Адекватное реагирование на угрозы террористического характера в условиях современного высокотехнологичного общества предполагает, прежде всего, комплексное задействование правоохранительными органами и спецслужбами всего имеющегося в их распоряжении арсенала сил и средств, а также согласованное проведение мероприятий правового, организационного, оперативного и технического характера.
Как уже неоднократно отмечалось в выступлениях участников сегодняшнего семинара, в настоящее время существует несколько основных направлений использования возможностей и ресурсов глобальной сети Интернет участниками "террористического интернационала", на противодействии которым необходимо обратить особое внимание.
Так, для пресечения использования террористами Интернета в качестве средств телекоммуникации и связи для обмена сведениями, отдачи приказов на проведение террористических акций и перевода денежных средств, наиболее эффективным инструментом представляются специализированные программно-аппаратные технические комплексы, ориентированные на автоматизированный мониторинг и расшифровку по заданным алгоритмам передаваемой по сети информации.
Для решения указанного вопроса большую роль могла бы сыграть международная кооперация разработчиков специализированных технических средств и организация широкого обмена мнениями среди специалистов и экспертов правоохранительных органов и спецслужб различных государств. В качестве примера действий на данном направлении в государствах-участниках СНГ могу привести проведение Антитеррористическим центром СНГ в ноябре прошлого года международной научно-практической конференции "Использование современных и перспективных информационных технологий и методик в интересах специальных подразделений по борьбе с терроризмом", в работе которой принимал участие и сотрудник Отдела по борьбе с терроризмом ОБСЕ господин Андрей Стыценко.
Касаясь правовых аспектов противодействия коммуникационному использованию террористами Интернета, хотелось бы отметить, что в законодательствах государств СНГ существуют различные подходы к предоставлению Интернет-провайдерами технической информации о соединениях и трафике пользователей сети. В некоторых государствах, например, в Украине, подобные сведения могут предоставляться по обычному запросу правоохранительного органа, а российский подход предполагает наличие соответствующего судебного решения.
Сближение и гармонизация национальных законодательств в данной области представляется в этой связи вполне закономерным и логичным шагом, в реализации которого значительную роль могли бы сыграть международные и региональные антитеррористические структуры. В Содружестве Независимых Государств подобная деятельность осуществляется, в частности, в рамках деятельности рабочей группы Научно-Консультативного совета при Антитеррористическом центре СНГ.
Несколько иными представляются подходы к противодействию использования террористами Интернета для идеологической пропаганды, вербовки сторонников террористических и экстремистских организаций и потенциальных исполнителей актов террора, которое предполагает создание и использование Интернет-сайтов и web-страниц.
Достаточно зайти на любой сайт экстремистской организации, чтобы убедиться в наличии многочисленных перекрестных отсылок на "партнеров" по противоправной деятельности и наличии "зеркальных" сайтов.
Последнее обстоятельство все чаще сводит на нет усилия правоохранительных органов по закрытию экстремистских страниц, включая и использование так называемых "хакерских атак". Взломав конкретный сервер и заблокировав его работу, либо уничтожив на нем соответствующую информацию, можно лишь на время приостановить пропаганду экстремистов, которая возобновится после запуска резервной копии с другого сервера, обеспечивающего работу "зеркального сайта".
В этом смысле пропагандистский Интернет-терроризм и экстремизм подобен мифической Гидре, у которой на месте отрубленной головы - Интернет-страницы - тотчас вырастает новая.
Возможно ли его победить? У каждого явления, как известно, имеются сильные и слабые стороны. Слабость пропагандистского Интернет-терроризма заключается в его дороговизне и сложности, а также необходимости наличия легальных компонентов - серверов и компаний, их эксплуатирующих.
Данное обстоятельство позволяет правоохранительным органам и спецслужбам использовать два важнейших антитеррористических инструмента - запрет деятельности террористических организаций и борьбу с финансированием террористической деятельности.
Хотелось бы отметить, что практически все террористические и экстремистские сайты размещаются на серверах, физически расположенных за пределами национальных территорий государств, против которых направлено их содержание. Данное обстоятельство обусловлено трансграничным характером деятельности международных террористических и экстремистских организаций и стало возможным благодаря глобальным принципам построения сети Интернет.
В этой связи особую актуальность приобретает международное сотрудничество в сфере взаимного признания организаций террористическими и экстремистскими и формирования их единых списков в рамках международных и региональных организаций.
Проект единого списка террористических и экстремистских организаций, подготовленный специалистами Антитеррористического центра СНГ, в настоящее время проходит процедуру согласования в органах безопасности и спецслужбах государств Содружества.
Различия в национальных подходах к данной проблеме, в частности по вопросу о прерогативе принятия решений о запрете деятельности террористических организаций органами судебной (как в государствах СНГ), либо законодательной (как в государствах Европейского сообщества) власти и отсутствие соответствующих универсальных законодательных механизмов препятствуют формированию в ближайшее время их глобального списка, одобренного всем мировым сообществом.
Первоочередным шагом в решении указанной проблемы мог бы стать обмен информацией об организациях, признанных террористическими на национальном и региональном уровнях, в том числе с использованием межгосударственных автоматизированных информационных систем, таких, как Специализированный банк данных АТЦ СНГ и Объединенный банк данных органов безопасности и специальных служб СНГ.
Необходимость формирования нормативной базы организации обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом делает актуальным вопрос о заключении соответствующих межгосударственных соглашений, таких, как проходящий процедуру согласования проект Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом, подготовленный Антитеррористическим центром СНГ.
В этой связи хотелось бы вновь напомнить о предложении АТЦ СНГ по распространению опыта создания подобного нормативного акта для принятия аналогичных соглашений в рамках региональных организаций, а возможно и разработке на его основе соответствующей конвенции или международного договора на уровне Организации Объединенных Наций, вносившемся, в частности, в рамках Четвертой Специальной Встречи Контртеррористического Комитета Совета Безопасности ООН и Содружества Независимых Государств с международными, региональными и субрегиональными антитеррористическими организациями в городе Алматы (Казахстан) в январе сего года.
Переходя к вопросу противодействия потенциально наиболее опасному способу использования террористами Интернета - непосредственному совершению актов так называемого "кибертерроризма" - полагаю необходимым подчеркнуть, что хотя до сих пор компьютерный терроризм еще не стал кошмарной реальностью, к угрозам его использования необходимо готовится уже сейчас.
Опасность катастроф техногенного характера, вызванных действиями террористов, по мере развития компьютерных технологий становится все более реальной, а об эффективности существующего уровня защиты информационных систем можно судить по степени распространения "пиратского" программного обеспечения - взломанные хакерами программы выбрасываются на нелегальные рынки спустя считанные недели, а то и дни после их официальных презентаций.
Приоритетным направлением действий антитеррористических подразделений в данной сфере, наряду с уже упоминавшимися техническими, организационными и правовыми мерами, представляются вполне традиционные для спецслужб мероприятия по проникновению в среду специалистов соответствующего профиля и выявлению среди них пособников террористов.
Данная форма деятельности, разумеется, актуальна и для борьбы с коммуникационным формами использования террористами Интернета, в особенности при выявлении в рядах пособников террористических организаций специалистов по шифрованию и стеганографии, и для противодействия существованию пропагандистских террористических сайтов, когда речь идет о профессиональных web-дизайнерах и PR-специалистах.
Однако именно в борьбе с "кибертерроризмом", не требующим значительного финансирования, существования легальных организаций и обладающим минимальным набором демаскирующих признаков, данная форма антитеррористической деятельности особенно актуальна.
Для реализации преступных замыслов главарей террористических организаций им необходимы исключительно хорошо подготовленные и высококвалифицированные специалисты узкого профиля, деятельность которых не должна ускользать от внимания соответствующих структур.
В тоже время, руководствуясь важнейшим принципом организации борьбы с терроризмом - законностью и необходимостью неукоснительного соблюдения прав и гражданских свобод человека, хотел бы вновь вернуться к вопросам информационного взаимодействия антитеррористических структур правоохранительных органов и спецслужб.
Эффективный и своевременный обмен информацией о действиях и замыслах террористов должен охватывать, в том числе и материалы уголовных дел, полученных с соблюдением всех необходимых процессуальных норм, что позволит нам оперативно и адекватно пресекать угрозы совершения преступлений террористического характера, используя юридически надежную доказательную базу.
Благодарю за внимание.
www.atcsng.ru
13.10.2005
Дмитрий Егоров