Перед тем, как решать, какая модель должна быть у отечественного здравоохранения: бюджетная (как в Англии и Уэльсе) или страховая- социальная (как в Германии, где она горит ярким пламенем и требует постоянных дотаций из бюджета) или коммерческая (как в США. Швейцарии), необходимо понять некоторые вещи. Здравоохранение- это не экономическая система с рыночными отношениями, где доминируют рентабельность и прибыльность. Попытка у нас перевести здравоохранение с социальных на экономические рельсы привели к значительному сокращению численности персонала и к закрытию многих нерентабельных организаций (участковые больницы, ФАПы, роддома и др). Они и ранее были такими, но тогда исходили не из экономичности, а из целесообразности. И система, основанная выдающимися организаторами здравоохранения, выдержала (не полностью) удары «рыночников»..Мы как-то забыли о том, что медицинская и образовательная организации на селе являются еще и очагом культуры и с их ликвидацией село гибнет: уезжают или вымирают люди, дома разрушаются, поля зарастают чертополохом. Об этом многие авторы и мы в том числе неоднократно писали. Мы здесь не будем отмечать все ошибки и недостатки отечественного и нынешнего здравоохранения, о них написано много и все они хорошо известны профессионалам, и не только. В основном они связаны не с медицинской помощью, а с ее организацией. К сожалению, в Минздраве РФ нет организаторов здравоохранения, а только лишь клиницисты. А страдает именно организация здравоохранения, что четко прослеживается на хаотичных и неэффективных действиях чиновников от медицины.. Одновременно никак нельзя считать, что явно недофинансированное советское здравоохранение основано на семашкинских универсальных принципах. Об этих принципах и степени их реализации мы написали в журнале «Оргздрав» (1915, 1, стр.120-127). Некоторые из этих принципов (широкое участие масс трудящихся в решении задач здравоохранения) в силу своей демократичности так и остались не реализованными, другие- не до конца выполненными. Поэтому глубокую политическую и ведомственную ошибку допускают те политологи и горе-специалисты, которые отождествляют советское здравоохранение с перспективными семашкинскими принципами. Тем не менее, здравоохранение является выраженной социальной системой и потому относится к сфере деятельности государства, которое выдвигает целевые требования, а не к сфере частного бизнеса. Поэтому о рыночной терминологии (медицинская услуга, набор медицинских услуг вместо медицинской помощи, продавец, покупатель и потребитель медицинских услуг, деньги следуют за пациентом, оплата за пролеченного больного и т.д.)можно просто забыть. А «спрос- предложение» прекрасно реализуется через потребности населения в разных видах медицинской помощи и степень ее удовлетворения. Другая проблема- как выстроить систему без учета модели (бюджетной, страховой или смешанной) здравоохранения. Для этого, в полном соответствии с Конституцией РФ, целесообразно разделить всю систему на систему охраны здоровья (СОЗ) и оказание медицинской помощи, понимая, что это разные понятия, с разной ответственностью и разными ресурсами. К СОЗ относятся такие проблемы, как питание и здоровье, питьевая вода и здоровье, загрязнения воздуха и здоровье, условия труда и здоровье и т.д. За это все должны нести ответственность первые лица государства, не переваливая ее на отраслевые плечи. Н верхнем уровне устанавливаются требования по критерию здоровья к функционированию всех подсистем (отраслей) структуры общества и с привлечением общественных организаций контролируется их исполнение, о чем докладывается ответственному лицу. Спрос- с министров. На следующем уровне устанавливаются требования по критерию здоровья к функционированию отдельных территорий.степень выполнения этих требований должна иметь количественное выражение и использоваться при оценке деятельности губернаторов. На низовом уровне СОЗ находится ПМСП в виде Общей практики. Именно здесь основное внимание (до 55% рабочего времени) должно уделяться профилактике болезней, что соответствует мировым тенденциям- переходу от медицины лечебной к медицине предупредительной., о чем более 150 лет тому назад говорил классик Н.И.Пирогов. Профилактика заключается в сохранении и развитию условий, способствующих развитию здоровья в общине (первичная профилактика), в предупреждении негативного действия внешних факторов на здоровье (вторичная профилактика), в предупреждении перехода болезней в более тяжелые формы и в предупреждении обострений (третичная профилактика). Кроме того, должна проводиться практическая работа по ведению гражданами, начиная с детского возраста, здорового образа жизни, за создание условий для этого должны нести ответственность местные органы власти (муниципалитеты при изменении их функций и достаточном финансировании).. Особое место в профилактике принадлежит массовым профилактическим осмотрам (скринингам) и индивидуальной диспансеризации. Кроме того, ПМСП и Общая врачебная практика должна оказывать необходимую помощь прикрепленному населении на приеме и на дому, для чего врачу общей практики должны быть созданы соответствующие условия, о чем мы неоднократно писали. Вся медицинская помощь (лечебная, диагностическая помощь, лекарственное обеспечение) при этом должна быть выстроена следующим образом: от простого к сложному, от общей помощи к специализированной. В дано случае ПМСП, куда входят также ФАПы и общая скорая помощь, является массовой помощьюобщего типа. Именно на этом уровне должны решаться до 85% всех проблем нездоровья пациентов. На следующем уровне (менее 15% проблем) начинается специализированная помощь, в виде КДЦ, созданных путем слияния поликлиники диагностических центров, где работают врачи- специалисты, включая педиатров и акушеров-гинекологов, консультанты для ВОП. А дальше должна быть выстроено оказание медицинской помощи населению, представленное в фундаментальных работах, в том числе в нашей книге Бремя перемен.( 2017).