10 августа 2007
3639

`Одно и то же поколение заставляют платить дважды`

После завершения Второй ми-ровой войны темпы экономичес-кого роста в Западной Европе бы-ли аномально высокими, государ-ство имело возможность вводить новые налоги. Именно в это время практикой становится взимание налога на добавленную стоимость (вначале во Франции, а затем во многих других европейских стра-нах), появились аналоги нашего единого социального налога. Темпы роста государственных до-ходов в реальном исчислении бы-ли необычайно высоки. Скажем, во Франции средние за 1950-1975 годы темпы роста реальных дохо-дов бюджета составили 8,4%. На этом фоне кажется, что воз-можно ВСЁ: любые пособия, со-циальные программы. Именно в это время были приняты бюд-жетные обязательства, ставшие головной болью правительств за-падноевропейских стран на мно-гие годы вперед.

Россия в начале 2000-го года выходила из периода постсоциа-листической рецессии,только что пережила дефолт 1998 года. То, что финансовые ресурсы крайне ограниченны,руководству страны было понятно. В 2000-2001 годах ключевыми вызовами многие счи-тали проблему 2003 года. На этот год приходился пик обязательств по внешнему долгу. Финансовый консерватизм в экономической политике был данностью. Доми-нировало убеждение, что осто-рожная политика расходов -предпосылка обеспечения ста-бильности политического ре-жима.
Постепенно ситуация стала меняться. Налоговые реформы


2000-2002 годов создали базу динамичного роста государствен-ных доходов. С 2004 года конъюнктура нефтяного рынка стала благоприятной, начала на-поминать реалии 1979-1984 го-дов. Это позволило увеличить на-логовые поступления бюджета. В 2000-2006 годах темпы роста налоговых поступлений в нашей стране (в реальном исчислении) составили 13% в год. Этого не ви-дела даже Западная Европа 1950-1973 годов.

Министерство финансов сде-лало все, чтобы и на этом фоне удержаться от эскалации расход-ных обязательств бюджета, не до-пустить их роста темпами, пре-вышающими увеличение ВВП. В 2003 году, накануне скачка цен на нефть, был создан стабилиза-ционный фонд. Но сохранять от-ветственную расходную политику, когда у государства очевидно много денег, - непросто.

Министерство финансов в эти годы проводит консервативную финансовую политику. Похоже, что оно сумеет сделать это и на протяжении 2007-2009 годов. Но жизнь не ограничивается тре-мя годами. В последнее время стало ясно: запас прочности в проведении ответственной фи-нансовой политики исчерпан.

Принята программа материн-ского капитала. Для нее есть ос-нования. До апреля 2010 года пла-тить по взятым обязательствам не придется. Можно начать строи-тельство скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Но ее нужно будет не только построить, но и эксплуатировать. Сколько это будет стоить? Еще одна хорошая


идея - компьютеризация школ в сельской местности, оснащение их Интернетом. Но что случится, когда проект по компьютеризации закончится: можно будет списать электронику, отключить сельские школы от Интернета? Кто-нибудь считал, сколько в будущем будет стоить реализация как этой, так прочих блестящих идей? Подоб-ного рода расходные решения имеют долгосрочные послед-ствия, их необходимо оценивать.

На это накладываются два фактора, серьезных для будущего российских финансов. Демогра-фическая динамика предопреде-ляет быстрое снижение числа ра-ботающих, приходящихся на од-ного пенсионера. На это накладывается низкий по между-народным нормам пенсионный возраст, изменять который никто не собирается. Это задает тен-денцию к снижению коэффициен-та замещения (т.е. соотношения средней пенсии к заработной плате). Привычный коэффици-ент - от 30 до 35%. К 2005 году он составлял около 27%. По инерци-онным прогнозам в 2015 году он снизится до 20%; в 2020 - до 16%.

Сегодня всех волнует степень соотношения средней пенсии и прожиточного минимума. Это та проблема, которую рост ВВП по-зволяет решать. Но значимость коэффициента замещения для социальной политики - не выдум-ка чиновников из Международной организации труда. С тех пор как на рубеже 19-20 веков пенсион-ные системы большинства госу-дарств сформировались, пред-ставление о том, что уровень жиз-ни пенсионера должен быть сопоставим с уровнем, привыч-ным для него в период дееспо-собности, - данность. Изменить это без крупных социальных ка-таклизмов не удавалось никому. Это первое обстоятельство.

Обстоятельство второе, не ме-нее неприятное. Значительная часть доходов российского бюд-жета зависит от нефти и газа. Эти доходы нестабильны. Их толком никто не умеет прогнозировать. Недавно МВФ пересмотрел про-гноз цен на нефть на 2007 год, из-менив его на 20 долларов за бар-рель. Никто не ушел в отставку. Все привыкли, что цены на нефть предсказать нельзя: так устроен рынок. В России доходы от нефти и газа составляют больше трети доходов бюджета.

Институт экономики переход-ного периода просчитал сценарий худшего развития, связанного со снижением нефтяных цен. Наши специалисты пришли к выводу, что до 2009 года при неблагопри-ятном сценарии развития собы-тий накопленные резервы позво-лят нам избежать кризиса, подоб-ного произошедшему в 98-м году. Но в 2009-м жизнь не кончается.

Нефтяные доходы нестабиль-ны. У них есть еще одно неприят-ное свойство - при заданном уровне цен их доля в ВВП снижа-ется. Темпы роста добычи нефти и газа растут медленнее, чем эко-номика в целом. 7% ВВП наша страна получает от экспортных пошлин на энергоносители. Внут-ренний спрос на энергоносители растет. Возможности устойчиво поддерживать долю экспорта на сложившемся уровне не будет.

Прогнозы, что запасы нефти и газа кончатся, много раз оказы-вались неточными. Тем не менее падение добычи нефти - реаль-ность, с которой сталкиваются многие государства. При обсуж-дении долгосрочных финансовых проблем полезно помнить, что ду-мают о перспективах добычи нефти власти нашей страны. Они по-лагают, что она начнет сокра-щаться с начала 2020-х годов, что добыча газа с начала 2030-х расти перестанет.

То, что в долгосрочной пер-спективе расходные обязательст-ва российского бюджета увеличи-ваются, а доходные источники со-кращаются - главная финансовая проблема страны.

Что с этим делать?

Первое - стабилизационный фонд.

Слухи, что он достиг невероят-ных размеров, широко распро-странены. Стенания о том, что хранить беспрецедентный по масштабам стабилизационный фонд - глупость и безответствен-ность, являются неотъемлемым элементом российской политики. Между тем мы не единственная страна, сталкивающаяся с подоб-ной проблемой. Скажем, Норве-гия (по ряду показателей самая развитая страна мира) так же зависит от конъюнктуры рынка нефти. Поверить, что ее прави-тельство на протяжении многих лет проводит безответственную, противоречащую национальным интересам политику, непросто. В России стабилизационный фонд по состоянию на 1 февраля 2007 года составляет 9,9% ВВП. В Нор-вегии, где стабилизационный фонд начал формироваться в 1996 году, его размеры - 100% ВВП.

Норвежской политической элите было непросто создать и сохранить стабилизационный фонд. Обсуждение того, зачем правительство зря копит в нем средства, - практика всех избира-тельных кампаний последних де-сяти лет. Тем не менее элита до-говорилась, что когда население страны стареет, доходы от добы-чи углеводородного сырья в дол-госрочной перспективе снижают-ся, имеет смысл создать резервы, направить их на решение ключе-вой проблемы - обеспечение устойчивости пенсионной системы. Норвежский нефтяной фонд был трансформирован в глобальный пенсионный, его средства направ-лены на то, чтобы решить пробле-му двойного платежа. Ее суть в том, что при переходе к накопи-тельной пенсионной системе одно поколение вынуждено платить дважды - один раз за пенсии дей-ствующим пенсионерам и второй раз за свои. Норвежский стабили-зационный фонд составляет 100% ВВП страны. Средства фонда, раз-мещенные в ликвидные финансо-вые активы, приносят 4% ВВП.
Для устойчивости пенсионной системы России требуются ре-сурсы, сопоставимые с доходами от размещения средств Норвежского глобального пенсионного фонда. Поступления в объеме 4% ВВП позволят сохранить коэффи-циент замещения на привычном уровне. Чтобы обеспечить инвес-тиционные доходы, накопления фонда должны составить пример-но 70% ВВП.

Отсюда вывод - нам необхо-димо трансформировать стаби-лизационный фонд в фонд буду-щих поколений, направить его на пополнение накопительной части пенсионной системы. Разумеет-ся, в этом случае действие нако-пительной пенсионной системы должно быть распространено не только на те возрастные группы, которые включены в нее сегодня, но и на все население.

Никто не может гарантиро-вать, что высокие цены на нефть сохранятся надолго. Но у страны есть еще один ресурс пополнения стабилизационного фонда - госу-дарственная собственность. При-ватизация начала-середины 90-х годов проходила в условиях тяже-лого экономического кризиса. Приватизируемые предприятия были должниками бюджета, соб-ственных работников. Надежды на то, что их можно дорого про-дать, были нереальными.

Помню историю с приватиза-цией "Нижневартовскнефтегаза". ОМОН, убийства, кровь. В прави-тельстве в это время обсуждался вопрос о том, что делать, когда в 2000 году добыча нефти на этом предприятии прекратится вовсе, куда выселять 200 тысяч жителей города. Задавал вопрос руково-дителю одной из крупнейших в мире нефтяных компаний: за какую сумму он готов купить "Нижневартовскнефтегаз". Ответ был такой: не взяли бы, даже если бы российские власти припла-тили.

С тех пор ситуация измени-лась. Страна финансово стабиль-на, кредитный рейтинг растет. На этом фоне российская собственность стала стоить дорого. По существующим оценкам, толь-ко стоимость акций государ-ственных компаний, котирующих-ся на рынке, составляет 35% ВВП. Эта сумма важна для обес-печения устойчивости пенсион-ной системы, государственных финансов.

Отсюда два предложения:

во-первых, трансформиро-вать средства стабилизационного фонда в фонд будущих поколе-ний, направить их на капитализа-цию накопительной части пенси-онной системы, распространив ее действие на все население;

во-вторых, использовать для этих же целей доходы от хорошо организованной, ориентирован-ной на рыночную конъюнктуру, приватизации.

Сегодня финансовое положе-ние страны стабильно, проводи-мая финансовая политика ответ-ственна. Но это не повод забы-вать, что существуют финансовые проблемы, которые встанут перед страной через 5-10 лет.

ВН: Егор Тимурович, Вы пред-лагаете изменить статус стабфон-да, переведя его в фонд будущих поколений. Как это может быть сделано операционально? При-дется законодательно менять по-рядок использования соответ-ствующего счета в ЦБ РФ?

- Изменения в законодательство придется вносить. После достижения стабилизационным фондом заданной величины - скажем, 10% ВВП - средства, посту- пившие в него сегодня, будут на- правляться на накопительные
пенсионные счета граждан. Есть технические проблемы, связанные с тем, как пополнять накопи-тельные счета граждан, которые сегодня их имеют, - это старшие возрастные группы, не достигшие пенсионного возраста, пенсионе-ры. Но они решаемы.

- Предположим, будет реализовываться второй этап приватизации. Вы ведь предлагаете именно эту меру?

-Да, именно это.

- В гипотетических IPO госпредприятий примут участие раз-личные слои инвесторов, в том числе, вероятно, мелкие частные инвесторы (так называемые про-стые граждане страны). Считаете ли Вы важной задачей создание национальной инвесторской базы?

- Это было бы правильно. Спрос граждан на акции российских предприятий растет. Они и должны ринадлежать российским гражданам. Размещение "Роснефти" и размещение Сбербанка - меры разумные. Последующие действия такого характера должны иметь целевое назначение - пополнение накопительной части пенсионной системы. Обеспечение ее устойчивости - важнейший вызов стране в XXI веке.

- Российская пенсионная сис-тема должна, с Вашей точки зрения, быть накопительной или смешанной?

- Национальная пенсионная система должна быть смешанной.Если мы не включим в нее накопи-тельные элементы, это приведет к тому, что средний уровень пенсий по отношению к среднему уровню заработной платы будет снижаться. Наше общество еще с советского периода привыкло к тому, что средняя пенсия составляет примерно 30% средней заработной платы. Согласиться с тем, что она составляет 15-20%, обществу будет не просто. Единственный способ этого избе-жать - развитие накопительных сбережений.

- Серьезный накопительный элемент - каковы его цифровые характеристики?

-Доходы - примерно 4% вало-вого внутреннего продукта в ре-альном исчислении. Это сопоста-вимо с доходами пенсионного фонда Норвегии.


Егор Гайдар

21.03.2007

Вестник НАУФОР


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован