В село Барсуанбаш, что в Чишминском районе, надежного проезжего пути не было никогда. Дорога имелась. Картограф честно обозвал ее "грунтовой проселочной". А вот проезжий путь - только при благоприятных погодных условиях. Впрочем, от благ цивилизации, в виде трассы с твердым асфальтовым покрытием, село отделяло всего-навсего пятьсот метров ухабов и колдобин в сушь или непролазной грязи в ненастье. В принципе, ничего из ряда вон выходящего. Бывает хуже. Нередко. Обыкновенная российская беда. Со второй отечественной напастью жители деревни столкнулись после того, как запылала их школа. Поскольку дело было в осеннюю распутицу, село оказалось недоступным для автотранспорта, и пожарные расчеты могли лишь наблюдать зарево с твердого асфальтового покрытия. Событие это произошло настолько давно, что уже отошло в область преданий. Местные жители никак не могли припомнить точной даты пожара. Кто-то осторожно говорил, что школа сгорела в 2002 году, кто-то с уверенностью называл 1999 год, кто-то с сомнением даже - 1998. Точной даты не угадал никто. Лишь стряхнув архивную пыль с документов, удалось установить истину - очаг просвещения выгорел дотла в октябре 2001 года.
В беде сельчан не бросили. На восстановление школы выделили средства. Немалые, выражаемые в шестизначных цифрах. В общем и целом их даже освоили. Освоить - дело нехитрое. А вот школа так и не появилась. Уже четыре учебных года ребятишки прозанимались в кое-как приспособленном для уроков помещении клуба. Классы похожи на большие кабинки - между ними лишь низенькие фанерные перегородки. Почему не получилось с новостройкой? Фокус в том, что новую школу стали возводить по образу и подобию сгоревшей, рассчитанной на 120 мест, построенной еще в те благословенные времена, когда рождаемость была ого-го, ребятне в две смены приходилось учиться. Ныне картина не та. И хоть Барсуанбаш - село по-прежнему немаленькое - 154 двора, - в местной девятилетке едва набирается 30 учеников. Словом, размахнулись на большой храм знаний для маленькой компании, строили-строили и не достроили. Надо полагать, деньги кончились. В результате - ни школы, ни дороги. Обидно. Ведь сколько сил и средств впустую затрачено. Можно было едва ли не всю деревню благоустроить, улицы в асфальт укатать, а детей каждое утро возить учиться в соседнее село Сайран. Там школа тоже всего на одну треть заполнена. Барсуанбашевцы обращались уже в самые высокие инстанции. Помимо всего прочего, они твердо уверены, что именно из-за бездорожья тормозится газификация деревни, газ подведен лишь к нескольким десяткам домов.
Стоит ли сельчанам на что-то рассчитывать? Как заверил нас глава администрации сельсовета Ново-Троицкий Мукатдас Мустафаевич Галиуллин, в этом году дорогу к селу и центральную улицу обязательно засыпят щебенкой. Не асфальт, но и в грязи не утонешь. В прошлом году поправили мост. С девятилеткой сложнее. Точно известно, что в следующем учебном году все останется по-прежнему. Как сообщил нам заместитель главы администрации Чишминского района Раис Саитович Мукминов, для того, чтобы достроить школу, потребуется около 10 миллионов рублей. В такую же сумму обойдется постройка нового здания. Денег таких в бюджете района нет. Для ремонта всех школ выделяется 2 миллиона 600 тысяч рублей. Родителям предлагалось возить детей в соседнюю школу за 4 километра, но они категорически против. Вопрос открыт. И напоследок несколько строк в утешение страдальцам. Может быть, для них малая родина и представляется захолустьем, но кто-то и Барсуанбаш считает землей обетованной. Есть здесь и брошенные избы, но в последние годы появились и новоселы - переселенцы из ближнего зарубежья. Знать, где-то места и похуже. Так что жить можно. Село Барсуанбаш. 40 километров от Уфы. XXI век. Новое тысячелетие.
Глеб ПОЛИНОВСКИЙ
versia.bashinform.ru
05.06.2009