13 октября 2005
1970

О некоторых аспектах организации в государствах-участниках СНГ противодействия использованию террористическими и экстремистскими организациями возможностей сети Интернет

Адекватное реагирование на угрозы террористического характера в условиях современного высокотехнологичного общества предполагает, прежде всего, комплексное задействование правоохранительными органами и спецслужбами всего имеющегося в их распоряжении арсенала сил и средств, а также согласованное проведение мероприятий правового, организационного, оперативного и технического характера.

Как уже неоднократно отмечалось в выступлениях участников сегодняшнего семинара, в настоящее время существует несколько основных направлений использования возможностей и ресурсов глобальной сети Интернет участниками "террористического интернационала", на противодействии которым необходимо обратить особое внимание.

Так, для пресечения использования террористами Интернета в качестве средств телекоммуникации и связи для обмена сведениями, отдачи приказов на проведение террористических акций и перевода денежных средств, наиболее эффективным инструментом представляются специализированные программно-аппаратные технические комплексы, ориентированные на автоматизированный мониторинг и расшифровку по заданным алгоритмам передаваемой по сети информации.

Для решения указанного вопроса большую роль могла бы сыграть международная кооперация разработчиков специализированных технических средств и организация широкого обмена мнениями среди специалистов и экспертов правоохранительных органов и спецслужб различных государств. В качестве примера действий на данном направлении в государствах-участниках СНГ могу привести проведение Антитеррористическим центром СНГ в ноябре прошлого года международной научно-практической конференции "Использование современных и перспективных информационных технологий и методик в интересах специальных подразделений по борьбе с терроризмом", в работе которой принимал участие и сотрудник Отдела по борьбе с терроризмом ОБСЕ господин Андрей Стыценко.

Касаясь правовых аспектов противодействия коммуникационному использованию террористами Интернета, хотелось бы отметить, что в законодательствах государств СНГ существуют различные подходы к предоставлению Интернет-провайдерами технической информации о соединениях и трафике пользователей сети. В некоторых государствах, например, в Украине, подобные сведения могут предоставляться по обычному запросу правоохранительного органа, а российский подход предполагает наличие соответствующего судебного решения.

Сближение и гармонизация национальных законодательств в данной области представляется в этой связи вполне закономерным и логичным шагом, в реализации которого значительную роль могли бы сыграть международные и региональные антитеррористические структуры. В Содружестве Независимых Государств подобная деятельность осуществляется, в частности, в рамках деятельности рабочей группы Научно-Консультативного совета при Антитеррористическом центре СНГ.

Несколько иными представляются подходы к противодействию использования террористами Интернета для идеологической пропаганды, вербовки сторонников террористических и экстремистских организаций и потенциальных исполнителей актов террора, которое предполагает создание и использование Интернет-сайтов и web-страниц.

Достаточно зайти на любой сайт экстремистской организации, чтобы убедиться в наличии многочисленных перекрестных отсылок на "партнеров" по противоправной деятельности и наличии "зеркальных" сайтов.

Последнее обстоятельство все чаще сводит на нет усилия правоохранительных органов по закрытию экстремистских страниц, включая и использование так называемых "хакерских атак". Взломав конкретный сервер и заблокировав его работу, либо уничтожив на нем соответствующую информацию, можно лишь на время приостановить пропаганду экстремистов, которая возобновится после запуска резервной копии с другого сервера, обеспечивающего работу "зеркального сайта".

В этом смысле пропагандистский Интернет-терроризм и экстремизм подобен мифической Гидре, у которой на месте отрубленной головы - Интернет-страницы - тотчас вырастает новая.

Возможно ли его победить? У каждого явления, как известно, имеются сильные и слабые стороны. Слабость пропагандистского Интернет-терроризма заключается в его дороговизне и сложности, а также необходимости наличия легальных компонентов - серверов и компаний, их эксплуатирующих.

Данное обстоятельство позволяет правоохранительным органам и спецслужбам использовать два важнейших антитеррористических инструмента - запрет деятельности террористических организаций и борьбу с финансированием террористической деятельности.

Хотелось бы отметить, что практически все террористические и экстремистские сайты размещаются на серверах, физически расположенных за пределами национальных территорий государств, против которых направлено их содержание. Данное обстоятельство обусловлено трансграничным характером деятельности международных террористических и экстремистских организаций и стало возможным благодаря глобальным принципам построения сети Интернет.

В этой связи особую актуальность приобретает международное сотрудничество в сфере взаимного признания организаций террористическими и экстремистскими и формирования их единых списков в рамках международных и региональных организаций.

Проект единого списка террористических и экстремистских организаций, подготовленный специалистами Антитеррористического центра СНГ, в настоящее время проходит процедуру согласования в органах безопасности и спецслужбах государств Содружества.

Различия в национальных подходах к данной проблеме, в частности по вопросу о прерогативе принятия решений о запрете деятельности террористических организаций органами судебной (как в государствах СНГ), либо законодательной (как в государствах Европейского сообщества) власти и отсутствие соответствующих универсальных законодательных механизмов препятствуют формированию в ближайшее время их глобального списка, одобренного всем мировым сообществом.

Первоочередным шагом в решении указанной проблемы мог бы стать обмен информацией об организациях, признанных террористическими на национальном и региональном уровнях, в том числе с использованием межгосударственных автоматизированных информационных систем, таких, как Специализированный банк данных АТЦ СНГ и Объединенный банк данных органов безопасности и специальных служб СНГ.

Необходимость формирования нормативной базы организации обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом делает актуальным вопрос о заключении соответствующих межгосударственных соглашений, таких, как проходящий процедуру согласования проект Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом, подготовленный Антитеррористическим центром СНГ.

В этой связи хотелось бы вновь напомнить о предложении АТЦ СНГ по распространению опыта создания подобного нормативного акта для принятия аналогичных соглашений в рамках региональных организаций, а возможно и разработке на его основе соответствующей конвенции или международного договора на уровне Организации Объединенных Наций, вносившемся, в частности, в рамках Четвертой Специальной Встречи Контртеррористического Комитета Совета Безопасности ООН и Содружества Независимых Государств с международными, региональными и субрегиональными антитеррористическими организациями в городе Алматы (Казахстан) в январе сего года.

Переходя к вопросу противодействия потенциально наиболее опасному способу использования террористами Интернета - непосредственному совершению актов так называемого "кибертерроризма" - полагаю необходимым подчеркнуть, что хотя до сих пор компьютерный терроризм еще не стал кошмарной реальностью, к угрозам его использования необходимо готовится уже сейчас.

Опасность катастроф техногенного характера, вызванных действиями террористов, по мере развития компьютерных технологий становится все более реальной, а об эффективности существующего уровня защиты информационных систем можно судить по степени распространения "пиратского" программного обеспечения - взломанные хакерами программы выбрасываются на нелегальные рынки спустя считанные недели, а то и дни после их официальных презентаций.

Приоритетным направлением действий антитеррористических подразделений в данной сфере, наряду с уже упоминавшимися техническими, организационными и правовыми мерами, представляются вполне традиционные для спецслужб мероприятия по проникновению в среду специалистов соответствующего профиля и выявлению среди них пособников террористов.

Данная форма деятельности, разумеется, актуальна и для борьбы с коммуникационным формами использования террористами Интернета, в особенности при выявлении в рядах пособников террористических организаций специалистов по шифрованию и стеганографии, и для противодействия существованию пропагандистских террористических сайтов, когда речь идет о профессиональных web-дизайнерах и PR-специалистах.

Однако именно в борьбе с "кибертерроризмом", не требующим значительного финансирования, существования легальных организаций и обладающим минимальным набором демаскирующих признаков, данная форма антитеррористической деятельности особенно актуальна.

Для реализации преступных замыслов главарей террористических организаций им необходимы исключительно хорошо подготовленные и высококвалифицированные специалисты узкого профиля, деятельность которых не должна ускользать от внимания соответствующих структур.

В тоже время, руководствуясь важнейшим принципом организации борьбы с терроризмом - законностью и необходимостью неукоснительного соблюдения прав и гражданских свобод человека, хотел бы вновь вернуться к вопросам информационного взаимодействия антитеррористических структур правоохранительных органов и спецслужб.

Эффективный и своевременный обмен информацией о действиях и замыслах террористов должен охватывать, в том числе и материалы уголовных дел, полученных с соблюдением всех необходимых процессуальных норм, что позволит нам оперативно и адекватно пресекать угрозы совершения преступлений террористического характера, используя юридически надежную доказательную базу.

Благодарю за внимание.

www.atcsng.ru

13.10.2005

Дмитрий Егоров
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован