13 февраля 2007
2723

О некоторых аспектах сотрудничества государств-участников СНГ в вопросах экстрадиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений террористического характера

Уважаемые дамы и господа!

Практический опыт организации взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб государств-участников СНГ свидетельствует о том, что институт экстрадиции является одним из важнейших инструментов совместной антитеррористической деятельности, обеспечивающий неотвратимость наказания лиц, совершивших преступления террористического характера.

Правовые основы этого взаимодействия составляют как сложившаяся к настоящему времени система региональных международных нормативных правовых актов, ратифицированных государствами Содружества, так и двухсторонние договоры, определяющие условия и порядок осуществления экстрадиции.

Так, ряд государств Содружества присоединился к Европейской конвенция о выдаче 1957 г. и дополнительным протоколам к ней 1975 и 1978 годов, Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с дополнительным протоколом 1978 года и Европейской конвенции о борьбе с терроризмом 1977 года.

В рамках Содружества Независимых Государств 22 января 1993 г. в Минске была принята Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в которой, в частности, участники обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. В ее развитие в Кишиневе 7 октября 2002 г. была также принята аналогичная Конвенция, которую подписали 10 государств СНГ.

Кроме того, большинством государств СНГ заключен ряд двухсторонних соглашений, регламентирующих вопросы экстрадиции, причем не только с государствами, являющимися участниками Содружества.

В частности, Российской Федерацией заключены договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией и рядом других государств.

В национальных законодательствах государств-участников СНГ вопросы взаимной выдачи преступников и лиц, разыскиваемых по подозрению в совершении преступлений, могут регламентироваться как самостоятельными законодательными актами, например Законом Азербайджанской Республики "О выдаче (экстрадиции) лиц, совершивших преступления" от 15 мая 2001 г., так и в рамках других нормативных правовых актов.

Применительно к преступлениям террористического характера это могут быть уголовные и уголовно-процессуальные кодексы, а также национальные законы о борьбе с терроризмом.

При этом нельзя не отметить наличие общих подходов к данной проблеме, позволяющие организовать достаточно эффективное взаимодействие в вопросах выдачи террористов.

Сотрудничество государств СНГ в вопросах экстрадиции основывается на общепризнанных нормах и принципах международного права. В частности, в Российской Федерации эти принципы нашли свое отражение в главе 54 Уголовно-процессуального кодекса.

К ним относится принцип "взаимности", который заключается в том, что запрашивающее государство должно предусматривать возможность выдачи лица, совершившего преступление, в аналогичных ситуациях. Указание на возможность такой выдачи может содержаться в международном договоре с участием этого государства, в его национальном законодательстве, а при отсутствии такой регламентации - в запросе о выдаче либо в сопровождающих его документах должна быть выражена готовность к выдаче.

Следующим принципом является принцип "двойного вменения", заключающийся в том, что лицо выдается в тех случаях, когда совершенное им деяние признается преступлением законодательствами запрашивающей и запрашиваемой сторон. При этом не обязательно должны совпадать названия преступлений, главное установить идентичность основных признаков составов преступлений.

В соответствии с принципом "конкретности" выдаваемое лицо не должно подвергаться уголовному преследованию за преступления, которые не были указаны в запросе. В запросе следует указывать все преступления, которые подлежат вменению данному лицу.

В международном договоре или законодательных актах государства могут содержаться и иные обязательные условия выдачи. Так, в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. выдача для уголовного преследования осуществляется в отношении преступлений, "наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон лишением свободы или, в соответствии с постановлением об аресте на максимальный срок, по крайней мере, в один год либо более серьезным наказанием". При осуждении лица назначенный срок наказания должен составлять не менее четырех месяцев (ст. 2 Конвенции).

В двустороннем договоре России и Латвийской Республики о правовой помощи оговаривается, что выдача осужденного лица может быть осуществлена, если данное лицо осуждено к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, или к другому более тяжкому наказанию (ч. 2 ст. 61).

Принципиальным моментом при решении вопросов экстрадиции для большинства государств СНГ является невозможность выдачи другим странам своих граждан, в том числе и лиц, имеющих двойное гражданство.

Хотелось бы также обратить Ваше внимание на еще один существенный аспект, связанный с экстрадицией.

