Правовые основы совместной деятельности государств-участников СНГ в вопросах обеспечения безопасности объектов повышенной технологической и экологической опасности, к которым относятся и объекты энергетической инфраструктуры, определены Договором о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, подписанным в городе Минске 4 июня 1999 года.
Статья 1 Договора относит захват, выведение из строя и разрушение подобных объектов к понятию "технологического терроризма".
Статья 5 Договора, в числе направлений сотрудничества в вопросах борьбы с терроризмом, определяет "оказание содействия в оценке состояния системы физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности, разработке и реализации мер для совершенствования этой системы", а также "совместное, по согласованию Сторон, финансирование и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке систем и средств физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности".
Практическое сотрудничество в данном направлении совместной антитеррористической деятельности государств Содружества осуществляется в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных межгосударственными программами сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Уже первая из них, "Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года", утвержденная Главами государств Содружества 21 июня 2000 года, предусматривала соответствующий раздел.
В частности, в рамках Программы предусматривалось "Разработать и осуществить на своих территориях комплекс мероприятий по совершенствованию защиты объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, в том числе и для других государств".
На данном этапе внимание, в основном, уделялось мерам, принимаемым на национальном уровне. Здесь можно упомянуть категорирование объектов по степени уязвимости и потенциальной опасности, усиление мер физической защиты, проведение внеплановых проверок состояния охраны, пожарной безопасности, пропускного режима и режима секретности на вышеуказанных объектах.
В следующей программе, рассчитанной на 2003 - 2004 годы, предусматривалось проведение согласованных мероприятий, направленных на защиту объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность. Проводившиеся антитеррористическими подразделениями мероприятия на критически важных объектах энергетической инфраструктуры включали мониторинг состояния режимных мер, физической охраны, сигнализации и других инженерных средств защиты, выделение наиболее уязвимых участков в плане возможного совершения террористических акций.
Положительно зарекомендовала себя практика проведения экспериментов по проверке эффективности внутриобъектового и пропускного режима с участием учебных нарушителей, применявшаяся, в частности, Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан.
Кроме того, проводились на национальном уровне и соответствующие антитеррористические учения.
Среди них можно упомянуть оперативно-тактическое учение "Атом-2003" (сентябрь 2003 года, г. Сосновый Бор Ленинградской области); оперативно-тактическое учение "Технология-2004" на нефтеперерабатывающем комбинате г. Перми и тактико-специальное учение на Кольской АЭС, которые проводились под эгидой ФСБ России (2004 год).
Следующая межгосударственная Программа - "Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005-2007" помимо уже упоминавшихся мер, предполагала практическую отработку нового, исключительного важного антитеррористического инструмента - "Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ".
Для этого было запланировано провести совместные командно-штабные и оперативно-тактические антитеррористические учения, в ходе которых отрабатывать вопросы координации взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ при проведении совместных мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом, включая защиту от террористических посягательств находящихся в приграничной зоне техногенноопасных объектов, в первую очередь -ядерной энергетики, химической промышленности, гидроузлов, нефте- и газохранилищ и продуктопроводов.
На их проведении хотелось бы остановиться подробнее.
С 16 по 19 августа 2005 года в г. Актау Республики Казахстан был проведен сбор руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ.
В рамках сбора, при координирующей роли АТЦ СНГ, Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан проведено совместное командно-штабное учение "Каспий-Антитеррор-2005" с участием сотрудников органов безопасности и специальных служб Российской Федерации и Украины по теме: "Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий и специальной операции по пресечению диверсионно-террористических акций на объектах топливно-энергетического комплекса".
В учении и проводимых мероприятиях приняли участие делегации органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ (кроме Туркменистана), представители органов безопасности и специальных служб США, Китая, Германии, Пакистана, Турции, Исламской Республики Иран, уставных и рабочих органов СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества.
Для участия в учении, с целью эффективной отработки вопросов взаимодействия спецслужб государств Содружества при проведении оперативно-розыскных мероприятий, по предложению руководства АТЦ СНГ, была создана совместная учебная группа из числа сотрудников КНБ Республики Казахстан, ФСБ России и СБ Украины, выступающих в роли условных террористов.
Учение проводилось в три этапа.
На первом этапе учения проведены оперативно-розыскные мероприятия с использованием возможностей оперативных подразделений территориальных органов безопасности Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины по маршруту перемещения легендированной диверсионно-террористической группы.
Задачей совместной учебной группы было перемещение по территориям Российской Федерации, Украины и Республики Казахстан в целях выявления уязвимых в диверсионно-террористическом отношении мест, заранее определенных сторонами, которые могут быть использованы террористами как возможные объекты для совершения террористических актов.
17 августа 2005 года проведен круглый стол по теме: "Предупреждение, выявление и пресечение диверсионно-террористических акций на объектах энергетики, нефтегазового и минерально-сырьевого комплексов".
В рамках сбора подведены итоги действий оперативно-поисковых подразделений КНБ Республики Казахстан, ФСБ России и СБ Украины в ходе проведения СКШУ, а также состоялась электронная презентация специальных технических средств, предназначенных для обеспечения антитеррористической и оперативно-розыскной деятельности, организованная представителями "Рособоронэкспорта" России, ФГУП "Концерн "Системпром" и Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН.
На втором этапе учения отрабатывались вопросы планирования, подготовки и одновременного проведения специальных операций по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах топливно-энергетического комплекса с применением специальных антитеррористических подразделений двух государств Содружества.
Силами антитеррористических подразделений КНБ Республики Казахстан и ФСБ России была проведена специальная операция по освобождению заложников и нейтрализации террористов в Актауском международном морском торговом порту.
На третьем этапе учения подразделения МЧС Республики Казахстан продемонстрировали практическую отработку вопросов ликвидации последствий террористического акта на объектах топливно-энергетического комплекса.
При отработке учебных вопросов участникам учения была предоставлена возможность наблюдать в реальном масштабе времени за работой оперативного штаба, ходом переговорного процесса с террористами и самой спецоперации по пресечению диверсионно-террористического акта.
19 августа 2005 года состоялось подведение итогов сбора и учения. У участников сбора руководящего состава антитеррористических подразделений государств-участников СНГ и совместного командно-штабного учения "Каспий-Антитеррор-2005" проведенные мероприятия нашли поддержку и одобрение.
По оценке экспертов, результаты проведенных под эгидой АТЦ СНГ сбора руководящего состава антитеррористических подразделений государств-участников СНГ и совместного командно-штабного учения "Каспий-Антитеррор-2005" свидетельствуют о дальнейшем усилении интеграционной составляющей межгосударственного сотрудничества в области противодействия международному терроризму и другим проявлениям экстремизма на пространстве Содружества.
На следующих учениях тема защиты критически важных объектов энергетической инфраструктуры была продолжена.
Так, в период с 27 по 29 сентября 2006 года в Республике Армения на атомной станции г. Мецамор было проведено совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение "Атом-Антитеррор-2006" по теме: "Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению диверсионно-террористических групп. Подготовка и проведение Вооруженными Силами Республики Армения, во взаимодействии с оперативной группой ОШ ОДКБ, войсковой операции по блокированию и уничтожению диверсионно-террористических групп. Проведение специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объекте атомной энергетики" с участием сотрудников органов безопасности и специальных служб Республики Армения и Российской Федерации.
Учение проводилось в два этапа: 1 этап - организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению диверсионно-террористических групп, подготовка и проведение Вооруженными Силами Республики Армения, во взаимодействии с оперативной группой ОШ ОДКБ, войсковой операции по их блокированию и уничтожению; 2 этап - организация работы оперативного штаба и проведение совместной специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объекте атомной энергетики.
Основными задачами первого этапа СОС КШУ являлись:
- организация и проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий по обнаружению объектов оперативной заинтересованности;
- подготовка и проведение Вооруженными силами Республики Армения, во взаимодействии с оперативной группой ОШ ОДКБ, войсковой операции по блокированию и уничтожению диверсионно-террористических групп.
В целях отработки задач первого этапа учения была создана совместная учебная диверсионно-террористическая группа, в состав которой вошли восемь сотрудников Центра специального назначения ФСБ России и четыре сотрудника спецподразделения СНБ Республики Армения.
В соответствии с утвержденным замыслом учения учебная группа в течение недели скрытно перемещалась по территории Армении по определенному руководителем учения маршруту общей протяженностью 72 км с задачей изучения возможных подходов к Армянской АЭС, выявления системы охраны и пропускного режима. В этот период оперативными подразделениями СНБ РА и другими правоохранительными органами республики проводился комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению местонахождения условных террористов.
В подготовке и проведении совместного учения активное участие принял Объединенный штаб Организации Договора о коллективной безопасности. Офицеры Объединенного штаба совместно с офицерами АТЦ СНГ, ФСБ России, СНБ РА, МО РА осуществляли тесное взаимодействие на всех этапах его подготовки, начиная с выработки замысла и заканчивая практической работой в составе передовой группы по подготовке учения.
Практическая отработка учебно-боевых задач по блокированию и уничтожению диверсионно-террористических групп осуществлена на войсковом полигоне с высадкой десанта и проведением учебно-боевой стрельбы с задействованием сил и средств войсковых подразделений Министерства обороны Республики Армения.
Второй этап проводился на Армянской АЭС.
На нем этапе отрабатывались вопросы организации работы оперативного штаба, планирования, подготовки и одновременного проведения специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на двух объектах с применением специальных антитеррористических подразделений Республики Армения и Российской Федерации.
При отработке учебных вопросов участникам учения была предоставлена возможность наблюдать в реальном масштабе времени за работой оперативного штаба, развернутого в одном из помещений станции, ходом переговорного процесса с террористами и самой спецоперации по пресечению диверсионно-террористического акта на объектах атомной энергетики, проведенного силами специальных антитеррористических подразделений Службы национальной безопасности Республики Армения и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В качестве объектов, захваченных террористами, использовались помещение блочного щита управления недействующего энергоблока АЭС и железнодорожный состав, перевозящий персонал станции.
Итоги учения ярко продемонстрировали готовность спецподразделений государств - участников СНГ эффективно пресекать действия террористов на различных государственно важных объектах и возросший опыт взаимодействия силовых структур различных ведомств при выполнении совместных задач противодействия терроризму.
Дальнейшее проведение мероприятий по защите объектов энергетической инфраструктуры продолжается в рамках очередной Программы сотрудничества государств СНГ на 2008 - 2010 годы, утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года.
Так, в июне этого года сотрудники АТЦ СНГ приняли участие в качестве наблюдателей на проведенном Антитеррористическим Центром Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (г.Алматы) республиканском оперативно-тактическом учении "Атом-Антитеррор-2008". Учение проводилось на базе республиканского Института ядерной физики. Сценарий учения предполагал захват группой условных террористов заложников в здании Института ядерной физики, угрозу взрыва реактора, проведение переговоров, освобождение заложников, захват условных террористов.
Наблюдатели АТЦ СНГ отмечают профессиональную работу Департамента мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций г.Алматы. Комитету национальной безопасности Республики Казахстан удалось решить задачу обеспечения взаимодействия специальных и гражданских подразделений при отработке сценария учений. Учение показало, что в реальной критической ситуации действия силами и средствами названного Департамента обеспечат минимизацию последствий акта радиологического терроризма, что представляется крайне важным. АТЦ СНГ учитывает опыт АТЦ КНБ Республики Казахстан, а также Департамента мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций г.Алматы при подготовке АТЦ СНГ методических рекомендаций по организации оперативно-тактических учений на объектах с радиоактивными материалами.
В заключение хочу выразить уверенность, что компетентные органы государств Содружества способны адекватно реагировать на угрозы и вызовы современного терроризма, в том числе обеспечить защиту критически важных объектов энергетической инфраструктуры от террористических атак.
Благодарю за внимание.
www.atcsng.ru
17.07.2008