На прошедшем сегодня заседании правительства области с главами муниципальных образований в очередной раз вскрылись проблемы, связанные с монетизацией транспортных льгот. Если Челябинск и Магнитогорск с ситуацией справились, то главы небольших территорий до сих пор в растерянности...
Видимо, о них не подумали, не до того было. Решение приняли так быстро, что не было времени по-настоящему оценить, насколько болезненно монетизация будет воспринята не в больших городах, а именно в маленьких территориях области, где и транспорт не так развит, да и у властей нет должного опыта и возможностей самостоятельно решать такие проблемы.
Представители правительства области рассказали о механизме и порядке выплаты денежных средств. Так, за июнь областные льготники получат денежную компенсацию в размере 200 рублей аналогично получению пенсии. В дальнейшем ежеквартальные денежные выплаты в размере 600 рублей будут производиться органами социальной защиты.
При этом областные чиновники отметили, что на территории каждого муниципального образования необходимо организовать работу по введению ежемесячных социальных проездных билетов. По этому поводу главам муниципальных образований пока сказать нечего. Первыми своим опытом поделились Челябинск и Магнитогорск. У последних, кстати, тоже не все выстроено достаточно ясно. Заместитель главы по социальным вопросам Магнитогорска Владлена Прохоренко заявила, что с января 2007 года в городе внедрена "Социальная карта". Напомним, в Челябинске городские льготники пользуются подобной электронной картой уже семь лет. По словам Владлены Петровны, каждый областной льготник, проживающий в Магнитогорске, уже сейчас может получить такую карту. Вернее, не получить, а купить... За 150 рублей. И только после приобретения карты на нее будут перечисляться 200 рублей компенсации за транспортные льготы. Вызовет ли это недовольство самих льготников - пока не известно.
Челябинские власти решили избежать такой реакции со стороны пенсионеров. В настоящее время в городе открываются пункты по продаже месячных проездных билетов - по три на каждый район (списки пунктов с адресами уже вывешены в городском транспорте). Выступавший сегодня с докладом первый заместитель главы Челябинска Олег Грачев отметил, что в дальнейшем таких пунктов в городе будет больше, это поможет избежать очередей.
- Уже заготовлено 110 тысяч проездных билетов, - пояснил вице-мэр. - Продажа начнется с 19 мая. Стоимость каждого проездного равна величине компенсации, назначенной областным правительством. Постепенно, через 3-4 месяца, город будет переходить на электронные карты. Возможно, будут проведены переговоры с банками, чтобы карты были для пенсионеров бесплатными.
По подсчетам специалистов, на продажу первых проездных билетов уйдет не менее 40 дней, есть опасения, что и почта может не успеть донести до пенсионеров компенсацию в 200 рублей до 1 июня. Поэтому в Челябинске решено возить областных льготников по удостоверениям до 10 июня, чтобы никто не пострадал от необкатанности механизма.
После выступлений руководителей больших городов области посыпались вопросы от глав муниципальных образований. Первым поднял проблему глава Увельского района Анатолий Литовченко:
- 200 рублей - это максимум две поездки из села в райцентр. Может быть, стоит установить единый тариф для пенсионеров на сельский пассажирский транспорт?
Дело в том, что билеты на автобусы от сел до райцентров намного дороже, чем на общественный транспорт внутри больших или малых городов. Что же получится? В результате монетизации транспортники районов потеряли компенсации за льготников от правительства области. Сумма, выделенная с учетом монетизации, гораздо больше той, что перечислялась когда-то транспортникам. Но надо учитывать, что ее большая часть осядет в карманах пенсионеров, которые транспортом не пользуются. А те, что пользуются им очень часто, вынуждены будут ездить практически за свой счет. 200 рублей - мизер для проезда в междугороднем автобусе. Ввести же единые проездные для сельских пенсионеров подобно большим городам, будет намного сложнее. Все по той же причине - стоимость поездки в автобусе, везущем из села в райцентр, выше, чем в городском трамвае или тролейбусе. Автобусникам района невыгодны дешевые единые проездные билеты. Что же говорить о поездках селян в областной центр? Они просто становятся непосильными для льготников при введении монетизации.
У областных чиновников на сей счет ответ один: надо стимулировать транспортников. Каким образом? Нет ответа. Несомненно, муниципальные транспортники получат те 200 рублей, но сколько раз разрешат они льготникам проехать за такую сумму? О людях же вообще никто не подумал. Как, например, часто болеющие ветераны будут ездить в районные больницы? Не говоря уже о поезках в областную. Многие останутся отрезанными от детей и внуков, живущих в других городах и селах.
Почему сельские пенсионеры и жители малых городов не вызывают беспокойства у областных властей? Потому что они вряд ли приедут в Челябинск, чтобы устроить пикет возле здания ЗСО или областного правительства?
А значит, им придется выкрадывать деньги из и без того маленьких пенсий на "лишний" проезд до больницы, до ближайшего города, если хочется увидеть детей и внуков.
Областные чиновники внесли лишь одно предложение - конкретное, но насколько действенное - трудно пока сказать. Известно, что в Челябинской областной больнице на диспансерном учете состоит 19 тысяч областных льготников. Для них планируется оформить единые проездные. Но... выдавать их предлагают прямо в больнице, и больнице предстоит потом отчитаться за каждый. Интересно, у медиков спросили - нужна ли им еще одна головная боль, никакого отношения к их "голове" не имеющая?
7 мая 2008
www.polit74.ru