02 декабря 2003
2954

О В.Высоцком вспоминает Дмитрий Евгеньевич Межевич

Впервые я встретил Высоцкого в 1960-м году, кажется, в мае, когда пытался поступить во МХАТовское училище. Приходил туда на консультации - и запомнил Володю: невысокий парень, рыжий. Он был с Г.Яловичем, они непрерывно острили...

После этого я Володю видел, примерно, в июле 1964 г. Чухрай ставил фильм "Жили-были старик со старухой", композитором была Пахмутова. А я явился предложить какие-то песни, но атмосфера "Мосфильма" мне не понравилась... И получилось, что я с этим фильмом (да и вообще с кино) никак не связан.

Так вот, спев всё, что мог, я внезапно увидел того самого парня, которого встречал во МХАТе. Он зашёл к Чухраю, пел ему песни. Вот что именно - убей не помню! Я тогда не знал, что он - Высоцкий. Хотя некоторые песни уже ходили, и его имя, вообще-то, было на слуху.

Немного позже я познакомился с Хмельницким, а в самом начале 1965-го он провёл меня на Таганку. Гляжу - знакомый парень на сцене...

В том же 65-м мы пришли на Таганку с Фимой Кацаровым. Он хотел петь песню Хмельницкого под мой аккомпанемент. Мы зашли к Борису в гримуборную перед "Павшими...", и там сидел Володя.

Песня у Хмельницкого была такая: "Снег вдет, снег идёт, снег идёт..." - что-то в этом роде. Высоцкий ещё передразнил: "Жил да был, жил да был чёрный кот..." Мне он в тот раз показался немного "шпанистым". Матерился, не стесняясь...

А 5 апреля 1966 года мы с Володей встретились на концерте бардовской песни в Политехническом музее. Этот и другие подобные вечера там организовывал Олег Чумаченко. Приглашались все поющие, независимо от степени известности.

На вечере 5 апреля председательствовал маститый композитор Аркадий Островский. Он говорил очень много теплых слов о бардовском течении, после чего приглашенные выступали. В зале был Ким, но он не пел. Городницкому аккомпанировал Туриянский. Пел Анчаров. Высоцкий с Анчаровым был на "ты", они очень тепло побеседовали.

Я тоже перебросился с Высоцким парой слов. Мы стояли рядом, он спросил: "Ну, что ты будешь петь?" Я пел "Дождь стучит в окно стучит...", "Глупое сердце" на слова Кузмина и "Декабрь" на слова Верхарна (своих стихов я никогда не писал).

Володя выступал одним из первых. Исполнил пять песен: "Нейтральная полоса", "Про боксёра", "Десять тысяч...", "Бал-маскарад". А вышел с "Братскими могилами" - потому что все барды сначала исполняли одну песню как "визитную карточку". Клячкин, например, пел в этой "визитке" "Не гляди назад, не гляди..."

Высоцкого не отпускали, просили спеть что-нибудь из спектаклей театра. На что он ответил, что в театре есть Хмельницкий и Васильев, которых тоже можно пригласить в этот зал. Откланялся и ушёл - с Яловичем.

Тогда я учился на втором курсе Щукинского училища. А окончив его, поступил в Театр на Таганке. Был март, как раз шли репетиция "Живого", где поначалу участвовал Высоцкий (позже на эту роль был назначен Феликс Антипов, мой сокурсник).

Когда я только стал приходить на Таганку, ещё робко себя чувствуя, меня попросили зазвать Володю в одну компанию. Он к тому времени уже "взлетел", и я сказал, что едва ли это его заинтересует - скорее всего, новые компании для него обременительны. Но пообещал узнать. Высоцкий отреагировал так, как я и предполагал.

А в октябре 1970 г. Нина Патэ - моя тогдашняя жена - попросила помочь организовать концерт Володи у них на работе, в РТИ АН СССР. Мы поговорили, и он согласился.

На концерт поехали втроём, на его "Жигулях". По дороге Володя, помнится, говорил, что ему вот-вот, чуть ли не завтра, нужно лететь в Казахстан. Тогда же Нина сказала, что есть возможность организовать ещё ряд концертов.

В РТИ я пригласил своего друга. Ещё обратил внимание на то, что перед началом с Володей очень бодро поздоровался кто-то из комсомольских работников.

На записи концерта слышно, что Высоцкий говорит: "Это тебе в лицо" вот по какому поводу: я сидел в первом ряду и плохо видел его лицо за микрофоном. По моей просьбе Володя его опустил - и произнёс эту фразу.

Уехал он один, мы возвращались отдельно. Я жил тогда на ул.Бауманской, 30/10, кв. 12. В этой квартире Володя бывал, но дома уже не существует.

После выступления в РТИ, действительно, Нина организовывала Высоцкому и другие концерты. Потом подключилась Вика Гора...

- А вы знаете, что в РТИ было ещё два концерта в декабре 1971 г.?

- Да, конечно, просто я на них не был и забыл упомянуть. А на многих концертах - бывал. Например, когда Нина не могла поехать с Володей или в других случаях.

Один раз мы с ним собирались ехать, кажется, в некий дом отдыха. У него было какое-то тревожное состояние, и то ли Володя, то ли Нина предложили мне съездить одному. Я поехал и попел, в том числе, песни Высоцкого.

- Где ещё вы были с Высоцким на его концертах?

- По-моему, во Фрязино, в 1973-м или 1974-м году... В Чермете с Викой Горой зимой 1970-го или 1971-го года. На этом концерте у Володи лопнула струна. А у меня всегда с собой запас. И пока я менял ему струну, он прочел монолог Хлопуши...

Надо сказать, что концерты. устроенные с моей помощью, как-то сблизили нас с Володей.

- Насколько нам известно, вы помогали Высоцкому с концертами до конца 1974 года.

- По-моему, это закончилось раньше. Нина продолжала обращаться ко мне, я говорил Володе, но у него уже были другие импрессарио.

- Первые гастроли Таганки при вас...

- Это Киев, сентябрь 1971 г.

- А как же Дубна, январь 1969-го?

- Нет, что вы, это были просто выездные бригады! Точно так же мы ездили в Загорск (где-то в декабре 1969-го) с "Добрым человеком...". Выездные проходили таким образом: приехали - отыграли - уехали. Туда и обратно на автобусах, без ночёвок. Всегда была очень чёткая организация.

Выезды были в Лыткарино, в Подлипки - несколько раз. По Москве - "Серп и молот" (очень часто), ГПЗ (тоже не однажды), МАИ, ЗИЛ, позже - АЗЛК... Всего не упомнишь. Фотографии, которые у вас, - это Первый часовой завод, примерно март 1970-го. Тогда после нашего совместного выступления Володя отдельно спел "Слухи" - это я точно помню.

- Во время выездных спектаклей Высоцкий давал сольные концерты?

- Он бы не успел этого сделать. Ведь мы, отыграв, сразу же возвращались обратно.

- Нельзя ли связать такие выступления с праздниками или другими событиями, чтобы уточнить даты?

- Это происходило в обычные дни, скорее, в будни. В театре выходным днём была среда.

Так вот, в Киев мы ехали всем коллективом. Володя в том числе. Помнится, это было 8 сентября. От театра до Внуково нас довёз автобус. А в самолёте не хватило мест. Юрий Петрович объявил по салону, что мы - Театр на Таганке, не мог бы кто-нибудь уступить нам одно место? В благодарность мы проведём вас в Киеве на спектакли.

Место уступил какой-то мужчина лет сорока, отказавшись от приглашения в театр.

Прилетели мы днём, разместились в гостинице "Украина", а вечером уже репетировали в помещении Театра оперетты.

Наш приезд для города явился чем-то из ряда вон! Народ в потрясении, у театра милицейские кордоны...

В Киеве мы тоже часто выступали с бригадами по организациям. У меня даже состоялось два самостоятельных концерта. А Володя был просто перегружен выступлениями.

Помнится, выступали мы на Радиоламповом заводе: Хмельницкий, Васильев, я, Соболев, Славина и Володя Высоцкий. Володя куда-то торопился, первым спел несколько песен и уехал.

Открывали мы гастроли спектаклем "10 дней...", и пробыли в Киеве дней двадцать. Мы уезжали поездом, а Высоцкий, кажется, и даже скорее всего, задержался, так как его там ещё куда-то приглашали.

По возвращении Юрий Петрович стал интенсивно репетировать "Гамлета", и в ноябре, как известно, уже состоялась премьера.