Каждая страна может предъявить экстрадиционные требования лишь при установлении точного места нахождения скрывающегося обвиняемого или осужденного. В этой связи при обращении о выдаче лица, место нахождения которого точно не установлено, в его выдаче может быть отказано.

Указанная проблема в отношении лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, решается в государствах СНГ в рамках межгосударственного розыска, в котором участвуют не только национальные правоохранительные органы и спецслужбы стран Содружества, но и специализированные межгосударственные структуры.

Положительную динамику развития и совершенствования данного вида межгосударственного сотрудничества можно проиллюстрировать следующими цифрами.

Так, если в 1995 году только по линии работы Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений на территориях государств-участников СНГ было разыскано 177 лиц, а экстрадировано 116, то аналогичные показатели в 2005 году составили соответственно 3196 и 1360 лиц.

Необходимо отметить, что эти показатели касаются экстрадиции лиц, совершивших преступления общеуголовного характера, а применительно к антитеррористической деятельности они значительно меньше.

В тоже время, следует учитывать, что речь идет о преступлениях, представляющих наибольшую угрозу безопасности нашим государствам и их гражданам.

Результаты анализа имеющихся в Антитеррористическом центре государств-участников СНГ сведений о конкретных лицах, подвергнутых экстрадиции, свидетельствуют о достаточно высокой эффективности сотрудничества компетентных органов в вопросах выдачи лиц, обоснованно подозреваемых в совершении террористических актов, имевших широкий общественный резонанс и повлекших значительные человеческие жертвы.

Так, летом 2002 года грузинской стороной были экстрадированы в Российскую Федерацию террористы Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов, объявленные в международный розыск по подозрению в организации и непосредственном участии во взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске в сентябре 1999 года, в результате которых погибли более 200 мирных граждан. В январе 2004 года они были признаны Московским городским судом виновными в совершении инкриминируемых им деяний и приговорены к пожизненному заключению.

Подобный пример не единичен.

В Российскую Федерацию партнерами были выданы лица, причастные к террористическим актам в Буйнакске в сентябре 1999 года и взрыву на газопроводе "Пермь - Нижний Новгород" в декабре того же года; в Узбекистан - подозреваемые в причастности к терактам, совершенным в феврале 1999 года и марте 2004 года в г. Ташкенте; в Азербайджан - один из членов преступной группы, участвовавший в убийстве азербайджанского депутата, Героя Советского Союза, академика Буньядова.

В числе экстрадированных - главари бандформирований, действовавших на территории Северного Кавказа, активисты запрещенных террористических и экстремистских организаций, боевики, прошедшие подготовку в лагерях террористов на территории Афганистана, и другие лица, обвинявшиеся в совершении тяжких преступлений.

Антитеррористический центр СНГ также участвует в координации деятельности компетентных органов государств Содружества в этой сфере.

Так, на основании ориентировки, направленной АТЦ СНГ, на территории Узбекистана задержан и впоследствии экстрадирован в Таджикистан гражданин Таджикистана, обвинявшийся в диверсионно-террористической деятельности, бандитизме, попытке осуществления государственного переворота в составе вооруженного формирования и совершении ряда других преступлений.

В заключение мне хотелось бы затронуть проблемы формирования нормативной правовой базы координации борьбы с терроризмом в вопросах межгосударственного розыска и экстрадиции.

К сожалению, существующая в настоящее время система международных антитеррористических конвенций, принятых в рамках Организации Объединенных Наций, не в полной мере охватывает весь спектр вопросов антитеррористической деятельности.

Существенные пробелы в ряде конкретных вопросов, таких как формирование универсального понятийного аппарата, обмена информацией о конкретных лицах и организациях, причастных к совершению преступлений террористического характера и ряде других практических аспектов антитеррористической деятельности, не позволяют в полной мере решать вопросы построения глобальной системы противодействия терроризму.

Это касается и вопросов экстрадиции.

По нашему мнению, эффективное решение этих вопросов требует всемерного ускорения работ по разработке и принятию ООН всеобъемлющей Конвенции борьбы с терроризмом, что позволит поднять на новый уровень сотрудничество государств в противодействии этой глобальной угрозе.

Благодарю за внимание.

www.atcsng.ru

13.02.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован