее деятельность запрещена на территории Казахстана.
21 ноября 2003 года Верховным Судом Кыргызской Республики признаны террористическими 3 организации, а религиозно-политическая партия "Хизбут-Тахрир аль ислами" признана экстремистской.
Собственные списки террористических организаций существуют также в Азербайджанской Республике, Республике Таджикистан и Республике Узбекистан.
Обращает на себя внимание тот факт, что деятельность целого ряда организаций признана наносящей ущерб национальной безопасности не одного, а целого ряда государств Содружества.
В частности, религиозно-политическая партия "Хизбут-Тахрир аль-ислами" признана террористической (экстремистской) в шести государствах СНГ, а "Исламская партия Туркестана" (бывшее ИДУ) - в пяти.
Еще две организации - "Братья-мусульмане" и "Аль-Кайда" - признаны террористическими в 4 государствах СНГ, а пять организаций признаны террористическими в 3 государствах СНГ - "Лашкар-е-Тойба", "Исламское движение Восточного Туркестана", "Движение Талибан", "Асбат аль-Ансар" и "Аль-Харамейн".
Таким образом, в настоящее время сложились объективные предпосылки к созданию единого Списка террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу для государств-участников СНГ, что нашло отражение в задачах, поставленных Программой сотрудничества государств- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005-2007 годы, утвержденной Решением Совет глав государств Содружества от 26 августа 2005 года.
Необходимо отметить, что проект указанного списка, подготовленный Антитеррористическим центром СНГ, в настоящее время проходит доработку в компетентных органах государств Содружества, а его доработка в значительной степени обусловлены необходимостью выработки максимально согласованной позиции в том числе и с учетом применения санкций в отношении организаций, включенных в названный список.
В рамках работы над Списком, Антитеррористическим центром проводится работа, связанная с обобщением и анализом данных о противоправной деятельности указанных организаций, а также систематизацией опыта по запрету террористических и экстремистских организаций в государствах Содружества. Для проработки правовых аспектов формирования создана специализированная рабочая группа при Научно-консультативном совете Центра.
В завершение хотелось бы отметить, что решение задачи формирования списков террористических и экстремистских организаций в рамках региональных организаций и организации обмена соответствующими информационными материалами будет служить важным шагом к дальнейшему повышению эффективности межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом и способствовать созданию глобальной системы мер противодействия угрозам террористического характера.
www.atcsng.ru
05.10.2005
Дмитрий Егоров