Олег Давидович, Комитет по собственности ГД в целом поддержал правительственные изменения в закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Депутаты согласились с тем, что надо сокращать количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, и упрощать саму процедуру. В чем смысл этих изменений? Какой эффект это даст? И не идем ли мы против опыта цивилизованных стран, например, США, где практически на любую деятельность нужна лицензия?
По состоянию на конец вчерашнего дня (17.05) у меня не столь оптимистическая информация о решении Комитета по собственности: выносить законопроект на слушания или нет. Не смотря на большое количество выступавших, можно выделить две основные позиции. Первая. Законопроект концептуально не отличается от своего действующего аналога, речь идет только о 17-ой статье, в которой перечисляются виды деятельности, подлежащие лицензированию. Так давайте и обсуждать только изменение этого перечня. Второе - законопроект не идеален, но для того, чтобы его "оптимизировать", необходимо пройти процедуру первого чтения, после которой как раз и начнется работа с поправками в документ.
Мне импонирует вторая позиция, как раз еще и потому, что законопроект о лицензировании является частью общего пакета по дерегулированию экономики. Его торможение, равно как и любого другого законопроекта из пакета, неизбежно приведет к потере темпа правительственных инициатив по дебюрократизации и созданию условий для развития предпринимательства.
Теперь, что касается второй части вашего вопроса....
Лицензирование, по сути, исключительный вид регулирования деятельности, применяемый в случае, когда другие виды не используются.
В России последние восемь лет усиленно создавались и надстраивались административные барьеры. Сначала это диктовалось благородными задачами защиты рынка и населения от недоброкачественной продукции и услуг, доля которых в общей массе стремительно заполнявшей рыночный вакуум была весьма значительна. К концу двадцатого столетия рынок стабилизировался, но к тому времени оказалось, что почетный пост у каждого барьера приносит "немеряных денег", оседающих не в казне, а в карманах изворотливых чиновников, и особ, особо к ним приближенных...
По данным нашего института, все покупающие и приобретающие на территории России каждый свой десятый рубль отдают за имитацию "людьми конторскими" некой полезной деятельности. Поэтому если предположить, что количество избыточных административных барьеров будет неуклонно стремиться к нулю, то естественно это позитивно отразится и на развитии малого и среднего бизнеса, и на ценовой политике, и на бюджетных доходах...
Лицензирование в США это не то же самое, что лицензирование в России. В Америке это своего рода патент, разрешение на осуществление определенного вида деятельности. И главное отличие - в Америке пока еще не догадались брать за лицензии денег больше, чем это положено по закону.
18 мая 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=12889