О законности передачи Крымской области Украинской ССР

Между Российской Федерацией, Республикой Крым и городом Севастополем 18 марта 2014 года был  заключен Договор о принятии последних в Российскую Федерацию и образовании в составе Российской Федерации двух новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя. 21 марта 2014 года принят Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».[i] С этого момента Российская Федерация де-юре стала состоять из 85 субъектов, возвратив территории, исконно являвшиеся российскими.

Из отечественной истории известно, что Крым был объявлен присоединенным к Российской империи на основании мирного договора, подписанного с Турцией в 1774 году, а также изданного в 1783 году Екатериной II Манифеста о присоединении Крымского полуострова, полуострова Тамань и всей Кубанской стороны к России и последовавшей присяги крымско-татарского народа на верность России.

Впервые на территории Крымского полуострова республика провозглашена в начале 1918 года, когда Чрезвычайный съезд Советов Таврической губернии (являвшейся в то время административно-территориальной единицей Российской империи) образовал Центральный исполнительный комитет Тавриды как центральный орган власти Советов, который 21 марта 1918 года принял решение об образовании Советской Социалистической Республики Тавриды. Однако эта республика просуществовала немногим более одного месяца, поскольку в конце апреля 1918 года Крым был оккупирован австро-германскими войсками, а затем почти два с половиной года войсками генерала Врангеля.

18 октября 1921 года на части территории Таврической губернии в составе РСФСР была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика, которая в этом конституционно-правовом статусе в числе прочих краев, областей, автономных областей и автономных советских социалистических республик, входивших в состав РСФСР, была закреплена в ст. 14 Конституции РСФСР 1937 года (далее – Конституция РСФСР).

Рассмотрим действовавшие в 1954 году положения Конституции РСФСР и Конституции СССР, касающиеся вопроса передачи территорий из состава одной союзной республики в состав другой союзной республики. Так, согласно ст. 16 Конституции РСФСР территория РСФСР не могла быть изменена без согласия РСФСР. В ст. 19 Конституции РСФСР закреплены полномочия, находившиеся в ведении РСФСР в лице ее высших органов власти и органов государственного управления, в числе которых:

- представление на утверждение Верховною Совета СССР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР (п. «в»);

- утверждение границ и районного деления автономных советских социалистических республик и автономных областей (п. «г»);

- установление границ и районного деления краев и областей (п. «д»).

В соответствии со ст. 22 Конституции РСФСР высшим органом государственной власти РСФСР являлся Верховный Совет РСФСР. В ст. 23 Конституции РСФСР имелось  важное  уточнение о том, что «Верховный Совет РСФСР осуществляет все права, присвоенные РСФСР согласно статьей 13 и 19 Конституции РСФСР, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету РСФСР органов РСФСР: Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Народных Комиссаров РСФСР и Народных Комиссариатов РСФСР».

Анализ ст. 32 и 33 Конституции РСФСР, посвященных Президиуму Верховного Совета РСФСР, показал, что подотчетный Верховному Совету РСФСР его Президиум, был наделен ограниченным объемом полномочий, к числу которых вопрос установления или изменения границ территориальных образований, входящих в состав РСФСР, не относился.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений Конституции РСФСР, следует, что полномочиями по решению вопросов, закрепленных в ст. 19 Конституции РСФСР (об изменении территориальной целостности РСФСР), в 1954 году обладал исключительно Верховный Совет РСФСР.

Аналогичное распределение полномочий между высшими органами государственной власти СССР было закреплено в Конституции СССР 1936 года. К ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления согласно п. «д» ст. 14 Конституции СССР в числе прочих полномочий относилось утверждение изменений границ между союзными республиками.

В соответствии со ст. 30 Конституции СССР 1936 года высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР, который в силу ст. 31 Конституции СССР осуществлял  все права, присвоенные Союзу ССР, согласно ст. 14 Конституции СССР, поскольку «они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и министерств СССР.»

Из содержания ст. 48 и 49 Конституции СССР, регламентировавших компетенцию Президиума Верховного Совета СССР, следовало, что изменение границ между союзными республиками в число полномочий Президиума Верховного Совета не входило. Учитывая вышеприведенные положения Конституции СССР, вопрос изменения границ между союзными республиками в 1954 году относился к исключительной компетенции Верховного Совета СССР.

Вместе с тем, вопреки вышеприведенным положениям Конституции РСФСР и Конституции СССР, Крымская область (до 1946 года – Крымская АССР) в 1954 году была передана из состава РСФСР в состав Украинской ССР на основании решений неуполномоченных на их принятие органов государственной власти.

Так, 5 февраля 1954 года Президиумом Верховного Совета РСФСР принято постановление о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Указанное постановление было внесено на утверждение Президиума Верховного Совета СССР. 13 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета УССР издал постановление, в котором просил Президиум Верховного Совета СССР передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР. 19 февраля 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено совместное постановление Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Законом СССР от 26 апреля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», утвердившим вышеназванный Указ Президиума Верховного Совета СССР, было предписано внести соответствующие изменения в Конституцию СССР. С этого момента Крымская область юридически вошла в состав Украинской ССР.

Исходя из вышеприведенных обстоятельств можно сделать выводы о несоблюдении следующих положений Конституции РСФСР и Конституции СССР, предусматривавших процедуру передачи Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР:

1. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года  было  принято в нарушение ст. 16, 22, 23, 32, 33 Конституции РСФСР за пределами компетенции Президиума Верховного Совета РСФСР, поскольку вопрос об изменении границы РСФСР подлежал решению от имени РСФСР исключительно Верховным Советом РСФСР.

2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года принят в нарушение ст. 14, 30, 31, 48, 49 Конституции СССР за пределами компетенции Президиума Верховного Совета СССР, поскольку вопрос об изменении границ союзных республик от имени СССР подлежал решению только Верховным Советом СССР.

Таким образом, документы о передаче Крымской области в состав Украинской ССР были приняты с серьезными нарушениями положений Конституции РСФСР и Конституции Союза ССР.

 

В.Б.Евдокимов

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован