17 июля 2008
2827

Об опыте проведения совместных антитеррористических учений государств-участников СНГ на критически важных объектах энергетической инфраструктуры

Правовые основы совместной деятельности государств-участников СНГ в вопросах обеспечения безопасности объектов повышенной технологической и экологической опасности, к которым относятся и объекты энергетической инфраструктуры, определены Договором о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, подписанным в городе Минске 4 июня 1999 года.

Статья 1 Договора относит захват, выведение из строя и разрушение подобных объектов к понятию "технологического терроризма".

Статья 5 Договора, в числе направлений сотрудничества в вопросах борьбы с терроризмом, определяет "оказание содействия в оценке состояния системы физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности, разработке и реализации мер для совершенствования этой системы", а также "совместное, по согласованию Сторон, финансирование и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке систем и средств физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности".

Практическое сотрудничество в данном направлении совместной антитеррористической деятельности государств Содружества осуществляется в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных межгосударственными программами сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Уже первая из них, "Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года", утвержденная Главами государств Содружества 21 июня 2000 года, предусматривала соответствующий раздел.

В частности, в рамках Программы предусматривалось "Разработать и осуществить на своих территориях комплекс мероприятий по совершенствованию защиты объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, в том числе и для других государств".

На данном этапе внимание, в основном, уделялось мерам, принимаемым на национальном уровне. Здесь можно упомянуть категорирование объектов по степени уязвимости и потенциальной опасности, усиление мер физической защиты, проведение внеплановых проверок состояния охраны, пожарной безопасности, пропускного режима и режима секретности на вышеуказанных объектах.

В следующей программе, рассчитанной на 2003 - 2004 годы, предусматривалось проведение согласованных мероприятий, направленных на защиту объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность. Проводившиеся антитеррористическими подразделениями мероприятия на критически важных объектах энергетической инфраструктуры включали мониторинг состояния режимных мер, физической охраны, сигнализации и других инженерных средств защиты, выделение наиболее уязвимых участков в плане возможного совершения террористических акций.

Положительно зарекомендовала себя практика проведения экспериментов по проверке эффективности внутриобъектового и пропускного режима с участием учебных нарушителей, применявшаяся, в частности, Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан.

Кроме того, проводились на национальном уровне и соответствующие антитеррористические учения.

Среди них можно упомянуть оперативно-тактическое учение "Атом-2003" (сентябрь 2003 года, г. Сосновый Бор Ленинградской области); оперативно-тактическое учение "Технология-2004" на нефтеперерабатывающем комбинате г. Перми и тактико-специальное учение на Кольской АЭС, которые проводились под эгидой ФСБ России (2004 год).

Следующая межгосударственная Программа - "Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005-2007" помимо уже упоминавшихся мер, предполагала практическую отработку нового, исключительного важного антитеррористического инструмента - "Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ".

Для этого было запланировано провести совместные командно-штабные и оперативно-тактические антитеррористические учения, в ходе которых отрабатывать вопросы координации взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ при проведении совместных мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом, включая защиту от террористических посягательств находящихся в приграничной зоне техногенноопасных объектов, в первую очередь -ядерной энергетики, химической промышленности, гидроузлов, нефте- и газохранилищ и продуктопроводов.

На их проведении хотелось бы остановиться подробнее.

С 16 по 19 августа 2005 года в г. Актау Республики Казахстан был проведен сбор руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ.

В рамках сбора, при координирующей роли АТЦ СНГ, Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан проведено совместное командно-штабное учение "Каспий-Антитеррор-2005" с участием сотрудников органов безопасности и специальных служб Российской Федерации и Украины по теме: "Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий и специальной операции по пресечению диверсионно-террористических акций на объектах топливно-энергетического комплекса".

В учении и проводимых мероприятиях приняли участие делегации органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ (кроме Туркменистана), представители органов безопасности и специальных служб США, Китая, Германии, Пакистана, Турции, Исламской Республики Иран, уставных и рабочих органов СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества.

Для участия в учении, с целью эффективной отработки вопросов взаимодействия спецслужб государств Содружества при проведении оперативно-розыскных мероприятий, по предложению руководства АТЦ СНГ, была создана совместная учебная группа из числа сотрудников КНБ Республики Казахстан, ФСБ России и СБ Украины, выступающих в роли условных террористов.

Учение проводилось в три этапа.

На первом этапе учения проведены оперативно-розыскные мероприятия с использованием возможностей оперативных подразделений территориальных органов безопасности Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины по маршруту перемещения легендированной диверсионно-террористической группы.

Задачей совместной учебной группы было перемещение по территориям Российской Федерации, Украины и Республики Казахстан в целях выявления уязвимых в диверсионно-террористическом отношении мест, заранее определенных сторонами, которые могут быть использованы террористами как возможные объекты для совершения террористических актов.

17 августа 2005 года проведен круглый стол по теме: "Предупреждение, выявление и пресечение диверсионно-террористических акций на объектах энергетики, нефтегазового и минерально-сырьевого комплексов".

В рамках сбора подведены итоги действий оперативно-поисковых подразделений КНБ Республики Казахстан, ФСБ России и СБ Украины в ходе проведения СКШУ, а также состоялась электронная презентация специальных технических средств, предназначенных для обеспечения антитеррористической и оперативно-розыскной деятельности, организованная представителями "Рособоронэкспорта" России, ФГУП "Концерн "Системпром" и Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН.

На втором этапе учения отрабатывались вопросы планирования, подготовки и одновременного проведения специальных операций по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах топливно-энергетического комплекса с применением специальных антитеррористических подразделений двух государств Содружества.

Силами антитеррористических подразделений КНБ Республики Казахстан и ФСБ России была проведена специальная операция по освобождению заложников и нейтрализации террористов в Актауском международном морском торговом порту.

На третьем этапе учения подразделения МЧС Республики Казахстан продемонстрировали практическую отработку вопросов ликвидации последствий террористического акта на объектах топливно-энергетического комплекса.

При отработке учебных вопросов участникам учения была предоставлена возможность наблюдать в реальном масштабе времени за работой оперативного штаба, ходом переговорного процесса с террористами и самой спецоперации по пресечению диверсионно-террористического акта.

19 августа 2005 года состоялось подведение итогов сбора и учения. У участников сбора руководящего состава антитеррористических подразделений государств-участников СНГ и совместного командно-штабного учения "Каспий-Антитеррор-2005" проведенные мероприятия нашли поддержку и одобрение.

По оценке экспертов, результаты проведенных под эгидой АТЦ СНГ сбора руководящего состава антитеррористических подразделений государств-участников СНГ и совместного командно-штабного учения "Каспий-Антитеррор-2005" свидетельствуют о дальнейшем усилении интеграционной составляющей межгосударственного сотрудничества в области противодействия международному терроризму и другим проявлениям экстремизма на пространстве Содружества.

На следующих учениях тема защиты критически важных объектов энергетической инфраструктуры была продолжена.

Так, в период с 27 по 29 сентября 2006 года в Республике Армения на атомной станции г. Мецамор было проведено совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение "Атом-Антитеррор-2006" по теме: "Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению диверсионно-террористических групп. Подготовка и проведение Вооруженными Силами Республики Армения, во взаимодействии с оперативной группой ОШ ОДКБ, войсковой операции по блокированию и уничтожению диверсионно-террористических групп. Проведение специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объекте атомной энергетики" с участием сотрудников органов безопасности и специальных служб Республики Армения и Российской Федерации.

Учение проводилось в два этапа: 1 этап - организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению диверсионно-террористических групп, подготовка и проведение Вооруженными Силами Республики Армения, во взаимодействии с оперативной группой ОШ ОДКБ, войсковой операции по их блокированию и уничтожению; 2 этап - организация работы оперативного штаба и проведение совместной специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объекте атомной энергетики.

Основными задачами первого этапа СОС КШУ являлись:

- организация и проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий по обнаружению объектов оперативной заинтересованности;

- подготовка и проведение Вооруженными силами Республики Армения, во взаимодействии с оперативной группой ОШ ОДКБ, войсковой операции по блокированию и уничтожению диверсионно-террористических групп.

В целях отработки задач первого этапа учения была создана совместная учебная диверсионно-террористическая группа, в состав которой вошли восемь сотрудников Центра специального назначения ФСБ России и четыре сотрудника спецподразделения СНБ Республики Армения.

В соответствии с утвержденным замыслом учения учебная группа в течение недели скрытно перемещалась по территории Армении по определенному руководителем учения маршруту общей протяженностью 72 км с задачей изучения возможных подходов к Армянской АЭС, выявления системы охраны и пропускного режима. В этот период оперативными подразделениями СНБ РА и другими правоохранительными органами республики проводился комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению местонахождения условных террористов.

В подготовке и проведении совместного учения активное участие принял Объединенный штаб Организации Договора о коллективной безопасности. Офицеры Объединенного штаба совместно с офицерами АТЦ СНГ, ФСБ России, СНБ РА, МО РА осуществляли тесное взаимодействие на всех этапах его подготовки, начиная с выработки замысла и заканчивая практической работой в составе передовой группы по подготовке учения.

Практическая отработка учебно-боевых задач по блокированию и уничтожению диверсионно-террористических групп осуществлена на войсковом полигоне с высадкой десанта и проведением учебно-боевой стрельбы с задействованием сил и средств войсковых подразделений Министерства обороны Республики Армения.

Второй этап проводился на Армянской АЭС.

На нем этапе отрабатывались вопросы организации работы оперативного штаба, планирования, подготовки и одновременного проведения специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на двух объектах с применением специальных антитеррористических подразделений Республики Армения и Российской Федерации.

При отработке учебных вопросов участникам учения была предоставлена возможность наблюдать в реальном масштабе времени за работой оперативного штаба, развернутого в одном из помещений станции, ходом переговорного процесса с террористами и самой спецоперации по пресечению диверсионно-террористического акта на объектах атомной энергетики, проведенного силами специальных антитеррористических подразделений Службы национальной безопасности Республики Армения и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В качестве объектов, захваченных террористами, использовались помещение блочного щита управления недействующего энергоблока АЭС и железнодорожный состав, перевозящий персонал станции.

Итоги учения ярко продемонстрировали готовность спецподразделений государств - участников СНГ эффективно пресекать действия террористов на различных государственно важных объектах и возросший опыт взаимодействия силовых структур различных ведомств при выполнении совместных задач противодействия терроризму.

Дальнейшее проведение мероприятий по защите объектов энергетической инфраструктуры продолжается в рамках очередной Программы сотрудничества государств СНГ на 2008 - 2010 годы, утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года.

Так, в июне этого года сотрудники АТЦ СНГ приняли участие в качестве наблюдателей на проведенном Антитеррористическим Центром Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (г.Алматы) республиканском оперативно-тактическом учении "Атом-Антитеррор-2008". Учение проводилось на базе республиканского Института ядерной физики. Сценарий учения предполагал захват группой условных террористов заложников в здании Института ядерной физики, угрозу взрыва реактора, проведение переговоров, освобождение заложников, захват условных террористов.

Наблюдатели АТЦ СНГ отмечают профессиональную работу Департамента мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций г.Алматы. Комитету национальной безопасности Республики Казахстан удалось решить задачу обеспечения взаимодействия специальных и гражданских подразделений при отработке сценария учений. Учение показало, что в реальной критической ситуации действия силами и средствами названного Департамента обеспечат минимизацию последствий акта радиологического терроризма, что представляется крайне важным. АТЦ СНГ учитывает опыт АТЦ КНБ Республики Казахстан, а также Департамента мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций г.Алматы при подготовке АТЦ СНГ методических рекомендаций по организации оперативно-тактических учений на объектах с радиоактивными материалами.

В заключение хочу выразить уверенность, что компетентные органы государств Содружества способны адекватно реагировать на угрозы и вызовы современного терроризма, в том числе обеспечить защиту критически важных объектов энергетической инфраструктуры от террористических атак.

Благодарю за внимание.


www.atcsng.ru

17.07.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован