События последних лет свидетельствуют о том, что подавляющее большинство террористических организа-ций, особенно на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, ассоциируются с понятием "религиозный экстре-мизм" который стал реальным фактором, негативно влияющим не только на ситуацию в отдельных странах, но и на мир в целом. Более того, на сегодняшний день это один из главных источников региональных вооруженных конфликтов и терроризма.
В этом плане рост террористической угрозы для центральноазиатских государств, в том числе и Казахста-на, обусловлен тем, что данный регион попадает в сферу интересов международных террористических и религиозно-экстремистских организаций. При этом осо-бую озабоченность вызывает усиление экстремизма на религиозной почве и проявления межконфессиональной нетерпимости.
Как отмечал Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев, "не хотелось бы нагнетать и обострять ситуацию вокруг возможности религиозного экстремизма в нашем Центрально-азиатском регионе и особенно в Казахстане. Но, к сожалению, в последнее время ситуация в регионе складывается далеко не лучшим образом с точки зрения возрождения таких крайних проявлений религиозных движений, как экстремизм".[1]
Прикрываясь религиозной идеологией, большинство из действующих в регионе экстремистских организаций сумели найти соответствующую питательную почву среди различных социальных слоев, а это, с учетом об-ширности и разноплановости связей центральноазиатс-ких стран и их народов, задевает интересы уже всех находящихся в регионе государств. Так, в Таджикистане и Узбекистане религиозный экстремизм уже представляет собой внушительное политическое направление, претендующее на свое особое место в оппозиции конституционным органам власти. "Тихая" экспансия, осу-ществляемая его приверженцами под видом благотвори-тельности путем предоставления гуманитарной и иной помощи через различные неправительственные фонды и организации, проводимая просветительская работа в частных учебных заведениях и медресе и.т.п., постепенно уступает свое место радикальным методам его насаждения.
Между тем, несмотря на очевидность угрозы распространения экстремистских идей в Казахстане, приходится с сожалением констатировать, что основной центр идеологического противодействия радикализму проповедников т.н. "чистого ислама" - Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) не проявляет должной последовательности в реализации своих программных целей. Серьезность проблемы заключается в том, что за 14 лет существования ДУМК не смог в полном объеме сформировать квалифицированный аппарат священнослужителей для местных религиозных объединений и преподавателей для казахстанских духовных учебных заведений.
Это подтверждается тем, что многие имамы не решаются обсуждать назревшие проблемы среди слушателей, не готовы вступить в конструктивную поле-мику по вопросам веры. Более того, даже в официальных документах исламское духовенство проявляет некомпетентность. Так, по оценкам некоторых прихожан мечети "Аулие-Ата" г.Тараза, принятая ДУМК "фетва" направленная против идеологии "Хизб ут-Тахрир" требует более глубокого анализа идеологии организации и недостаточно аргументирована. По мнению верующих, некоторые ссылки на положения канонов шариата либо неубедительны, либо неуместны.
Вместе с тем, незаполненную нишу в мусульманской общине активно используют представители зарубежных, в первую очередь, исламских, центров. При активном участии их эмиссаров в Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и других областях создано 156 мечетей, как правило, дистанцирующихся от ДУМК. В этих мечетях зачастую пропагандируются основы ваххабизма и других нетрадиционных для Казахстана религиозных течений. Указанное создает реальные предпосылки для распрост-ранения радикальных идей и размежевания верующих, что может иметь далеко идущие негативные последствия политического характера.
Наряду с этими идеологическими противоречиями особую сложность в складывающейся религиозной ситуации вызывает то обстоятельство, что в процессе исторически обусловленного возрождения интереса к религии в нашей стране обозначилась устойчивая тенденция к росту сторонников нетрадиционных религий и сектантских организаций, проповедующих религиозно-мистические и реакционные учения.
Регулярный мониторинг обстановки в стране позволяет констатировать стремление международных религиозно-экстремистских организаций закрепиться на территории нашего государства с тем, чтобы оказывать влияние на формирование, прежде всего, идеологичес-ких установок населения. К их числу можно отнести ра-дикально-экстремистское крыло ваххабизма, организа-ции: "Хизб ут-Тахрир", "Таблиги Джамаат", "Свидетелей Иеговы", "Церковь саентологии", "Церковь Христа", секты "Аум Сенрикё", "Церковь Сатаны", "Алля-аят", "Белое Братство", общество "Сознание Кришны" и другие.
Пропагандируя свои идеи, они одновременно проводят работу по привлечению сторонников, направлению их для прохождения углубленной религиозной обработки за рубеж, где адепты зачастую попадают в орбиту идеологов экстремизма, а также террористических организаций.
Как неоднократно подчеркивал один из идеологов "Хизб ут-Тахрир" Т.Набахони, главной формой деятельности экстремистских организаций является пропаганда - "даава" (буквально - "призыв"). Большое
значение в пропагандистской работе экстремистами уделяется личным качествам проповедника, который должен иметь "подобно пророку непоколебимую веру, быть готовым к любым враждебным действиям со
стороны противников. Он должен целенаправленно идти вперёд, не отступать, в поражениях не разочаровывать-ся, постоянно совершенствоваться, иметь чистоту и ясность мысли, постоянно находиться в поиске истины и подвергать строгой проверке свои знания и т.д. Он не должен ожидать людской похвалы и материальных
выгод". [2]
Кроме того, хизб (партия) должна действовать среди народа, воздействовать на его сознание, "исправлять в народе старые регрессивные мысли, наследие, полученное от прошлого поколения... Увеличить среди общества число своих надёжных верующих юношей, чтобы они крепко держали умму (общество), подобно офицерам в армии". [3]
Если ранее подобные рекомендации воспринимались абстрактно, то сегодня пропаганда консервативных идей первоначального или т.н. "чистого" ислама начинает принимать открытые формы. Так, 31 марта 2006г. после пятничной молитвы "жума-намаз" перед центральной ме-четью "Аулие-Ата" (г.Тараз) в среде прихожан местными последователями салафизма были распространены листовки "Знамение Аллаха: мучение в могиле" в которой говорится о величии Аллаха, а на обороте приведены хадисы имама Ахмада: "Испытания могилой пройдет каждый умерший человек за исключением шахидов, павших в Джихаде на пути Аллаха, и это первое испытание, которое ожидает человека перед судным днем". Кроме того, прихожанам мечети были розданы самоклеющиеся наклейки размером 8x6 см с надписями "Аллах всемогущ" и "Аллах один и Мухаммед - его посланник".
Такие публичные акции со стороны последователей салафизма ранее не фиксировались. Свои пропагандис-тские мероприятия они осуществляли конспиративно. Можно допустить, что указанная акция в Таразе являет-ся своего рода "пробным шаром" с целью выяснения реа-гирования властей и прихожан, а также потенциала салафитской общины по влиянию на мусульман.
Следовательно, можно констатировать, что на фоне крайне низкого влияния ДУМК на мусульманскую общину экстремистские организации готовы перейти от мирного, постепенного завладения сознанием верующих, каковы-ми поначалу представлялись "Хизб ут Тахрир" и "Таблиги джамаат" к радикальным призывам к самопожертвова-нию ради веры. При этом, как отмечают специалисты, опасность салафизма, "таблигизма" и других нетрадици-онных для Казахстана течений ислама заключается в реальной возможности подпадания их приверженцев под влияние террористических организаций. Последними широко применяется лозунг о необходимости проведения вооруженной борьбы - джихада - во имя Аллаха.
Между тем, как отмечают исламоведы, применение при этом термина "джихад" является в корне неверным. Так, со времени зарождения ислама понятие "джихад" означает "усилия, старания" истинности веры. Например "Джихад руки" - борьба в смысле выполнения предписаний Аллаха в проявлении усердия в духовной борьбе при постижении совершенства веры, "Джихад сердца" - борьба с мысленным грехом, плотскими возжеланиями, "Джихад языка, пера" - борьба против устных и письменных нападок на религию. И, наконец, "Джихад меча" - означает священную войну и защиту родины от вооруженной агрессии. По мнению Председателя Совета муфтиев России Р.Гайнутдина, "ложной и противоречащей Корану и Сунне Пророка является трактовка "джихада" отдельными экстремистскими псевдоисламскими группами, а также рядом СМИ как "война с неверными" ибо война для обращения в свою веру, как и война для захвата чужого, считается в исламе вообще недопусти-мой! При ведении законной войны категорически запрещается использовать боевые действия для наживы, грабежа, захвата пленников или заложников из числа невоюющих людей. В исламе право объявления и ведения "священной войны" от имени государства, т.е. войны в целях отражения агрессии и зашиты свободы и вероисповедания, принадлежит только самому государ-ству! Отдельные лица, общественные и религиозные об-щины таким правом не обладают". [4]
В настоящее время специальными и правоохранительными органами республики проводится комплекс предупредительно-профилактических мероп-риятий в отношении членов, активистов и руководителей религиозно-экстремистских течений и организаций, принимаются меры по пресечению их деятельности.
Однако, как показывает практика сопредельных государств (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан), жесткие меры пресечения экстремистских проявлений путем повального привлечения к уголовной ответствен-ности лиц, причастных к религиозно-экстремистской дея-тельности, не взирая на их должностной статус в иерархии той или иной организации и степени представ-ляемой опасности, порой несет обратный эффект, созда-вая им имидж мучеников и дает возможность накапли-вать опыт общения с правоохранительной системой.
Так, после признания в Казахстане зарубежной религиозной партии "Хизб ут-Тахрир" экстремистской ее деятельность приобретала конспиративный характер. Функционеры организации, наряду с продолжением пропагандистской работы в южных областях Казахстана, все более проявляют интерес к северным и центральным регионам республики. Активистам партии даются задания по изучению религиозной обстановки и социального положения населения в городах Кокшетау и Петропавловск, а также выяснению количества действу-ющих в данных городах мечетей. В последнее время чле-ны партии заметно активизировали свою деятельность в Павлодаре и Караганде. Сторонниками казахстанских ячеек "Хизб ут-Тахрир" рассматриваются возможные перспективы экспансии в Казахстан исламского образа жизни в случае установления теократической формы правления в какой-либо из стран Центрально-азиатского региона.
На сегодняшний день, ряд крупных исламских организаций и учебных центров (на-подобие "Рабита", "Аль-Азхар") предприняли совместные действия по преодолению межмазхабных различий для предотвращения раскола внутри ислама. В результате зародилось движение по реформе системы исламского образования (условно называемое "неоисламизмом").
В данном контексте имеет место и следующая точка зрения. Исследователи считают, что на основе глубокого изучения программных и идеологических установок "Хизб ут-Тахрир" и конкретных примеров ее деятельности напрашивается вывод, что в создании партии активное участие принимали антиисламские круги. Видные религиозные деятели исламского мира, такие как Мухаммад Кутб, Шейх Бин Баз - верховный муфтий Саудовской Аравии, доктор Юсуф Карзави, декан шариатского факультета Омманского национального университета доктор Абдуазиз Хайят, муфтий Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф, Х.А.Тураджонзода единодушно утверждают, что "Хизб ут-Тахрир" создан именно с целью искажения и очернения ислама. "Хизб ут-Тахрир" возникла в 40-50-е годы ХХ века, когда в мире началось активное возрождение исламского сознания, и в ряде таких мусульманских стран, как Египет, Ливия, Алжир, Сирия, Пакистан, Ливан, Иордания и др., новые исламские движения возглавили антиколониальную национально-освободительную борьбу. В ответ на это на Западе за короткий период были созданы десятки крупных "исследовательских центров по изучению ислама", которые в основном предназначались для разработки методов и программ, препятствующих процессу исламского возрождения. Было принято решение создать альтернативную исламскую структуру, вооруженную наиболее радикальными исламскими лозунгами, чтобы казаться "самой исламской".
По мнению Х.А.Тураджонзода, одного из основателей Исламской партии возрождения, бывшего первого вице-премьера, ныне члена Парламента Республики Таджикистан, "эта структура должна была одурманивать умы мусульман, не давая им возможности использовать современные достижения цивилизации, а также создать образ ислама, в котором каждый представитель другой религии чувствовал бы реальную угрозу своему жизненному укладу. В ее задачи также входила борьба с независимыми правительствами и умеренными движениями исламского мира. Такой силой, которая соответствует целям врагов ислама, стала "Хизб ут-Тахрир". На сегодняшний день она успешно справляется со своей миссией.".[5]
Таким образом, по мнению аналитиков, борьба с экстремизмом, прикрывающимся религиозной догматикой, возможна в следующих направлениях:
1-й - идеологическая работа, это т.н. контрпропаган-дистская деятельность, которая должна осуществляться через местные органы исполнительной и представитель-ной власти (акиматы, маслихаты и т.д.), СМИ, духовен-ство, учебные заведения, местные активы;
2-ой - активизация деятельности духовенства в целях дискредитации и разоблачения в глазах общественности антиисламской сущности доктрины религиозно-экстре-мистских организаций. Духовенство должно бороться "за умы мусульман" и в защиту настоящего ислама путем активного выступления перед прихожанами, критикуя и обоснованно разоблачая экстремистскую идеологию религиозных радикалов;
3-й - комплекс мероприятий специальных и правоохранительных органов республики, в том числе силовые меры.
При этом, как показывает анализ, несмотря на наличие в Казахстане государственных структур, функци-онально ответственных за недопущение религиозной ра-дикализации общества (Комитет по делам религии министерства юстиции, акиматы, маслихаты и др.) и ДУМК, основная работа по реальному противодействию распространению экстремизма на территории нашего государства осуществляется в основном силовыми структурами. А это, как отмечалось выше, оказывает не-однозначное воздействие, прежде всего, на проповедни-ков и потенциальных сторонников экстремистской идеологии.
В этой связи необходим, на наш взгляд, кардиналь-ный пересмотр образовательной политики, введение правового регулирования деятельности казахстанских религиозных учебных заведений с лицензированием их деятельности в Министерстве образования и науки. Также следует упорядочить процедуру направления граждан Казахстана на учебу в зарубежные теологичес-кие центры.
В плане государственного регулирования получения духовного образования показателен опыт Турции, являющейся светским государством. Так, стремясь пресечь проникновение экстремистской идеологии и ограничить деятельность нелегальных братств, правительство взяло на себя контроль за религиозным образованием в стране. В 1982 году в Конституцию Турецкой Республики была введена статья 24, которая гласит: "Обучение и преподавание религии и нравствен-ности осуществляется под контролем и надзором государства". [6]
Кроме того, не секрет, что обучение казахстанской молодежи в зарубежных теологических заведениях свя-зано с получением ими знаний, зачастую противореча-щих традиционно сложившемуся в Казахстане исламу. К тому же длительное пребывание их в зарубежной религиозной среде повышает вероятность проявления к ним интереса со стороны террористических и экстремис-тских организаций. В России уже осознали данную проблему и приступили к решению указанного вопроса.
Вместе с тем, создание действенного механизма противодействия экстремистским проявлениям - это не задача одного дня или отдельно взятого органа, а общенациональная государственная задача, к решению которой должны приложить свои знания и опыт все заинтересованные структуры. И наряду с совершенство-ванием законодательства считаем возможным иници-ирование конкретных шагов по совместной разработке концептуальных подходов по созданию мощного идейно-пропагандистского инструмента противодействия расп-ространению идеологии экстремизма на пространстве СНГ.
Список использованных источников:
Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. С.88.
Набахони Т. Партийное сплочение. Изд. Хизб-ут Тахрир, 2000. С.47.
Там же. С.87-88.
Гайнутдин Р. Ислам против террора. // Россия и мусульманский мир, 2005, N11, с.42-43.
Тураджонзода Х.А. Ислам, противоречащий Корану. За что борется "Хизб ут-Тахрир" http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1091604360, 4.08.2004 г.
Ли Ю. Состояние религиозного образования в Турции // Россия и мусульманский мир, 2006. N2(164). С.143.
www.atcsng.ru
17.10.2006
Аманжол Уразбаев