09 марта 2004
2208

О технической политике по повышению безопасности перевозок взрывчатых материалов промышленного назначения

А.И.Субботин В текущем году Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 он был преобразован в Федеральную службу технологического надзора. Спустя два месяца его вновь постигла структурная реорганизация. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 N649 была создана Федеральная служба по зкологическому, атомному и технологическому надзору. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года утверждено "Положение о Федеральной службе по зкологическому, атомному и технологическому надзору". В соответствии с распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 6 августа 2004 года N1363/1001 вновь созданная служба приобрела сокращенное название "Ростехнадзор". Несмотря на многочисленные преобразования в течение многих лет подряд одной из важнейших функций федерального органа в области промышленной безопасности и охраны недр являлось обеспечение безопасности при производстве и транспортировке взрывчатых материалов. О том, как проводилась эта работа рассказал заместитель начальника Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России), кандидат технических наук Александр Иванович Субботин.

Процесс транспортирования взрывчатых материалов даже без угроз диверсионно-террористических актов сопровождается риском нанесения вреда населению и окружающей природной среде, причем степень риска при перевозке опасных грузов в несколько раз выше по сравнению с перевозкой обычных грузов. При этом необходимо учитывать, что нередко объекты на которых осуществляется погрузка и выгрузка опасных грузов ,в том числе ядовитых сильнодействующих и взрывчатых материалов, находятся вблизи населенных пунктов, что значительно повышает риск возникновения аварий с тяжелейшими последствиями для населения.

В 2004 году при транспортировании взрывчатых материалов к местам производства взрывных работ произошло 4 аварии, в результате которых, погибли 2 человека, были уничтожены транспортные средства, почти 8 тонн (7989,8 кг) взрывчатых веществ, 340 электродетонаторов и 400 м детонирующего шнура. Аварии при перевозке взрывчатых материалов произошли в ОАО "Гайский ГОК", ОАО "Ямалгеофизика", ОАО "Бурятзолото". В ООО "Кемерововзрывпром" авария произошла при перевозке эмульсионного взрывчатого вещества "порэмит 1�А".

В этой связи надзорные органы, осуществляющие в пределах своих полномочий деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению терроризма на опасных производственных объектах, уделяют особое внимание повышению безопасности перевозок взрывчатых материалов промышленного назначения, в том числе решению вопросов в рамках антитеррористической деятельности.

Как следствие в настоящее время во всех организациях перевозка взрывчатых материалов автомобильным транспортом осуществляется в сопровождении вооруженной охраны органов внутренних дел, а при перевозках на дальние расстояния каждый автомобиль оборудуется радио и телефонной связью. При перевозках взрывчатых материалов железнодорожным транспортом обеспечивается дополнительная охрана грузов силами организаций и органов внутренних дел.

В целом эта работа проводится по специально утвержденным планам, которые ежегодно разрабатываются и направляются в территориальные органы. На основании указанного Плана выполняются конкретные мероприятия по антитеррористической защищенности объектов, связанных с перевозкой и погрузкой-разгрузкой взрывчатых материалов. Также разработаны, согласованы с ФСБ России и введены в действие с 01.05.2001 г. "Методические рекомендации по проверке защищенности опасных производственных объектов от террористических актов". Целью рекомендаций является методическая помощь в выявлении нарушений, создающих условия и предпосылки для утрат взрывчатых материалов или угрозу проникновения на указанные объекты посторонних лиц для проведения диверсионно-террористических актов.

Производится также внеплановые мероприятия. Так, в связи с террористической акцией в США в сентябре 2001 года, по телеграмме Госгортехнадзора России территориальными органами проведена внеочередная проверка защищенности мест хранения, применения, изготовления и перевозок взрывчатых материалов от террористических актов. Проверками были охвачены все поднадзорные предприятия. В основном, по результатам внеплановой проверки, физическая защищенность опасных производственных объектов была признана удовлетворительной.

Диверсионно�террористических актов при перевозке взрывчатых материалов промышленного назначения в последние годы зарегистрировано не было. Однако проводимые территориальными органами Госгортехнадзора России проверки защищенности объектов особой важности и повышенной опасности на железнодорожном транспорте показывают наличие недостатков, которые способствуют возможности их совершения, в том числе:
- отсутствие ограждений в пунктах погрузкивыгрузки взрывчатых веществ;
- сверхнормативные простои отдельных вагонов, загруженных взрывчатыми материалами на сортировочных станциях и необоснованные скопления вагонов со взрывчатыми веществами на подъездных путях предприятий в непосредственной близости от жилых массивов;
- отсутствие охраны мест отстоя вагонов со взрывчатыми веществами вне территорий станций и подъездных путей предприятий;
- транзитное следование поездов, загруженных взрывчатыми материалами через крупные населенные пункты.

Анализ нормативных правовых актов

Анализ показывает, что, в определенной мере, причиной продолжающихся нарушений требований транспортной безопасности при перевозке взрывчатых материалов является отсутствие в Российской Федерации законодательных актов прямого действия в сфере перевозок опасных грузов. Существуют законы, которые возможно косвенно использовать в данной области. К ним относятся законы Российской Федерации "О безопасности", "Об охране окружающей природной среды", Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О федеральном железнодорожном транспорте", "Транспортный устав железных дорог", "Гражданский кодекс Российской Федерации", которые регламентируют отдельные элементы перевозки опасных грузов, либо рассматривают вопросы безопасности перевозки опасных грузов в контексте общей безопасности движения, без учета специфических особенностей и свойств опасных грузов.

Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих в этой сфере, можно продолжить, но в большинстве своем они носят отраслевой характер, не согласованы между собой и не в достаточной мере устанавливают правовые, организационные и экономические основы обеспечения безопасности перевозок опасных грузов.

В 2004 году при транспортировании взрывчатых материалов к местам производства взрывных работ произошло 4 аварии, в результате которых, погибли 2 человека, были уничтожены транспортные средства, почти 8 тонн (7989,8 кг) взрывчатых веществ, 340 электродетонаторов и 400 м детонирующего шнура

Зарубежная практика (особенно Европейская) показывает следующее: в Германии "Закон о перевозке опасных грузов" распространяется на все виды транспорта, а правовые нормы в области перевозки опасных грузов в Европе постепенно приобретают общеевропейский характер. Поэтому назрела необходимость в подготовке проекта Федерального закона "О перевозке опасных грузов" с учетом специфики всех видов транспорта и необходимости принятия действенных антитеррористических мер, в котором необходимо установить правовые, организационные и экономические механизмы, обеспечивающие достаточный уровень безопасности при перевозке опасных грузов на территории Российской Федерации.

Антитеррористическая деятельность надзорных органов в сфере взрывчатых материалов промышленного назначения

Необходимо подчеркнуть, что антитеррористическая деятельность надзорных органов в сфере взрывчатых материалов промышленного назначения заключается не только в проведении различных проверок и других профилактических мероприятий, а, прежде всего, в реализации технической политики в данном направлении, осуществляемой в соответствии с разработанной концепцией. Существенно поднять уровень транспортной безопасности при перевозке взрывчатых материалов, в том числе в рамках антитерроризма, можно благодаря продуманной и длительнодействующей технической политике в указанной области.

Проблема повышения безопасности перевозок взрывчатых материалов промышленного назначения и техническая политика в этой сфере деятельности неоднократно рассматривались на заседаниях Межведомственного совета по взрывному делу при Госгортехнадзоре России.

Следует отметить, что техническая политика надзорных органов по повышению безопасности перевозок взрывчатых материалов осуществляется по двум основным направлениям:
- создание специальных автомобилей и вагонов для безопасной перевозки взрывчатых материалов;
- сокращение объемов перевозок взрывчатых материалов по территории Российской Федерации всеми видами транспорта.

В частности, по первому направлению технической политики разработан и может выпускаться целый типоразмерный ряд автомобилей различных марок и конструкций, предназначенных для раздельной и совместной перевозки взрывчатых материалов в различных организациях и климатических условиях. Однако, реализация этого направления даже в полном объеме, хотя и позволит существенно повысить уровень безопасности при перевозке взрывчатых материалов, не исключает возможности террористического акта на каком-либо транспорте со взрывчатыми материалами, которые сами по себе способны к взрыву под определенным воздействие.

Поэтому второе направление мы полагаем основным. Надо сказать, это решение было одобрено Всероссийской конференцией по проблемам взрывного дела в мае 2002 года, в которой приняли участие все основные разработчики, производители и потребители взрывчатых материалов, а также федеральные органы исполнительной власти, связанные в пределах компетенции с осуществлением отдельных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области взрывчатых материалов промышленного назначения.

Сущность этого направления состоит в том, что на территории России должны перевозится средства инициирования, изготовление которых возможно только в заводских условиях, а объемы перевозок взрывчатых веществ, должна быть максимально сокращены за счет увеличения доли перевозок компонентов для производства взрывчатых веществ в непосредственной близости для производства взрывчатых веществ в непосредственной близости от мест производства взрывных работ. Компоненты при этом должны быть невзрывчатые и, по возможности, не относиться к опасным грузам.

В рамках реализации технической политики в области транспортной безопасности на большинстве крупных горнорудных предприятий и угольных разрезов построены пункты по производству гранулированных взрывчатых веществ или приготовления эмульсий для эмульсионных взрывчатых веществ, приобретающих детонационные свойства только после заряжения ими скважин и шпуров. При этом для производства эмульсий практически везде используются отечественные компоненты, включая эмульгаторы и газогенерирующие добавки.

Начиная с 1997 года объем применения таких взрывчатых веществ увеличился более чем в 3 раза и достиг 64 % от общего количества потребляемых взрывчатых веществ в Российской Федерации. Надо признать, что в других странах с развитой горной промышленностью, таких США, Канада, Швеция и др. объемы потребления взрывчатых веществ, изготовленных на местах взрывных работ приближаются к 90%.


www.transafety.ru

09.03.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован