Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
08 июня 2022
475

Объективные предпосылки трансформации военного искусства

В политической и военной элите России этого долгое время не происходило, что свидетельствовало, прежде всего, о развале научных школ и системы подготовки кадров в постсоветский период и, конечно же, о традиционной инерции мышления. Критикуя видного военного теоретика Г.А. Леера[1], А.А. Свечин писал: Ему вовсе было чуждо представление об эволюции… Леер не понимал, что каждая эпоха создает свои предпосылки для стратегии (подч. – А.П.) и искал исключительно вечных принципов»[2].

«Свои предпосылки» в стратегии постсоветского периода вызревали стремительно, но для их политического признания нужно было мужество, в том числе и для того, чтобы признать собственные ошибки, которые и сегодня признаются правящей элитой с трудом. Как писал Г. Гудериан, «В политике никогда не следует прятаться от опасности, как страус, головой в песок, но именно такую стратегию слишком часто выбирал Гитлер, так же как его влиятельные политические, экономические и даже военные советники»[3].

Именно признание или не признание таких опасных реалий становится первым шагом к изменению в политике безопасности в государствах в третьем десятилетии нового века. Оно начинается с признания самых опасных глобальных тенденций, которые системно сказываются на безопасности государств. Политики и военные США, например, выделяли три таких важнейших тенденции[4]:

– глобализации, охватившей всей сферы человеческой деятельности, ставшую «катализатором» экономического и социального развития, соперничества за ресурсы, социальной напряженности и политической нестабильности;

– демографическую, изменившую во многом не только соотношение сил в мире между ЛЧЦ и регионами, но и создавшую угрозы неконтролируемой эмиграции и социально-политической напряженности;

– неконтролируемого распространения технологий, что (особенно в военной области) ведет к радикальным изменениям в соотношении сил и военной мощи[5].

Но, как уже говорилось выше, усиливалась и обратная тенденция – влияния развития силовых средств и способов в политике вообще, и военной стратегии, в частности, на формирование МО и ВПО в мире. То, что прежде назвали бы «нарастающей милитаризацией политики». Не трудно заметить, что за последние три десятилетия влияние военной силы на формирование МО и ВПО существенно изменилось в сторону её усиления. Войн и военных конфликтов стало больше, а их издержки – выше[6]. Прежде всего, из-за военно-политических последствий ликвидации основного конкурента западной коалиции – СССР и ОВД. Но не только. Быстрое военно-технологическое развитие США и их союзников предоставило им качественно новые средства ведения войны – ВТО, БПЛА, средства связи, разведки и управления[7], которые существенно, качественно повышали боевую эффективность ВС и ВВСТ.

Это привело к изменению способов использования ВВСТ, т. е. всего военного искусства, включая военной стратегии, которая превратилась для Запада по сути в безнаказанное убийство своих противников. Разница хорошо видна на примере войны в Афганистане и в Ираке. Если, например, ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 года можно было назвать традиционной (даже последней традиционной военной операцией ВС в ХХ веке) операцией сухопутных сил[8], то интервенция Международной коалиции в 2001 году в Афганистан и в 2003 году в Ирак стала по сути совершенно новой формой применения военной силы, когда ВВС и ВТО, а также координация деятельности ЦРУ с оппозицией сыграли решающую роль[9].

В Югославии в 1999 году произошла, по сути, первая попытка такой военной операции, когда с помощью нанесения ВТО ударов с воздуха и КРМБ была достигнута политическая цель – военное поражение европейской армии крупного государства без участия сухопутных сил. Иначе говоря, влияние новой формы развития СО и новых способов ведения вооруженной борьбы на формирование ВПО и МО в мире радикально изменилось[10]. Война для западной военной коалиции стала вполне приемлемой и допустимой акцией, а формирование МО в новом столетии шло под влиянием этой парадигмы[11].

Сложилась крайне опасная ситуация, когда субъективные решения отдельных политиков в военной области рассматриваются как допустимы меры для достижения политических целей. Аналогия в прошлом – очевидна. Именно такая ситуация сложилась, например, в мире, когда неожиданные военные успехи Германии и Гитлера 1938–1942 годов привели к радикально неправильной оценке ВПО. Как пишет автор фундаментальной работы генерал фон Типпельскирх, «В конце августа (1942 года – А.П.) в ставке Гитлера можно было слышать о том, что победа над Советским Союзом Для него стала второстепенным делом, которому он уже почти не уделяет внимание, и что сейчас его больше всего интересуют широкие планы захвата Среднего Востока»[12]. Разгром под Сталинградом стал сокрушительным политическим, а не только военным поражением Германии, изменившим не только ВПО в Европе, но и МО в мире.

Во многом МО в начале ХХI века повторяет эту ситуацию: субъективные представления о мощи США, Великобритании, Франции и Японии оказывают негативное влияние на процессы формирования новой международной реальности, нередко уводя политиков от адекватной оценки своих возможностей и влияния СО на формирование МО и ВПО.

Это, естественно, не могло ни отразиться на формировании конкретных сценариев развития ВПО и МО, которые достаточно быстро переходили из стадии преимущественно силовых в преимущественно военно-силовые в своем развитии. Таким образом, известная доминирующая сила влияния развития того или иного сценария МО на ВПО в мире на состояние СО, а также конкретных военных конфликтов и войн, усложнилась обратной тенденцией – влияния особенностей и характера войн и военных конфликтов, конкретные особенности развития СО и войн стали существенно влиять на состояние и развитие ВПО и МО. Это стало особенно видно на примере интервенции США и их союзников в Афганистане, где минимальное использование сухопутных ВС коалиции сопровождалось мощными усилиями по формированию «антитеррористического фронта», с одной стороны, и переносом акцентов на применение ССО и нанесение ударов ВТО, – с другой.

При этом нельзя конечно же говорить, что конкретные войны и их результаты, а, тем более, формирование СО в конкретном регионе не сказывались прежде на формировании ВПО и МО. Война в международных отношениях нередко оказывалась самостоятельным фактором. В принципе влияние развития СО, войн и военных конфликтов, как и средств (ВВСТ) и способов ведения войны на формирование ВПО и МО, всегда существовало и было сильным. Но именно в нашем веке произошло превращение войны в способность развитых государства быстро решать стратегические цели политики с её помощью. Войны против Югославии, Афганистана и Ирака занимали несколько недель, приобретая для тех, кто их начинал, политическую победу. Подобное прежде, например, в ХХ веке было возможно только в случае массированного применения ядерного оружия, когда отпадала необходимость в достижении промежуточных – оперативных и тактических – задач. «Война – это последствие американской глобализации: вместо консенсуса – дубина»[13].– очень точно сказал бывший сенатор ЕС Дж. Кьеза.

Другое последствие развития военной области в ХХ веке стало предсказуемость политических результатов войн. До XXI века, даже в войнах ХХ века в Корее и во Вьетнаме такой заданности получения результата не было потому, что война всегда носила традиционно непредсказуемый характер. По этому поводу еще К. фон Клаузевиц писал, что «Война является областью неопределенности; три четверти того, на чем должен производиться расчет всех военных действий, спрятано в облаках великой неопределенности…. Война есть область риска»[14]. Но в XXI веке развитие силовых военных и не военных силовых средств политики приобрело особенное значение, которое фактически гарантировало политический «позитивный» результат нападающему государству-члену западной коалиции. Даже в таких сложных случаях как война в Афганистане.

Иными словами, в ХХI веке в МО и ВПО сложилась такая ситуация, когда западная коалиция может обеспечить себе достижение политической победы практически над любым субъектом МО, исключая до определенного времени немногие страны, обладающие ОМУ, но и по отношению к ним могут быть использованы эффективные не военные силовые средства, разрушающие их суверенитет и национальную идентичность.

Так, среди не военных силовых средств и мер политики особенное (подчеркнуто приоритетное) значение приобрели такие средства разрушения национальной идентичности и подрыва национального суверенитета – информационные, политико-дипломатические, культурно-образовательные, научно-технологические. Кстати, когда США озаботились отражением вероятной ответной враждебной силовой реакцией террористов на военную экспедицию против талибов в Афганистане, в том же сентябре 2001 года, т. е. также формами военно-силового, преимущественно террористического, воздействия, то на первом месте в списке возможных целей в США были поставлены не военные объекты, а «символы американской культуры» – киностудии, парки развлечений, центральные узлы глобальных коммуникаций и т. д.[15]

Иными словами, силовые военные и силовые не военные средства политического влияния получили на Западе мощное развитие именно под воздействием политической установки на сохранение системы военно-политического и финансово-экономического доминирования США в мире, т. е. это стало политической установкой, «социальным заказом», а не случайной тенденцией в политике США и их союзников во втором десятилетии нового века[16].

С другой стороны, надо признать, что развитие ВВСТ и военного искусства в странах западной военно-политической коалиции превратило войну в реальный и эффективный инструмент внешней политики, т. е. вернуло влияние военной силы в международные отношения, которое было на какое-то время ослаблено с появлением военно-стратегического равновесия и модной политической риторикой последней трети прошлого века.

 

________________________________________

[1] Леер Генрих Антонович (1829-1904), профессор стратегии, в течение 30 лет – «главный выразитель русской теоретической мысли во всех областях военного искусства» (по словам А.А. Свечина).

[2] Свечин А.А. Идеализм Леера / В кн: Стратегия в трудах военных классиков. М.: Финансовый контроль, 2003, с. 559.

[3] Гудериан Гейнц. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне. 1939-1945. М.: Центрполиграф, 2020, с. 209.

[4] The National Military Strategy of the United States of America 2015. Wash., 2015, June, p. I.

[5] Новиков Я.В. Движение вверх / Сайт ЦВПИ, 28.08.2021 / http://eurasian-defence.ru/?q=analitika/dvizhenie-vverh

[6] Считается, например, что в 2019–2021 годах в мире существовало порядка 30 войн и военных конфликтов, а потери в некоторых локальных войнах, таких как в Ираке, Афганистане и Сирии превышали несколько сотен тысяч человек.

[7] Подберёзкин А.И., Мунтян М.А., Харкевич М.В. Долгосрочное прогнозирование сценариев развития военно-политической обстановки: аналит. доклад. М.: МГИМО-Университет, 2014, сс. 17–44.

[8] Ввод ОКСВ в Афганистан потребовал предварительного доукомплектования около 100 частей и организаций, призыв из запаса более 50 тыс. военнослужащих, развертывания управления 40-й армии, трех мотострелковых дивизий, отдельных бригад и мобилизации из народного хозяйства более 8 тысяч автомобилей. См.: Громов Б. Ограниченный контингент. М.: Яуза Контент, 2019, с. 87.

[9] За два месяца США фактически использовали только несколько сот специалистов ЦРУ и ССО, стратегическую авиацию и ВТО, а также огромное количество денег для подкупа оппозиции. См.: Тенет Дж. В центре шторма. Откровения экс-главы ЦРУ. М.: Эксмо, 2008, сс. 217–240.

[10] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Политика стратегического сдерживания России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2019, сс. 423–523.

[11] Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в ХХI веке. М.: Издательский дом «международные отношения», 2018. 1596 с.; Подберёзкин А.И., Жуков А.В. Оборона России и стратегическое сдерживание средств и способов стратегического нападения вероятного противника. Вестник МГИМО-Университет, 2018, № 6, сс. 141–168.

[12] Типпельскирх К. фон. История Второй мировой войны, Крушение. М.: Вече, 2020, с. 3.

[13] Кьеза Дж. Цугцванг для человечества. М.: Книжный мир, 2019, с. 4.

[14] Клаузевиц К. фон. Принципы веления войны. М.: Центрполиграф, 2020, с. 16.

[15] См.: Тенет Дж. В центре шторма. Откровения экс-главы ЦРУ. М.: Эксмо, 2008, с. 231.

[16] Этой проблеме я не раз уделял внимание в своих работах 2014–2021 года. См., например: Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки: монография. М.: ИД «Международные отношения», сс. 110–135.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован