30 ноября 2007
6174

Очень неприятно, что мы заменимы

- Елена Юрьевна, чем интересна вам эта героиня?

- Она служанка, но это только формальный статус. По сути, Дорина - главный человек в доме Оргона, именно она затевает интригу против Тартюфа. Дорина активная, демократичная, свободная личность, как большинство мольеровских героев.

- Роль медсестры Речид из "Затмения" - полная противоположность мольеровской служанке. Тяжело играть эту историю?

- Тяжело и не тяжело. Роль сестры Речид для меня тяжела тем, что она практически вся внутри, в ней нет эмоционального выхода. И я, честно говоря, после этого спектакля чувствую себя абсолютно выжатым лимоном.

- Со времени написания романа Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом", по которому поставлено "Затмение", прошло более сорока лет. Мир за это время кардинально изменился.

- Тогда в моде было быть свободным и нищим, а сейчас совсем другое время. Макмэрфи умирает не только потому, что моя героиня его убивает. Этот характер изжил себя, я так понимаю. Бунтари, люди вне общества - последние из могикан. По ним может быть только ностальгия, как по Дон Кихоту. Ведь Дон Кихота все любят как образ, но никто не хочет им быть.

- Сейчас у вас несколько интересных ролей в "Ленкоме" и в антрепризах. Но были же периоды, когда вы мало играли в театре. Как переживали простои?

- А у меня не было простоев. Четырнадцать лет назад, когда я родила девочку и лишилась всех основных ролей - уже в силу возраста, в силу политики театральной, сразу появились Роман Козак и Паша Каплевич со спектаклем "Банан" по пьесе Мрожека "Вдовы". Замечательный был спектакль, от которого осталась очень хорошая легенда. Потом Захаров дал мне одну роль, но вскоре отобрал, сказав: "Поищите для себя режиссера, пьесу. Я поддержу". Я этим воспользовалась, возникли "Две женщины" по Тургеневу в постановке Мирзоева. Поэтому особого простоя у меня не было. Другое дело, что я уже четырнадцать лет не работаю с Захаровым. Сейчас он репетирует "Женитьбу", у меня там нет работы. Хотя для меня, наверное, нет роли в этой пьесе. Но очень грустно, потому что спектакль ставится к восьмидесятилетию театра, и чувствуешь себя чужой на этом празднике жизни.

- В этом сезоне "Ленком" отметил еще один юбилей - двадцатипятилетие "Юноны и Авось". Вас, наверное, много спрашивают про Кончитту?

- Вот что такое судьба! Когда мне дали эту роль, я была уверена, что она ничего мне не даст - после "Тиля", после "В списках не значился", после "Хории"... Ну, что там - прибежала, убежала. И вообще в "Юноне" дело не в Кончитте. И вдруг именно эта роль принесла мне известность.

- А популярность мешала или помогала?

- Я ее особенно не чувствовала. Надо сказать, что статьи о том, что я - лучшая Кончитта, первая Кончитта, посыпались, когда я уже перестала играть эту роль. Где вы были раньше? Я бы хоть что-то требовала, топала ножками. А я думала, что запросто заменима. Вообще это, к сожалению, очень неприятное чувство для актера, что мы заменимы, а сейчас особенно. Театральная политика поменялась в сторону коммерции. Такое ощущение, что мы все перестали быть уникальными, что любого из нас можно заменить, и это всегда очень грустно.Ты что-то придумываешь, у тебя это может забрать другой актер, он что-то придумывает... Но дело даже не в этом, а в том, что вообще допускается мысль: "какая разница, кто играет".

- Одна из ярких ваших ролей - Цейтл в "Поминальной молитве". В этом спектакле вы играли вместе с Евгением Павловичем Леоновым.

- Мне очень его не хватает. Я из Питера, и мое московское одиночество закончилось с того момента, когда я стала общаться с Евгением Павловичем. Его дом всегда был открыт для меня, мне было очень тепло в нем. Маленькая кухня, Палыч сидит весь обложенный какими-то таблетками, мы обсуждаем жизненно важные темы. Он меня поддерживал во всех сферах - и в творчестве, и в личной жизни. Причем мудро поддерживал, не касаясь подробностей. Очень много говорил такого, что меня перевернуло, изменило. И ругал меня часто. Ушел уголочек, куда можно было прибежать и взять какого-то тепла, поддержки.

- В этом сезоне "Ленком" потерял и своего главного художника - Олега Шейнциса...

- Это просто шок. Этого никто не ждал. Это не просто грустно. Мы осиротели. Это был человек энергичный, взрывчатый. Соавтор Захарова, художник с режиссерским мышлением. Щейнцис был абсолютно бескомпромиссным. Он не боялся хорошего скандала - это моя тайная зависть, я не умею скандалить. Он всегда отстаивал свои принципы. Я с Олегом общалась более тесно, когда он только пришел в театр, подолгу просиживала в его мастерской в Настасьинском переулке. Меня удивляло, что я могла по его макетам сразу отгадать пьесу. Настолько точный сценический образ он создавал. Вот так вот. "Иных уж нет, а те далече".

- Как вы думаете, что самое трудное в жизни?

- Я очень люблю выражение - "все люди артисты, кроме нескольких хороших". Самое тяжелое - быть самим собой. Самое тяжелое - быть естественным. Вот Евгений Павлович был совершенно не актер, поэтому был великим артистом.

- Говорят, что театр - ярмарка тщеславия. Какие качества, кроме таланта, нужны, чтобы на ней выжить?

- Во-первых, конечно, терпение. Евгений Павлович очень любил повторять чеховское: "Неси свой крест и веруй". Не надо разбрасываться на какие-то мелкие чувства. Конечно, самовоспитание - вещь непростая. Но если в тебе есть внутренняя вера в то, что ты пришел в искусство не просто, чтобы стать самым знаменитым-презнаменитым, а потому, что тебе нравиться участвовать в благотворном, возвышенном влиянии на человеческую душу, тогда все возможно.

Автор: Елена ГУБАЙДУЛЛИНА

Сайт: Театральные Новые известия

30.11.2007

www.peoples.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован