Демографическая проблема, перерастающая в демографическую катастрофу, в сочетании с растущей планетарной нестабильностью оставляет нам лишь один выход - целенаправленное производство людей. Это циничное и чреватое новыми вызовами решение эмоционально и критически описывается Валерием Акпаровым - автором другого, не столь циничного, но тоже достаточно радикального проекта. Эксперт призывает к "переходу к индустриальным способам производства людей", к "фабрикации сирот в специальных государственных учреждениях, где бы их за плату рожали суррогатные матери с последующим помещением в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты".
На самом деле этот проект (назовем его "Государевы дети") не столь отталкивающий и касается отнюдь не всего населения России. Он не отменяет ни семейного рождения, ни семейного воспитания детей, он лишь создает управляемый - количественно и качественно - сегмент воспроизводства населения. Речь идет лишь о том, что без вмешательства государства в этот процесс Россию ждет либо коллапс с потерей территорий, либо замещение создавших ее и живущих на ее территории народов - прежде всего русских - совершенно иным в культурном, этническом и расовом отношении пришлым населением.
Решение демографической проблемы возможно лишь при понимании того, что это действительно смертельная угроза. Для спасения от смерти любые средства хороши - приемлемые и неприемлемые, моральные и аморальные. С приемлемостью и моральностью можно будет разбираться потом - после выздоровления. А пока нужно искать методы - пусть циничные и радикальные, но эффективные. На войне как на войне.
Необходимость новых педагогических технологий
Главный вопрос состоит не в том, откуда брать детей, а в том, что с ними потом делать. Процесс воспроизводства и воспитания - антропофикации - людей до сих пор осуществлялся в семьях. Родители (не все, но в идеале) создают эмоциональную атмосферу, способствующую развитию, усвоению языка, культурных норм, ценностей, картин мира. Семья задает систему авторитетов, жизненных целей и социальных ориентаций. У государства тоже накоплен опыт аналогичных практик в приютах, детских домах, воспитательных колониях. Но в силу искусственности используемых там методов этот опыт несравним с передающимся из поколения в поколение опытом семейного воспитания.
Дети в наших детских домах лишены многих компонентов, обеспечивающих их быстрое развитие и полноценную социализацию. По статистике, в России в домах ребенка (то есть в приютах для брошенных детей в возрасте до 4-х лет) находятся 2,87 процента общего числа сирот - около 17 тысяч человек. Если не применять к их выращиванию (именно "выращиванию" - слова "образование" и "воспитание" отражают лишь отдельные аспекты формирования человека) особые педагогические технологии, то на выходе из детского дома мы получим массу социально неадаптированных людей, процент которых - если верить статистике - приближается к девяноста.
Проект "Государевы дети" возможен лишь при разработке принципиально новых технологий, обеспечивающих такое же отношение педагогов к своим воспитанникам, как и теплые чувства сопричастности, испытываемые родителями в отношении порожденной ими жизни. Но это не только технологии передачи знаний и управления детьми, а технологии работы педагога с собственным сознанием. То, что было ранее для него частью естественной жизни, становится элементом профессионально важных качеств. А это возможно лишь при способности педагога управлять процессами в собственном сознании.
Сейчас существуют многочисленные технологии интенсивного обучения навыкам интеллектуальных операций, технологии пробуждения креативного потенциала и эстетического развития. Но они лишь дополняют процесс естественного взросления человека. В проекте же "Государевы дети" они должны быть введены в процесс выращивания полноценного человека в качестве основных.
Одна из проблем детских домов - крайне обедненная информационная и коммуникативная среда. В семье, на улице, в школе, в Интернете ребенок сталкивается со множеством событий, контактов со взрослыми, сверстниками, поощряемых и отвергаемых отношений и их трактовок, что способствует его включению в социальную жизнь. Для "государевых детей" такое многообразие необходимо создаваться целенаправленно. Их жизнь должна быть более разнообразной и интенсивной, чем жизнь в семье. Только тогда проект будет иметь шансы оказаться успешным.
А для этого требуется расширенная подготовка новых педагогических кадров, способных решать столь сложные и нетривиальные задачи. А значит - и опережающая разработка технологий их подготовки, что уже само по себе представляется нетривиальной задачей. Но важно задачу поставить, а технологии появятся.
В разного рода рекомендациях на сей счет все время повторяются слова "нужно", "необходимо" - "нужно разработать, необходимо учесть". Это тревожный показатель того, что пока имеются лишь постановка задачи и обозначения путей ее решения. Само же решение задач обучения педагогов, обучения тех, которые будет обучать педагогов, требует времени. Времени же почти не остается. Менее чем через 40-50 лет число русских женщин детородного возраста сократится вдвое, а русские в России окажутся в меньшинстве. А это значит, что к тому времени должно появиться уже первое многочисленное поколение "государевых детей", то есть проект должен начаться не позже, чем через 15-20 лет. Но для этого уже надо будет иметь в наличии новые педагогические кадры, на что потребуется не менее 5-7 лет. А еще потребуются разработка и апробация новых подходов, то есть опять лет 5-7. Но еще раньше необходимо либо принять политическое решение о начале реализации проекта, либо его разработка должна начаться на инициативных началах с параллельным созданием сетей влияния, позволяющих вовремя продавить такой проект и обеспечить его организационное и политическое сопровождение. Так что времени остается совсем мало.
Олег Георгиевич Бахтияров - генеральный директор Университета эффективного развития (Киев), разработчик концепции психонетики - технологий использования ресурсов сознания, руководитель сети психонетической подготовки в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Алма-Ате и других городах, автор книг "Постинформационные технологии: введение в психонетику", "Деконцентрация", "Активное сознание"
Источник: альманах `Развитие и экономика`, N8, декабрь 2013, стр. 58