Затем были гастроли в Ленинграде в 1972 году. Стояло очень жаркое лето. Труппа туда и обратно ехала поездом, а Володя, может быть, и на своём

автомобиле. Сначала у него был "Рено", потом "Жигули", так мне помнится.

Играли мы в ДК Первой пятилетки, в ДК Дзержинского. Были и "халтуры" с бригадами. Однажды нашу бригаду даже прихватил ОБХСС - очень неприятно вспоминать! К Высоцкому этот случай не имеет никакого отношения. Он ведь со временем отошёл от этих бригадных "халтур", его и без того рвали на части. Разве что на шефские концерты с нами ездил.

Затем - Ташкент, а потом Алма-Ата, сентябрь-октябрь 1973 года.

В Ташкент прилетели днём, пробыли там две недели. Затем нас пригласили в Навои. Туда мы отправились двумя рейсами: я с группой, которую возглавлял директор театра Н.Дупак, вылетел раньше, Володя с группой Любимова - чуть позже.

А Дупак решил, что пока Любимовская группа в пути, мы и сами можем тут выступить. Повёл нас к администрации какого-то завода, и вдруг там спрашивают: "А почему Высоцкого нет?" Дупак: "Да он через час будет", - "Ну вот через час и устроим концерт".

- Высоцкий самостоятельно выступал в Навои?

- Мне кажется, это исключено. Вечером мы дали этот самый концерт и пробыли в городе дня два... Или на следующий день улетели в Ташкент... Трудно вспомнить.

В Алма-Ате мы выступали в какой-то войсковой части, и там Володя спел "Козла отпущения". Я тогда впервые услышал эту песню. Насчет его концертов там ничего не знаю.

- А "Полководец с шеею короткой..."?

- Насколько помню, эту песню он спел уже по возвращении в Москву. У нас готовился спектакль по Брехту "Конгресс обелителей", и Высоцкий тогда пел "Полководца".

- Что за "бригады" были в поездках по Дальнему Востоку в августе 1973 года?

- Высоцкий там не участвовал точно.

Следующая совместная поездка - это гастроли Вильнюс-Рига-Ленинград в сентябре-октябре 1974 г. Мы добирались в Вильнюс поездом, а Высоцкий, скорее всего, приехал отдельно. Играли там в каком-то ДК. Потом Володя был вынужден уехать в Москву, и появился уже под конец Рижских выступлений. И, как всегда, когда Юрий Петрович уже собирался его увольнять, он одним своим появлением сразу снял всё напряжение. Любимов вновь переменил отношение к нему, всё простил, и в Риге Высоцкий уже играл в "Антимирах".

Помню, сразу после возвращения у него то ли не было заварки, то ли не хотелось одному - он пригласил меня на чай. Разговор шёл о Пушкине, о спектакле "Товарищ, верь!" - Высоцкий был в нём занят поначалу.

- Вы помните съёмку на Ленинградском телевидении?

- А как же! Там присутствовали драматург Володин и Беньяш.

В начале 1975 года Володя уехал на три месяца за границу. В его отсутствие прошла премьера спектакля "Пристегните ремни".

А в сентябре у нас были гастроли в Болгарии - очень громкие гастроли. Сколько мы городов посетили! Называйте любой - не ошибётесь. Везде нас принимали фантастически радушно. В последний день, перед отлётом, нас посетил Живков. Это в Софии, в помещении театра; был накрыт стол...

Володя летел с нами в Москву. Летели все - это точно - в Шереметьево.

В Софии мы с Володей записали программу его песен под три гитары - он предложил мне и В.Шаповалову. Записывались поздно вечером, после спектакля. Мы даже не знали, что выйдет пластинка потом.

По возвращении из Болгарии мы вскоре отправились на гастроли в Ростов-на-Дону. Летели все вместе самолётом. Это октябрь.

Были "выездные" в Таганрог - один или два раза. Помню, играли там "Павшие...". И вдруг какой-то мужик из-за кулис начал что-то говорить Высоцкому по поводу его хриплого голоса. Володя его отшил - как по сценарию: "Не надо, батя, оставь..."

- В Таганроге Высоцкий давал концерты?

- Не знаю. У него тогда было нехорошо на душе, да и в конце пребывания в Болгарии - тоже.

- Почему у него в октябре забинтованы руки - это видно по фотографиям?

- У меня есть некие домыслы, но я оставлю их для себя, ведь, может быть, это неправда.

- 1976-й год: Югославия, Венгрия.

- Всё было очень хорошо, летели вместе в Белград, Володя был в форме. Там пробыли недели две, потом - самолётом в Будапешт. Кроме того, были в венгерском городе Дебрицы.

- Высоцкий во время гастролей не отлучался?

- Нет, нет. Всё было расписано.

Нас ещё приглашал посол СССР в Венгрии Павлов. После спектакля состоялся банкет - там же, в театре. Кроме того, Павлов был на дне рождения Любимова, в его номере.

Мы жили в комнате с Ваней Бортником, смотрю - он собирается на торжество. Мне навязываться не хотелось, но вдруг звонит Любимов: "Дима, я приглашаю..." Пришёл, попел. Народу много собралось. Был там и Высоцкий. Любимов попросил его спеть. Володя спел "Ещё не вечер", затем начал "Баньку" - и запнулся на ней. А после сказал мне, что не стал её петь именно из-за Павлова. Это 30 сентября 1976 года.

Обратно летели с Володей.

- В 1977 году были какие-нибудь гастроли, кроме Франции?

- Только Франция. Париж-Лион-Марсель. Из Москвы в Париж Володя летел с нами.

В Лионе жили в гостиницах, а Марсель там рядом. В Лионе было промозгло, а в Марселе - наоборот, мы ходили в рубашках.

Во Франции я купил Володину пластинку, и он сам предложил мне подписать её. После эту пластинку я подарил брату.

Володю я ещё в 1975 году после его приезда из Франции спрашивал, виделся ли он с Галичем. В ответ услышал: "Да знаешь, нет желания..."

А в декабре 1977-го в Париже Александр Аркадьевич приходил на наш "Гамлет" - уже постаревший, с палочкой. Страдавший от ностальгии. Я тогда (по-моему, единственный) подошёл к нему после спектакля, хотя, конечно, очень боялся - сами понимаете, какое время.

Труппа вернулась из Марселя в Москву 15 декабря, а Высоцкий оставался там.

В феврале 1978 г. - гастроли в ГДР: Берлин-Росток. Володя прилетел только в Росток. Помню, окликнул там меня на улице и позвал пить чай. С нами был Ваня Бортник.

Улетел Володя раньше всех, отыграв в "Добром..." Мне запомнились его глаза - какие-то тревожные. Он словно рвался оттуда.

В апреле 1979 г. мы летали в Ижевск со спектаклем "В поисках жанра" с Янкловичем и Золотухиным...

- Где вы были 1 мая?

- Уже в Москве. Мы вернулись, а Высоцкий, кажется, полетел в Чайковский, но не буду утверждать. Я пробыл в Ижевске дня 3-4, не больше.

Потом - гастроли в Минске. Примерно, в июне, дней двадцать. Володя с нами был, но всё время метался: уезжал, приезжал, опять уезжал...

После этого, в сентябре, - Тбилиси. Опять же, боюсь ошибиться, так как 79-й остался у меня в памяти годом глубокого мрака: я приближался к сорокалетию, это такой скверный возраст!..

В Тбилиси Высоцкий, Золотухин и Филатов вылетели раньше всех играть "В поисках жанра". Гастроли проходили на нервах, театр бурлил, Юрий Петрович периодически отъезжал, всё лихорадило, было в кризисе.

- А Высоцкий?

- Тоже, не меньше других.

Пошли дальше. Май 1980-го. Последние гастроли театра с Высоцким. Польша.

В Варшаву мы ехали без него, потом выступали где-то ещё, потом снова в Варшаве. Володя появился под конец гастролей.

Пробыл в Варшаве дня четыре, отыграл "Гамлета" и два раза - "Доброго..."

Жил он в гостинице. Помню, за кулисы к нему приходил пообщаться Ольбрыхский. Куда Володя уехал потом - не помню. А мы прилетели в Москву, у нас сезон продолжался до конца июля.

- Вы аккомпанировали Высоцкому у Бабека.

- Это 1976 год, примерно май-июнь. У Бабека мы были раза два, оба раза с моим другом Вячеславом Вениаминовичем Гаубергом (живущим теперь в Бостоне). Боюсь, что буду неточен, но первый раз мы записывали Володины песни на Речном вокзале, второй - на даче Бабека в Опалихе, это та плёнка, где "В сон мне - жёлтые огни..." А "Час зачатья...", по-моему, писали вообще отдельно - вот так мне помнится.

- Не ваш ли аккомпанемент на фонограмме Высоцкого в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"?

- Нет, не мой.

- Два слова о вашей гитаре.

- Она выпущена Ленинградской фабрикой, стоила 9 рублей 60 копеек. Лет тридцать назад я на полу перед эскалатором метро "Дзержинская" нашёл 9 рублей, добавил мелочь, отправился в ГУМ и купил эту самую гитару. С ней прошёл Щукинское училище, театр, гастрольные поездки, в том числе и в Болгарию, где мы записывались с Володей. После Болгарии я уже ездил с гитарой мастера Шуляковского, сделанной по моему заказу. Но эта первая - неизменная. На ней играл Шаповалов, Клячкин брал её на выступление, Галич с этой гитарой дал домашний концерт у Миши Мармера (он сейчас в Америке), Окуджава пел под неё во время репетиции спектакля "Работа есть работа", Высоцкий несколько раз воспользовался...

- Расскажите ещё что-нибудь о Высоцком.

- В театре, в старом буфете, у нас случались разнообразные банкеты. Мне запомнился 1968 год, сентябрь, открытие сезона. Володя вместе с Золотухиным пел "Баньку" за столом. К нам тогда как раз приезжал театр Брехта из Германии, они тоже присутствовали. Тогда же Володя спел "Ещё не вечер". Песня была новой, текст переводили немцам.

Хочу заметить, что я всегда был страстным обожателем Клячкина. Боготворил его, пропагандировал песни... Я всегда держал сторону слабых, - говорю в том смысле, что Высоцкий уже не нуждался в поддержке, а Клячкин мне казался хрупким, незащищенным (это в песнях, в жизни Клячкин довольно крепко стоял на ногах). А тут Володя попросил меня показать какие-то аккорды на гитаре. Я начал демонстрировать нечто сложное для него, приговаривая: "Вот, например, у Клячкина есть такой аккорд, такой, такой..." На что Володя заявил: "Ну, это же Клячкин!.." И я так понял, что возникла некая ревность. После премьеры спектакля "Берегите ваши лица", где Высоцкий пел "Охоту па толков" - я был просто ошарашен, потрясён, - подошёл к нему, чтобы высказать своё восторженное отношение. А он: "Тебе же Клячкин нравится!" - очень он был чувствительным в подобных ситуациях.

Я уверен, что у Володи имелось желание и дальше учиться игре на гитаре - так как у него было стремление вообще совершенствоваться. Но постоянно возникали какие-то другие дела, которые мешали приступить к этому всерьёз. Да, знаете ли, и невозможно, чтобы одному человеку было дано всё сразу - и быть поэтом, знаменитым на всю страну, и актёром, и концерты работать - и ко всему прочему виртуозно играть на гитаре.

...Весной 1976 года мы готовили спектакль "Работа есть работа", Любимов пригласил на репетицию Окуджаву. Володя узнал об этом и специально подъехал в театр с ним пообщаться. Тот пел "Грузинскую песню", и Высоцкий просто застыл, слушая. Он Окуджаву только и признавал изо всех бардов.

...В 1969 году Высоцкий показал мне брюки, сказав, что они ему не подходят. Я примерил - то что нужно. "Сколько с меня?" Он посоветовал оценить их в комиссионном. Там сказали: 15 рублей. За эту цену я и купил их у Володи.

...В начале 1971 г. после какого-то концерта Володя зашёл ко мне домой. Он торопился, а машины не было. Я стал пытаться заказать такси, но мне отвечали: только через час. Тогда Володя взял трубку и объявил себя. Машину они нашли тут же.

...В апреле 79-го в Ижевске мы с Володей не поладили - по чисто личным причинам, которым не место в публикации, - и до конца его дней между нами сохранялась напряжённость. Мы практически не общались. А в июле 80-го, в день "Гамлета", по-моему, последнего, я спускался по лестнице, а он сидел у телефона. Встретились взглядами, он даже улыбнулся, я ему тоже...

И я благодарен судьбе, что его последний взгляд был всё-таки с улыбкой, очень добрый.

Беседу вел Василий ГРОМОВ

otblesk.com
02.12.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован