28 марта 2005
4741

Очищение от `шелухи`

Федор Лукьянов



Финальная точка в истории Содружества Независимых Государств как амбициозного интеграционного проекта была поставлена буднично и без всякого пафоса. В Ереване в конце минувшей недели президент России Владимир Путин признал: "СНГ создавалось для цивилизованного развода. Все остальное шелуха". Тем самым горячие дискуссии о будущем Содружества и о том, нужно ли оно Москве, можно считать закрытыми. Глава государства, правда, подчеркнул, что считает необходимым сохранить СНГ как площадку для обсуждения вопросов, которые до сих пор "остались после распада единого государства и которые необходимо решать сообща". Но не более того.

Символично, что шелухой интеграционные иллюзии объявлены в день, когда власть потерял еще один из президентов, стоявших у истоков Содружества Независимых Государств, -- киргизский лидер Аскар Акаев. То, что СНГ не переживет смены поколений в бывших советских республиках, стало ясно давно. Последняя попытка реформировать Содружество и превратить его в более компактный и эффективный механизм была предпринята в конце 1990-х и успехом не увенчалась. Уже в 2000 году, после прихода к власти в Кремле Владимира Путина, Москва фактически взяла курс на двусторонние связи или на формирование союзов с теми из участников СНГ, кто действительно стремится к сближению.

"Содружество следует сохранить хотя бы потому, что в случае его роспуска мы скоро столкнемся с полноценными границами и визовыми барьерами между всеми странами, -- сказал "Времени новостей" бывший министр по делам СНГ Анатолий Адамишин. -- Что же касается всего комплекса соглашений в рамках Содружества, то необходима тщательная инвентаризация, которой никогда не проводили, и адресная политика в отношении каждой из стран или группы стран". О том, что адресность может приносить пользу, свидетельствует опыт основанного в 1999 году Евразийского экономического сообщества (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). Громкими успехами ЕврАзЭС похвастать не может, но за пять лет товарооборот России со странами-членами вырос с 10 млрд до 26 млрд долларов.

Слова Путина подводят черту под эпохой, когда Россия претендовала на то, чтобы возглавить политическую интеграцию на постсоветском пространстве. Если шанс на это и существовал, то упустили его лет десять назад. В ту пору Москва была единственным центром влияния в СНГ, национальные элиты только формировались и зависели от благосклонности России, а Запад проявлял к малопонятным просторам Евразии минимальный интерес. Но в Москве тогда ближнее зарубежье одних вовсе не интересовало, другие же считали, что "никуда они от нас не денутся"...

Сегодня вакуум быстро заполняется. С одной стороны, к власти приходят люди, возмужавшие уже в постсоветской политике. С другой -- Брюссель и Вашингтон, каждый по своим причинам, всерьез обратили взгляды к "новым независимым государствам". Чем закончилась для Москвы попытка прямого соперничества с западными державами на Украине, мы видели.

Теперь в центре интеграционных усилий Москвы -- экономика, а ядро этих усилий -- Единое экономическое пространство (ЕЭП), учрежденное Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной в 2003 году (на долю этих стран приходится 94% ВВП и 88% общего товарооборота СНГ). Москве будет трудно создать объединение, пусть и добровольное, но основанное на принятии всеми участниками жестких норм и формировании единого рынка: Евросоюз, куда стремится Киев, выступает категорически против участия Украины в других интеграционных проектах.

Правда, структура российско-украинского товарооборота не позволяет революционному Киеву просто отмахнуться от предложений востока: экономическая реальность заметно отличается от политической. В отличие от еврочиновников, которые требуют сделать четкий выбор, российская сторона проявляет большую широту души. Главный идеолог ЕЭП министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко призывает всех к участию в большом проекте, куда вписались бы и Украина, прокладывающая свои "дорожные карты" к ЕС, и Россия, создающая "четыре пространства" с Евросоюзом.

Перспективы союзов, базирующихся на военно-политическом основании, куда более туманны. Участники Организации Договора коллективной безопасности (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) сталкиваются со столь разными угрозами и представляют собой настолько различные политические системы, что найти нечто их по-настоящему объединяющее довольно трудно. Что же касается Союза России и Белоруссии, в котором когда-то видели чуть ли не прообраз нового СССР, сегодня в нем явно преобладает то, что президент Путин назвал шелухой.

Время новостей

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован