В данной статье автор анализирует арктическую стратегию Европейского союза. Он озадачил себя обозначением этапов становления арктической политики ЕС за прошедшее пятилетие, раскрытием мотивации действий ЕС в Арктике, оценкой внешнеполитических ресурсов, которыми Брюссель располагает для проведения подобной политики, раскрытием ее целей и интересов, а также показом растущего влияния ЕС в Арктическом регионе. Наряду с этим автор попытался ответить на вопрос, в какой степени интересы ЕС в Арктике пересекаются с интересами России и других арктических стран.
Сегодня интерес многих государств мира прикован к Арктическому региону из-за множества жизненно важных для судьбы человечества проблем, таких как: изменение климата; использование минеральных и биологических ресурсов; территориальное разграничение и определение границ арктического шельфа; устойчивое развитие экономики и природопользования на Крайнем Севере; развитие торговых и туристических маршрутов в северных широтах; сохранение традиционного образа жизни малых народов Севера.
Европейский союз, крупнейшее в мире интеграционное объединение последние пять лет также проявляет растущий интерес к этому региону и старается усилить свое влияние и степень своего участия в решении его проблем. Точкой отсчета арктической политики ЕС можно считать появление коммюнике "Европейский союз и арктический регион", принятого Европейской комиссией в 2008 г.[1]. Существует и иные и точки зрения по этому вопросу. Так, Н.М. Антюшина началом арктической политики ЕС называет появление в 2006 г. документа "К будущей морской политике ЕС: европейский подход к морям и океанам". Помимо того, и концепцию "Северного измерения", выдвинутую в 1997 г., также можно считать предтечей современной арктической политики Брюсселя.
В упомянутом коммюнике провозглашалась неразрывная связь ЕС с Арктикой посредством географии, истории, экономики, а также благодаря научным достижениям[2]. Авторы документа фокусировали внимание на стремительном изменении климата Арктики. По мнению ЕС, это несло с собой новые угрозы вроде глобального потепления, но, с другой стороны, это и открывало новые возможности, связанные с развитием неиспользованных арктических территорий и прокладыванием новых транспортных магистралей. Климатические изменения в Арктике, по мнению Еврокомиссии и авторов документа, повлекут за собой геостратегические перемены, последствия которых окажут влияние на глобальную стабильность и европейскую безопасность. В этой связи ЕС заявлял о необходимости разработать основы своей арктической политики, нацеленной на "устойчивое использование арктических ресурсов", и принять деятельное участие в многостороннем управлении Арктическим регионом[3].
В коммюнике Еврокомиссии было заявлено о том, что ЕС не станет пассивно наблюдать за процессом раздела Арктики и при проведении арктической политики будет активно взаимодействовать со странами этого региона, отдавая предпочтение государствам-членам ЕС (Дании, Финляндии, Швеции), а также Норвегии и Исландии, которые являются партнерами ЕС в формате "Северного измерения". Отношение Брюсселя к Исландии к тому же определяется перспективой скорого вступления последней в ЕС. В отношении России Евросоюз занял довольно противоречивую позицию. С одной стороны, упомянутое коммюнике заявляло о желании взаимодействовать с Россией в Арктике в рамках сложившихся партнерских отношений[4] (в частности, в этой связи упоминалась программа обновленного "Северного измерения"). С другой стороны, в марте 2008 г. в докладе Верховного представителя Европейского союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Хавьера Соланы отмечалось: европейским странам следует готовиться к конфликтам с Россией из-за энергоресурсов Арктики[5].
Столь резкое заявление руководителя внешнеполитического ведомства ЕС совершенно не вытекало из предыдущей политики ЕС в данном регионе, не говоря уже о том, что оно шло вразрез с взаимными партнерскими обязательствами ЕС и России в рамках "Северного измерения". До определенного времени ЕС не предпринимал активных действий на арктическом направлении, если не считать таковым появление "арктического окна" в рамках программы "Северного измерения". Взаимодействие в данном формате, хотя формально и включало в себя территорию всего Европейского Севера, но в большей степени было сфокусировано на Балтийском и Североевропейском регионах, а также на Северо-Западе России и не затрагивало арктическую проблематику, связанную с разделом континентального шельфа, развитием морских коммуникаций, охраной окружающей среды Арктики и другими важными вопросами. Тем самым именно 2008 г. можно считать отправным пунктом арктической политики ЕС.
Какими же ресурсами располагает ЕС в Арктике, на каких партнеров опирается в продвижении своих интересов и в чем эти интересы состоят? С самого начала ЕС обозначил цель получить статус постоянного наблюдателя при Арктическом Совете. В рамках данного арктического форума ЕС представляют три государства - Швеция, Дания и Финляндия. Еще шесть европейских государств-членов ЕС являются наблюдателями при Арктическом Совете. Две страны - Норвегия и Исландия - являются участниками Европейского экономического пространства, а также партнерами ЕС по программе "Северное измерение". При этом и сам Арктический Совет является одним из участников данной программы.
Источники и литература
Антюшина Н.М. Арктический вызов для национальной и международной политики / Н.М. Антюшина. М.: Институт Европы РАН, 2012.
The European Union and the Arctic region. Communication from The Commission to The European Parliament and The Council URL:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:52008DC0763:EN:NOT.
The European Union and the Arctic region. Communication from The Commission to The European Parliament and The Council URL:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:52008DC0763:EN:NOT.
Гулевич В. Арктический вопрос во внешней политике ЕС. URL:http://ru-fr.interaffairs.ru/read.php?item=7833.
Climate change may spark conflict with Russia, EU told // Guardian. - 2008 - March 10.
Александров Олег Борисович - к.полит.н., доцент кафедры МО и ВП России МГИМО(У) МИД России. E-mail:aleksandrov-oleg@yandex.ru
Полный текст статьи О.Б. Александрова см.: vestnik@mgimo.ru
The EU`s Arctic Strategy: Interests and Priorities
O. Aleksandrov
Abstract: The article deals with the Arctic strategy of the European Union. The author shows the development of the EU`s Arctic policy during the previous 5 years, analyzes EU motivations in the Arctic, assesses the policy resources which are at the disposal of Brussels to carry out the EU`s Arctic policy, and eventually demonstrates the growing role of the EU in the Arctic. Apart from that, the author attempts to answer a question to what extent the EU`s interests in the Arctic coincide with or contradict to interests of Russia and other Arctic states.
According to the EU the strategy of sustainable development for the Artic should be focused on the development of the alternative sources of energy and improvement of the energy efficiency of the Northern economy. At the same time the EU claims that it`s necessary to continue observing the climate change in the Arctic and fund the corresponding research. The EU also wants to put under control the biological and mineral resource extraction and to control the climate change by attaining the goals of the Kyoto protocol. Brussels has stated that the Arctic is the strategically important region. It supports the principle of freedom of the seas and encourages the elimination of any restrictions that may hamper this freedom. The EU strives for the building up the infrastructure of secure navigation in the Arctic, thereby demonstrating ambitions to be a leader in the region which are backed up by the fact that sea shipping account up to 90% of the EU`s foreign trade.
The EU Arctic strategy reveals EU readiness to cooperate with all the Arctic states and considers the Arctic Council as the only legitimate forum of the Arctic states. Thus, the EU has de-facto became an influential political force in the region.
Keywords: The EU`s Arctic strategy, UNCLOS 1982, sustainable development, ban on heavy fuel oil, Arctic window.
Sources and literature
Антюшина Н.М. Арктический вызов для национальной и международной политики / Н.М. Антюшина. М.: Институт Европы РАН, 2012.
The European Union and the Arctic region. Communication from The Commission to The European Parliament and The Council URL:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:52008DC0763:EN:NOT.
The European Union and the Arctic region. Communication from The Commission to The European Parliament and The Council URL:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:52008DC0763:EN:NOT.
Гулевич В. Арктический вопрос во внешней политике ЕС. URL:http://ru-fr.interaffairs.ru/read.php?item=7833.
Climate change may spark conflict with Russia, EU told // Guardian. - 2008 - March 10.
The European Union and the Arctic region. Communication from The Commission to The European Parliament and The Council. URL:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:52008DC0763:EN:NOT.
Council Conclusions on Arctic issues. 2985th FOREIGN AFFAIRS Council meeting Brussels, 8 December 2009.
"EU calls for ban on heavy fuel oil in Arctic". URL: http://www.americanpolar.org/2011/03/02/eu-calls-for-ban-on-heavy-fuel-oil-in-arctic/
The European Union and the Arctic region. Communication from The Commission to The European Parliament and The Council URL:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:52008DC0763:EN:NOT.
Гулевич В. Арктический вопрос во внешней политике ЕС. URL:http://ru-fr.interaffairs.ru/read.php?item=7833.
European Parliament resolution of 20 January 2011 on a sustainable EU policy for the High North.URL:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&reference=P7-TA-2011-0024&language=EN&ring=A7-2010-0377.
EU must not miss the Arctic train URL:http://www.europarl.europa.eu/en/pressroom/content/20110120IPR12103/html/EU-must-not-miss-the-Arctic-train.
Арктическая стратегия ЕС должна иметь региональный разрезURL:http://www.barentsobserver.com/-.4848052.html.
Developing a European Union Policy towards the Arctic Region: progress since 2008 and the next steps. /Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2012.