Эксклюзив
Чернышов Михаил Михайлович
08 октября 2020
819

О системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации

 

Профессор Чернышов Михаил Михайлович

 

Управление - сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Несколько пояснений.

  1. В управлении различают две стороны: субъект управления – кто управляет и объект управления – кем управляют.
  2. Управленческое воздействие осуществляется  путем передачи информации. Если же говорить об управлении в государстве, то система управления заложена в Конституции страны, в которой определяются органы управления и их права и обязанности, нормативные правовые акты, которые они могут издавать на государственном и на муниципальном уровне.
  3. Важнейшее значение имеют средства передач информации.  Чем средства передачи данных совершеннее, тем быстрее субъект управления получит необходимый результат в виде соответствующих, например,  материальных средств.

Смею утверждать, что двигателем прогресса являются  не энергоносители (революции пара, двигателя внутреннего сгорания и т.п.), а средства передачи информации. Сошлюсь на Евангелия от Иоанна …: «В нача́ле бы́ло Сло́во».

Слова, которые были зафиксированы  на глиняных табличках Шумеров в результате создания письменности.

В последующем был изобретен печатный станок, телефон, радио, телевидение и,  наконец, компьютер, основанный на цифровых технологиях.

И здесь хочу сделать замечание в связи современной Россией.

Почему-то никто в мире за столько веков не назвал экономику шумеров экономикой письменности или глиняных табличек.

Ни в одной источнике я не видел и не слышал, чтобы в какой-то стране называли или называют сейчас экономику экономикой печатного станка, телефона, радио и телевидения или цифровой экономикой.

Если же говорить с точки зрения теории систем, то орган управления – это надстройка, субъект управления, который воздействует на объект управления путем передачи информации с использованием соответствующих средств передачи данных. И чем средства передачи данных совершеннее, тем быстрее субъект управления получит необходимый результат в виде соответствующих, например,  материальных средств.

Замечание: «А как преуспела Россия в выпуске компьютеров, смартфонов и другой  электронной техники передачи информации»? Какую долю в ВВП страны занимает цифровой (электронный) сектор экономики в России?

  1. Об экономике, о капиталистической экономике.

Много создано экономических теорий. Когда-то и я изучал марксистско- ленинскую политическую экономию.

Но  чего не говорит К. Маркс? Капиталист - владелец фабрики или завода является, прежде всего, управленцем. Если он лучше управляет, то он и получает большую прибавочную стоимость. А если управление мгновенно разрушить, то тогда что получит рабочий - могильщик помещиков и капиталистов?

  1. В управлении выделяют несколько этапов: сбор информации, принятие решения (в государственном и муниципальном управлении – это принятие нормативного правового акта), передача информации с использованием средств ее передачи, контроль исполнения.

Известны события 1993 года. После этого происходила приватизация, передел собственности,  фактически разграбление страны, обворовывание народа.

Все проходило под лозунгами того, что собственность надо приватизировать и передать в частные руки. А фактически под этим лозунгом была разрушена системы управления на всех уровнях власти и во всех отраслях экономики.

В итоге практически вся собственность попала в руки людей, не способных управлять, а способных разрушать и воровать.

Огромное количество предприятий было разорено и разграблено такими горе управленцами. Разве это нормально, когда при валовом внутреннем продукте России в 1,98% (в 2018 году) от мирового у нас больше 110 долларовых миллиардеров, в ФРГ – около 20 (доля в мировом ВВП – 4,85%), в Японии около 30 (доля в мировом ВВП – 4,95%).

Не трудно составить пропорцию и подсчитать в сравнении с ФРГ и Японией. У нас может быть не больше восьми долларовых миллиардеров.

Привожу пункт 1 статьи 9 Конституции России: «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

В основном все долларовые миллиардеры России стали таковыми за счет продажи природных ресурсов, то есть за счет обворовывания народа, что и продолжается в настоящее время.

 Вот такие у нас управленцы у власти. Так у нас государство социальное или какое-то еще?  

В июле 2020 года прошло голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации. Народ, в целом, поддержал поправки. Но возникает вопрос: «А что-то изменится?»

Мне же представляется, что ничего не изменится.

Не изменить потому, что система управления останется прежней.

У субъектов управления нет понимания того, на что должно быть направлено управление, в интересах какой первичной структуры должно осуществляться управление.

Самое же главное (беда) заключается в том, что нет понимания, что же такое управление, в чем сущность и содержание управления.

Управление же должно быть направлено на семью. Семья является первичной социальной, экономической (производственной и потребительской), репродуктивной   и т.д. структурой. Семья, ее потребности стимулирует развитие экономки.

В целом же можно заключить, что в 20 веке и  уже в наступившем 21 веке в Советском Союзе и в России разрушался и разрушается институт семьи. То есть разрушается фундамент, на котором стоит государство.

Много семейных пар, которые намеренно не заключают брак официально, чтобы получать хоть какие-то деньги от государства на воспитание детей.  Считаю, что показателем бедственного положения большинства семей в России является материнский капитал.

В начале статьи отмечалась, что управленческое воздействие осуществляется  путем передачи информации и что основы управления закладываются в Конституции страны.

Вопрос, однако,  заключается в том, как будет работать российская власть, если до настоящего времени, начиная с 2006 года, положения Конституции Российской Федерации не исполнялись.

С 2006 года в федеральном бюджете не показываются федеральные законы, как расходные обязательства федерального бюджета, не показываются региональные законы, как расходные обязательства региональных бюджетов, не показываются правовые акты по вопросам местного значения, как расходные обязательства местных бюджетов.

Причиной сложившегося положения  дел является введение 2006 году бюджетной классификации.

За основу  бюджетной классификации в 2005 году была взята бюджетная классификация США, в которой классифицируются нормативные акты по  отраслям экономики с наименованиями программы и подпрограммы. Они являются расходными обязательствами федерального бюджета США.

При разработке бюджетной классификации Минфин  Правительства России не провел ее адаптацию к системе правовых актов России.

При разработке первого бюджета с применением такой классификации на 2006 год, разработчики расходной части бюджета не нашли таких классификационных признаков как законы, указы и т.п.

Тогда было принято совершенно необъяснимое решение: расходная часть бюджета стала планироваться по классификационным признакам бюджетной классификации, то есть расходы планировались не на исполнение нормативных правовых актов. В расходной части бюджетов «не показывались адреса», куда направлялись бюджетные ассигнования.

Такая методика планирования бюджета породила невиданную коррупцию.

В бюджетные средства, поступающие  главному распорядителю, включались,  в том числе, средства на содержание органа управления. Нечестные на руки чиновники стали «выводить» бюджетные средства путем начисления больших зарплат себе и своему ближайшему окружению, что является нарушением бюджетного законодательства. Орган управления должен финансироваться как орган управления.

Естественно, что после этого в отчетах показывалась средняя заработная плата по отрасли экономики (медицина, образование и т.д.).

А сколько министров и губернаторов разворовывали бюджетные средства? Не счесть.

Кстати, и в ныне действующем бюджете на 2020 год и плановый период в финансирование соответствующих отраслей включено финансирование отраслевых органов управления. Так что общую долю расходов на содержание органов управления в бюджете страны, бюджетах субъектов РФ и бюджетах муниципальных образований получить невозможно.   

В марте 2010 года в Минфине России было объявлено о новом этапе бюджетной реформе, что бюджет страны постепенно будет переведен на программный, что и произошло с бюджета на 2014 год. Но раз в бюджетной классификации были программы и подпрограммы, поэтому решили их разрабатывать для последующего включения в бюджет.

Органы исполнительной власти стали принимать нормативные правовые акты - расходные обязательства федерального бюджета, и они же их стали исполнять, что является нарушением статей 10, 105, 114, 115 Конституции РФ.

 При этом я не утверждаю, что Правительство РФ не имеет права принимать Постановления, которые могут быть расходными обязательствами федерального бюджета. Оно не имеет права принимать Постановления, дублирующие федеральные законы.

В методологии научного исследования в качестве инструмента исследования различают методы, законы, принципы, категории, правила и нормы.

Поэтому по уже принятым законам Правительство РФ обязано принимать Постановления, в которых в основном отражаются правила и нормы (нормативы) их исполнения. Что собственно и записано в Конституции РФ. Проекты таких постановлений готовят соответствующие министерства  и ведомства.

Привожу первый пункт статьи  115 Конституции России: «1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение».

На практике же бюджетная классификация для Минфина России является той «священной коровой», из-за которой разрушается правовая система страны.

После вступления в должность Президента Российской Федерации в 2012 году В.В. Путин издал так называемые майские Указы и уже в сентябре он не увидел Указы в расходной части проекта Федерального бюджета на 2013 год. Фрагмент встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева показали по Первому каналу центрального телевидения. Тогда Д.А. Медведев сказал В.В. Путину, что все объяснит ему позже.

А как Президент Российской Федерации В.В. Путин мог увидеть Указы, если в расходной части бюджета они не показывались, а приказ по бюджетной классификации издавался тогда после утверждения бюджета.  То есть Президент Российской Федерации «опоздал» на один год. 

В результате майские Указы Президента Российской Федерации стали расходными обязательствами  не федерального бюджета, а региональных бюджетов. У многих субъектов РФ денег на финансирование не хватало и они стали кредитоваться в коммерческих банках по процентной ставке в среднем 20% годовых. Некоторые субъекты РФ набрали кредитов столько, что впору тратить всю доходную часть бюджетов на выплату процентов по ним. 

В мае 2019 прочитал статью в местной газете по результатам совещания работников финансовых органов России, что Рязанская область должна коммерческому банку 20 млрд. рублей при ставке 20% годовых, то есть по 4 млрд. рублей в год.  А сколько же всего денег было заимствовано у коммерческого банка и сколько денежных средств уже было выплачено по процентам с 2013 года? В итоге же часть процентов за субъекты РФ теперь платит Федеральный центр. То есть бюджет страны и бюджеты субъектов Российской Федерации «работают» на коммерческие банки.

А это заработная плата учителей, врачей и других работников бюджетных учреждений. Органы власти все это не касается, они себе  еще и премии выписывают. Хотя у большинства субъектов  РФ бюджеты дотационные и выплачивать премии согласно положениям Бюджетного кодекса РФ запрещено, пункт 2, часть 3 статьи 130.

Вот так Минфин России управляет бюджетным процессом.

Обращался три раза на имя Президентов Российской Федерации Д.А. Медведева и В.В. Путина в 2011, 2013, и 2015 годах. Но получил ответы из Минфина Правительства России.

 Обращался дважды в Счетную палату Российской Федерации. На первое письмо, направленное мной в электронном виде, получил ответ, что в бюджетной системе РФ все хорошо. Второй раз направил письмо на бумажном носителе по почте в конверте на имя тогда Председателя Счетной Палаты Российской Федерации Татьяны Голиковой. Ответ из Счетной Палаты не получил.

В письме в качестве примера привел выписку из расходной части бюджета по финансированию работы Счетной Палаты РФ.

Финансирование звучит так: «Расходы на выплаты по оплате труда работников государственных органов по непрограммному направлению расходов «Обеспечение деятельности Счетной палаты» в рамках непрограммного направления деятельности «Счетная палата Российской Федерации» (Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами)».

Получается, что если бюджет называется программным, а программы, утвержденной Правительством РФ нет (оно не может регламентировать работу Счетной палатой РФ), то расходы будут непрограммными. Кроме, как абсурдом, это назвать нельзя.

Во-первых, расходным обязательством является Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

 

Во-вторых, Счетная палата РФ получает бюджетные ассигнования как казенное учреждение в виде бюджетной сметы и не только на заработную плату сотрудникам, но и на закупки товаров, работ и услуг для обеспечения работы Счетной Палаты. Если работники Счетной Палаты работают на улице или по домам, тогда это понятно.

А что значит непрограммные? Или эта формулировка снова позаимствована у США?

Получается, что объем бюджетных ассигнований в расходной части бюджета  рассчитывается формально. 

В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона № 41-ФЗ Счетная палата РФ осуществляет  предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Считаю, что аудит является неквалифицированным и недостоверным, если даже финансирование деятельности Счетной палаты РФ является необоснованным. Аудиторы Счетной палаты РФ, в частности, не обращают внимания на правильность составления расходной части федерального бюджета.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.07.2019 № 2202-1 от 26.07.2019 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации  и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации,...».

Получается, что прокуратура Российской Федерации не исполняет положения Конституции Российской Федерации и Федерального закона № 2202-1, если федеральные законы не показываются в расходной части федерального бюджета.

В целом же существует методологическая проблема: нет понимания разницы между отраслью экономики и отраслевым министерством, между классификационным признаком, например, образование и правовым актом по образованию, между экономическим содержанием разных бюджетных ассигнований.

В период подготовки к референдуму по Конституции РФ депутат Государственной Думы России Е.Г. Исинбаева призналась, что не читала Конституцию РФ. Я ее не осуждаю.

Но вопрос: «А читали Конституцию РФ работники Минфина РФ, которые разрабатывали бюджетную классификацию, читал Конституцию РФ в то время министр финансов Правительства РФ господин Кудрин А.Л., читали Конституцию России члены кабинета министров, читали Конституцию РФ депутаты Государственной думы России». Дальше продолжать не буду.

Конституция РФ принимается не только для народа, но и для органов власти всех уровней.

Приведу полностью статью № 3 Конституции России:

«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Выполняют органы власти России положения статьи №3 Конституции России? Мне представляется, что не выполняют.

В итоге федеральный бюджет, а по примеру федерального бюджета и бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, до 2014 года были закрытыми - не указывались правовые акты, на исполнение которых выделялись бюджетные ассигнования.

Но на этом все не закончилось. Минфин России продолжал проводить так называемую бюджетную реформу при всяком отсутствии здравого смысла, в ущерб нашему государству и народу.

На 2014 год и плановый период был принят так называемый программный бюджет. Составление бюджета по такой методике привело к нарушению статьи четвертой Конституции Российской Федерации, в пункте которой говорится: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». О каком верховенстве федеральных законов можно говорить, если ни один из них не отражен в расходной части Федерального бюджета до сих пор?

Привожу первый пункт статьи 105 Конституции России: «1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой…».

Очередным ударом по Бюджетной системе РФ явился Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В результате принятия этого Федерального закона были убраны правила и нормы расходования полученных бюджетных ассигнований в виде субсидий в бюджетных учреждениях России. Когда-то была так называемая тарифная сетка.

В настоящее же время порядок расходования бюджетных средств на заработную плату работникам учреждения руководитель учреждения определяет по своему усмотрению, то есть никаких правил и норм по начислению заработной платы не существует. 

В начале февраля 2016 года написал открытое письмо в интернете (сайт viperson.ru) на имя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, в котором, в частности, указал, что разница в оплате труда руководителя и рядового сотрудника бюджетного учреждения отличается в 20 и более раз. Был удивлен, когда через неделю в Программе Время был показан сюжет. Д. А. Медведев сказал, что недопустимо положение, когда разница в оплате труда руководителя и рядового сотрудника отличается в 10 и более раз. Я же в своем письме написал в 20 и более раз.

Знаю, что по стране прошли проверки, но в итоге ничего не изменилось, правила и нормы по начислению заработной платы работникам бюджетных учреждений Российской Федерации не установлены.  А прошло уже десять лет. Руководителя бюджетного учреждения можно наказать, например, если главный врач больницы  будет устанавливать врачу или медицинской сестре заработную плату меньше размера минимальной оплаты труда, часть 2 статьи 7 Конституции РФ.

А что страна получила в итоге? Большое количество медицинских работников и работников образования, выпускников высших учебных заведений за десять прошедших лет ушли из профессии. Странно, что наши чиновники понимают положения Конституции России о минимальной оплате труда, как норму, допустимую для всех. Но это только первый (нижний) уровень тарифной сетки.

В Советском Союзе тоже была норма минимальной оплаты труда, которая  составляла 70 рублей. Но такую заработную плату получала уборщица.

Получается, что существующая норма минимальной оплаты  труда, записанная в части второй статьи 7 Конституции России,  понимается Государственной Думой России как норма, которую можно применить ко всем наемным работникам. Но это абсурд. К сожалению, этот абсурд продолжается уже 10 лет, и никому дела до этого нет. Вот такое у нас социальное государство.

Почему тарифная сетка отменена в России для бюджетных учреждений Федеральным законом  от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

Органы власти все это не касается, они себе  еще и премии выписывают. Хотя у большинства субъектов  РФ бюджеты дотационные и выплачивать премии согласно положениям Бюджетного кодекса РФ запрещено, пункт 2, часть 3 статьи 130.

С 2019, года, как известно, в России действуют национальные проекты. На самом деле это очередная правовая чехарда. Законы не  исполняются - придумали программы, законы и программы не выполняются – придумали национальные проекты.

В заключение отмечу, что государственное и муниципальное управление в Российской Федерации фактически отсутствует, так как правовые акты, указанные в Конституции Российской Федерации, на всех уровнях власти не финансируются и не исполняются.

Хочу обратить внимание на то, как Япония, США и Великобритания управляют экономикой.

Во-первых, японцы с юности и до старости, как правило, работают в одной компании и получают достойную заработную плату.

Во-вторых, все производство  по качеству, прежде всего, ориентировано на внутренний рынок.

В-третьих, по служебному лифту продвигаются лучшие и достойные.

В-четвертых, на первом месте в Японии стоит человек, его семья и общество в целом, а не олигархи и интересы иностранных компаний.

Все президенты США, начиная с Франклина Делано́ Рузвельта, управляли и управляют экономикой США, и каждый в интересах США.

При этом они успешно управляют не только экономикой США, «но и экономикой России и других стран», устраняя тем самым конкурентов американской экономики.

Премьер-министр  Великобритании Маргарет Тэтчер несколько раз национализировала и приватизировала целые отрасли экономики пока не добилась устойчивого роста экономики страны. Наше же правительство не в состоянии национализировать то, что фактически украдено у народа.

Русский император Александр второй говорил, что его союзниками являются армия и флот. Я бы перефразировал данное высказывание шире: «Главным и единственным союзником руководителя страны является народ». Чего, к сожалению, в нашей стране не наблюдается с 1917 года.

 С чего надо начинать реформы.

  1. В палатах Федерального собрания Российской Федерации необходимо организовать слушания по Конституции Российской Федерации и публиковать толкование каждой статьи после согласования с Конституционным судом Российской Федерации.
  2. Всем органам, уровням и ветвям власти Российской Федерации необходимо вернуться в правовое поле Конституции Российской Федерации.
  3. Надо резко увеличить финансирование на развитие информационных технологий, для чего создать государственную компанию.
  4. Учредить муниципальные сельскохозяйственные предприятия с правом переработки и продажи продукции, тем самым стимулировать машиностроение для сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, строительство дорог, жилья и другой инфраструктуры. Надо дать  толчок развитию экономики. Все страны начинали реформы с сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.
  5. Развивать отрасли экономики с применением информационных технологий.
  6. Ввести ренту на добычу полезных ископаемых. Ввести прогрессивную шкалу налогообложения.  
  7. Ввести тарифную сетку на заработную плату в бюджетной сфере. Ввести тарифную сетку по выплате заработной платы работникам частных предприятий и установить норму прибыли собственников.
  8. Прекратить наращивание экспорта полезных ископаемых. Запретить продажу продукции без добавленной стоимости.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован