О.Ю. Семенов
Глобализация экологических проблем на современном этапе развития мировой политики предопределяет значимое место вопросов охраны окружающей среды в повестке дня деятельности государственных и негосударственных акторов международного уровня. Традиционная дипломатия нуждается в поддержке негосударственных участников применительно к экологической проблематике и процессу создания новых механизмов, способных адекватно реагировать на стремительные изменения окружающей среды. Особенно рельефно новая роль экологических НПО в мировой политике прослеживается в сфере нормотворчества, стандартизации и глобального управления.
Роль неправительственных организаций в мировой политике признана международным научно-экспертным сообществом уже достаточно давно и изучается на протяжении нескольких десятилетий. Группы активистов, торгово-промышленные организации, институты, занимающиеся исследованиями в области мировой политики, предоставляют рекомендации фундаментального и прикладного характера для лиц, принимающих решения в этой сфере. Они отслеживают линию поведения различных государств, информируют правительства и общественность о действиях дипломатических представителей и соответственно их коллег по переговорам, а также напрямую высказывают свои замечания и предложения на встречах международного масштаба[1].
Увеличение количества НПО, главная цель которых - участие в международном нормотворчестве, является еще одной глобальной объективной тенденцией в современной мировой политике. В результате появляется целый набор стандартов и норм, следование которым в той или иной степени упорядочивает деятельность акторов мировой политики. Один только сдвиг в организационных стратегиях и появление новых форм глобального управления может служить основанием для более тщательного анализа, однако существуют еще две тенденции, достойные упоминания:
- во-первых, это не только рост числа транснациональных организаций, вырабатывающих международные правила и стандарты, но и тот значимый факт, что они имеют сходные организационные структуру, функционирование и риторику;
- во-вторых, активное участие НПО в международном нормотворчестве не ограничивается какими-то определенными областями, это проявляется в абсолютно разных предметных сферах, варьирующихся от охраны окружающей среды до защиты прав человека, торговли, финансов и безопасности[2].
Экологическая проблематика, в свою очередь, давно не ограничивается рамками отдельных стран или регионов, приобретя глобальный характер. Необходимость решения вопросов, связанных с окружающей средой, в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества разнокачественных акторов. Международное значение глобальных проблем требует поиска конкретных мер для поддержания стабильности природных экологических систем. В свою очередь, эффективное международное экологическое сотрудничество невозможно без активного участия международных организаций, как межправительственных, так и негосударственных.
Учитывая, что международные соглашения и процесс нормотворчества в целом являются в настоящее время одной из основных форм реакции международного сообщества на проблемы окружающей среды, нельзя не признать неудовлетворительной обычную медлительность, проявляемую государствами при их разработке, заключении и ратификации. Методы традиционной дипломатии по большей части исчерпали себя и нуждаются в поддержке негосударственных участников применительно к экологической проблематике и процессу создания новых эффективных механизмов, способных адекватно реагировать на стремительные изменения окружающей среды и уровня научных знаний о природном потенциале планеты[3].
Глобализация экологических проблем на современном этапе развития мировой политической системы катализировала процесс экологизации национальных и наднациональных институтов, государственных и негосударственных акторов международного уровня. В определенном смысле можно рассуждать о мировом экологическом движении, в состав которого входят: межправительственные институты и государства, проводящие экологически направленную политику, а также международные, национальные и региональные экологические НПО. Генезис и динамика мирового общественного движения, как представляется, должно стать ответной реакцией мирового сообщества на глобализацию экологических проблем и рассматриваться в качестве политического механизма снижения влияния антропогенного фактора на природу в процессе эволюционного развития.
Мы в целом придерживаемся того мнения, что ключевым инструментом для понимания феномена новой роли экологических НПО на мировой политической арене является понятие "организационное поле". Дополняя стандартную оценку сотрудничества как обмена ресурсами, основанного на интересах сторон, мы подразумеваем, что социальная динамика формирующегося организационного поля нормотворчества на транснациональном уровне является ключевой для понимания феномена распространения транснациональных экологических организаций, вырабатывающих международные нормы и стандарты.
Мы считаем, что на рубеже ХХ-XXI вв. организационное поле как институционализированная арена взаимодействия, на которой акторы с различными организационными возможностями выстраивают свое поведение по отношению друг к другу, на уровне транснационального нормотворчества постепенно трансформировалось в отдельную область политики и демонстрирует устойчивое развитие. Обретение этим организационным полем самостоятельности и законности стало ответом на широкий социальный дискурс о должных средствах осуществления глобального управления, в рамках которого особо подчеркивалась необходимость инновационных форм сотрудничества между различными секторами общества. Выделение ряда всеми принятых базовых норм, увеличение частоты взаимодействия участников организационного поля, а также такие характеристики их деятельности, как успешность и легитимность, которые внешний мир приписал этим игрокам, - вот факторы, которые помогли этому организационному полю сформироваться, и оно, в конце концов, начало собственное независимое существование[4].
Семенов Олег Юрьевич - к.и.н., доцент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. E-mail: horrin@mail.ru
Статья подготовлена при выполнении НИР по теме "Трансформация мира: негосударственные акторы мировой политики", проводимой в рамках реализации ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 гг. (Соглашение N 8813 от 15 ноября 2012 г.).
Источники и литература
Вавилов A.M. Экологическая безопасность и устойчивое развитие России // Международная жизнь. 2002. N8; Мамедов Н.М. Экологическая политика в условиях постиндустриального общества. М., 2002.
Лебедева М.М. Экологические проблемы в международных отношениях // Современные международные отношения и мировая политика: Учебник для вузов. М., 2004.
Bartlett R., Priya A. Malik М. International Organizations and Environmental Policy. Westport, 1995.
Brunsson N., Jacobsson В. A World of Standards. Oxford, 2000.
Djelic М., Sahlin К. Transnational Governance: Institutional Dynamics of Regulation. Cambridge, 2006.
Raustiala К. States, NGOs, and international environmental institutions // International Studies Quarterly. - 1997. -N41 (4).
Davis G., Marquis С. Prospects for Organization Theory in the Early Twenty-First Century: Institutional Fields and Mechanisms // Organization Science. 2005. N 16 (14).
Biermann F. Reforming global environmental governance. Amsterdam, 2011. P. 12-14.
Asmal K. From Politicians to Craftsmen: How ICOLD can use the WCD`s Dams & Development as a pragmatic tool / URL:http://www.talsperrenkomitee.de/symposium_benefits_and_concerns_about_dams/professor_kader_asmal.htm (дата обращения 01.11.2012).
Pattberg P. Private Institutions and Global Governance. The New Politics of Environmental
Sustainability. Cheltenham, 2007.
Marine Stewardship Council. About MSC / URL:http://www.msc.org/html/content_462.htm (дата обращения 01.11.2012).
The Kimberley Process / URL:http://www.kimberleyprocess.com:8080/site/ (дата обращения 01.11.2012).
Dingwerth K., Pattberg Р. Wirkungen transnationaler Umweltregime. Wiesbaden, 2007. SS. 210-225.
The ISEAL Alliance / URL:http://www.isealalliance.org/ (дата обращения 01.11.2012).
ISEAL Code of Good Practice for Setting Social and Environmental Standards. Oxford, 2006.
North American Sustainable Forestry Initiative standard endorsed by PEFC / / URL:http://www.risiinfo.com/techchannels/environment/North-American-Sustainable-Forestry-Initiative-standard-endorsed-by-PEFC.html (дата обращения 01.11.2012).
Environmental NGO Activity in the World Politics
O.Y. Semenov
Abstract: The globalization of ecological and environmental problems leads to the growing importance of such issues on the agenda of both state and non-state international actors. Traditional diplomacy needs the assistance of environmental NGOs to create new mechanisms which would be able to respond to rapid ecological changes. The new role of environmental NGOs in world politics is clearly evident in rule- and standard-making as well as global governance issues.
Keywords: Еcology, environment, NGO, world politics, rule-making
Semenov Oleg Yurievich - PhD in History, associate professor at the Nizhny Novgorod State University (NNGU) named after N.I. Lobachevsky. E-mail: horrin@mail.ru
Sources and Literature
Вавилов A.M. Экологическая безопасность и устойчивое развитие России // Международная жизнь. 2002. N8.
Мамедов Н.М. Экологическая политика в условиях постиндустриального общества. М., 2002.
Лебедева М.М. Экологические проблемы в международных отношениях // Современные международные отношения и мировая политика: Учебник для вузов. М., 2004.
Bartlett R., Priya A., Malik М. International Organizations and Environmental Policy. Westport, 1995.
Brunsson N., Jacobsson В. A World of Standards. Oxford, 2000.
Djelic М., Sahlin К. Transnational Governance: Institutional Dynamics of Regulation. Cambridge, 2006.
Raustiala К. States, NGOs, and international environmental institutions // International Studies Quarterly. 1997. N41 (4).
Davis G., Marquis С. Prospects for Organization Theory in the Early Twenty-First Century: Institutional Fields and Mechanisms // Organization Science. 2005. - N 16 (14).
Biermann F. Reforming global environmental governance. Amsterdam, 2011. PP.12-14.
Asmal K. From Politicians to Craftsmen: How ICOLD can use the WCD`s Dams & Development as a pragmatic tool / URL:http://www.talsperrenkomitee.de/symposium_benefits_and_concerns_about_dams/professor_kader_asmal.htm (дата обращения 01.11.2012)
Pattberg P. Private Institutions and Global Governance. The New Politics of Environmental Sustainability. Cheltenham, 2007.
Marine Stewardship Council. About MSC / URL:http://www.msc.org/html/content_462.htm (дата обращения 01.11.2012)
The Kimberley Process / URL:http://www.kimberleyprocess.com:8080/site/ (дата обращения 01.11.2012)
Dingwerth K., Pattberg Р. Wirkungen transnationaler Umweltregime. Wiesbaden, 2007. SS. 210-225.
The ISEAL Alliance / URL:http://www.isealalliance.org/ (дата обращения 01.11.2012)
ISEAL Code of Good Practice for Setting Social and Environmental Standards. Oxford, 2006.
North American Sustainable Forestry Initiative standard endorsed by PEFC / / URL:http://www.risiinfo.com/techchannels/environment/North-American-Sustainable-Forestry-Initiative-standard-endorsed-by-PEFC.html (дата обращения 01.11.2012)