10 августа 2009
10556

О певческих голосах и вокальном искусстве

Цель настоящей статьи - популярно довести до читателя самые простые сведения из области вокального искусства, а также приоткрыть дверь в Тайны и возможности человеческого голоса.

Органом пения у нас являются две голосовые связки, которые издают звук как струны у музыкальных инструментов. Началу любого звукоизвлечения предшествует смыкание голосовых связок.

Прорыв внутреннего воздуха через голосовую щель заставляет связки вибрировать, приводя в колебание воздух, находящийся выше них.

Частота звуковых колебаний зависит от длины и напряжения голосовых связок, шепот возникает при несмыкании или полном смыкании голосовых связок.

Резонатором и усилителем звука у музыкальных инструментов является корпус, а у человека таким резонатором является грудь и головные пазухи. Поэтому у человека два регистра - высокий головной и низкий грудной, где усиливается и окрашивается обертонами издаваемый звук. Обертон - призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания. Обертоны, т.е. добавочные тоны, формируют тембр и красоту голоса. Тембр образуется в резонансной части голосового аппарата, по тембру голоса мы отличаем друг друга.

Певческий голос формируется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей каждого человека. Красивое качество звука у певца - чаще всего дар природы. Для артистической деятельности самое главное - иметь здоровый голос и крепкое телосложение, чтобы противостоять трудностям этой профессии, чувствовать настоящее призвание и страсть к искусству, иметь хороший слух и уметь играть на инструментах (главным образом на фортепиано). Если к этим качествам добавляется развитый ум, отличная память, приятная внешность и поведение, поэтическое и драматическое чувство - тем лучше для самого певца, его педагогам и благодарным слушателям.
Совокупность всех этих дарований чрезвычайно редка. Случается, и довольно часто, что человек, одаренный хорошим слухом, хорошим музыкальным чувством обладает ограниченным голосом, иногда жестким, сиплым и не чистым...

Нам известны имена выдающихся оперных артистов с мировой славой, нас восхищают их вокальные способности и мастерство, но мы редко задумываемся над тем, что их успехи в искусстве - это результат многолетней упорной учебы и труда, это не простой путь успеха и неудач, от малых аудиторий слушателей до сцен лучших мировых оперных театров.

Слушая оперных певцов, большинству из нас трудно определить характер их голосов, мы смешиваем сопрано с меццо-сопрано, тенор с баритоном, а баритон с басом.
Шаляпину Ф.И. были доступны партии для баритона и баса. Хотя распознавание характера голоса доступно профессионалам, читателю будет полезно ознакомиться с описанием всех певческих голосов, глядя на прилагаемый рисунок клавиатуры фортепиано.

Вы видите семь полных октав, в т.ч. три в басовом ключе (контроктава, большая октава и малая октава) и четыре в скрипичном ключе (первая октава, вторая октава, третья октава и четвертая октава).

Сопрано - самый высокий их женских голосов, диапазон сопрано охватывает первую и вторую октавы, а также часть третьей. Сопрано поет октавой выше тенора.
В музыкальной практике различают три основных типа сопрано -драматическое лирическое и колоратурное.

Драматическое сопрано - плотность, насыщенность тембра, ровность звучания на всем диапазоне (партии Лизы в "Пиковой даме" П.И.Чайковского, Аиды в опере "Аида" Дж. Верди).

Лирическое сопрано - мягкость тембра, гибкость, большая выразительность в кантилене (кантилена - распевное пение), подвижность (Татьяна в "Евгении Онегине" П.И.Чайковского, Наташа в "Войне и мире" Прокофьева).

Колоратурное сопрано (колоратура - украшение) - легкость, исключительная подвижность голоса в исполнении фиоритур (мелодическое украшение), пассажей (небольшие виртуозные музыкальные фразы, технически трудные для исполнения), прозрачность тембра, свобода звучания в верхнем регистре (вплоть до "фа" и "соль" третьей октавы). (Розина в "Севильском цирюльнике" Д.Россини, Людмила в "Руслане и Людмиле" М.Глинки).

Встречаются также смешанные разновидности сопрано - лирико-драматическое и лирико-колоратурное.

Сопрано обладают женщины и дети (мальчики, так называемые дискантисты).
Меццо-сопрано - женский певческий голос, средний между сопрано и контральто, по характеру звучания и тембровой окраске близок к контральто (Кармен в "Кармен" Ж.Бизе, Марфа в "Хованщине" М.Мусоргского, Амнерис в "Аиде" Дж.Верди).
Контральто - самый низкий по звучанию из женских певческих голосов, наиболее характерным "грудным" звучанием отличается нижний участок диапазона первой октавы (Ольга в "Евгении Онегине", Кончаковна в "Князе Игоре" А.Бородина). Иногда композиторы поручают этому голосу мужские партии (Ваня в "Иване Сусанине" М.Глинки, Лель в "Снегурочке" Н.Римского-Корсакова, Зибель в "Фаусте" Ш.Гуно).
Певческие голоса детей отличаются легкостью и чистотой звучания, характерной звонкостью тембра.

Дискант - высокий детский голос, ему обычно поручают верхнюю сопрановую партию в детском хоре.

Альт - низкий детский голос, звучит выше тенора и может исполняться низкими женскими голосами меццо-сопрано и контральто.

Тенор - мужской певческий голос, самый высокий по звучанию. Различают две основные разновидности тенора: лирический и драматический.

Лирический тенор - мягкий по тембру, нежный, "женственный" (Ленский в "Евгении Онегине", Альфред в "Травиате" Дж.Верди, Берендей в "Снегурочке" Н.Римского-Корсакова).

Драматический тенор - более сочный, крепкий, мужественный (Герман в "Пиковой даме" П.И.Чайковского, Хозе в "Кармен" Ж.Бизе, Канио в "Паяцах" Р.Леонковалло). В оперной практике встречается также лирико-драматический тенор, и по тембру к этой разновидности примыкает тенор-альтино.

Тенор-альтино - самый высокий из теноров (Звездочет в "Золотом петушке" Н.Римского-Корсакова). Его диапазон простирается до "ми" второй октавы (по звучанию).

Баритон - средний Между тенором и басом мужской певческий голос. Партия баритона записывается в басовом ключе. (Партия тенора всегда звучит на октаву ниже, чем записывается в скрипичном ключе).

Баритон -подразделяется на лирический и драматический.
Лирический баритон по характеру звучности близок к драматическому тенору (Онегин в "Евгении Онегине", Валентин в "Фаусте" Ш.Гуно, Берендей в "Снегурочке").
Драматический баритон - более мужественный, сильный, в нижнем регистре приближается к басу (Алеко в "Алеко" С.Рахманинова, Риголетто в "Риголетто" Дж.Верди).

Бас - самый низкий по звучанию мужской певческий голос.
Бас - кантанте или бас-баритон, диапазон сдвинут вверх незначительно, но нижние ноты звучат менее насыщенно, а верхние более сочно и свободно (Мельник в "Русалке" Даргомыжского).

Бас-профундо - глубокий, самый низкий (Кончак в "Князе Игоре" Бородина).
Центральный бас - звучит ровно и красиво во всем диапазоне и занимает промежуточное положение между басом-профундо и басом кантанте (Иван Сусанин в одноименной опере М.Глинки).

Фальцет - звук особенно высокого регистра мужских голосов с характерной тембровой бескрасочностью. Отличается небольшой силой звучания и некоторой "манерностью", искусственностью. Изредка фальцет применяется как выразительный художественный прием.

Можно надеяться, что эта статья поможет читателю приблизиться к профессионалам в распознавании певческих голосов, а также с еще большим понимание и удовольствием слушать голоса оперных певцов и солистов хоров.

По мере накопления знаний предлагаем читателю заполнить прилагаемую таблицу характеров певческих голосов и исполнителей с этими голосами.
Создавая оперы, композиторы пишут музыку, определяя для каждого персонажа тип голоса исполнителя, например, Кармен - меццо-сопрано, Ленский - лирический тенор, Риголетто - драматический баритон и т.д.

Ю.М.Ольхин
01.01.2008 г.
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован