Эксклюзив
26 января 2011
6164

Олег Сергеев: Диверсия в образовании

Диверсия (diversio - отклонение, отвлечение) - военный маневр, имеющий целью отвлечь силы противника от места нанесения главного удара; разрушение, выведение из строя объектов военного, государственного значения в тылу у противника или в стране агентом иностранного государства, преступными элементами; идеологическая диверсия - подрывная провокационная акция, с целью дискредитировать определенное мероприятие или лицо, "внедрить" в общественное сознание выгодный миф, вызвать недоверие в отношении тех или иных действий и др.

Без воспитания образования не бывает

18 января с.г. в Государственной Думе были проведены слушания по очередной новации Минобрнауки - законопроекту "Об образовании в РФ".

Три часа традиционно клеймилось превращение образования в сферу услуг, пресловутый ЕГЭ, разрушительный эффект подушевого финансирования, другие пороки, ставшие притчей во языцех в старом ФЗ.

Не осталось без внимания отсутствие в новом законе начального профобразования и унификация типологии образовательных организаций.

На этом фоне диссонансом прозвучало выступление президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, обратившего внимание высокого собрания на проблему воспитания, - одного из приоритетов Послания 2010 Президента РФ. Логически связанного с "системными шагами по формированию комфортной среды для исследований и разработок мирового уровня" из Послания 2009.

Создается впечатление, что противники инициатив в сфере образования забыли об основном пороке Закона РФ "Об образовании" (1992 год), который исключил воспитание из образовательного процесса.

И что инициатор этой акции Эдуард Днепров перманентно посыпает свою голову пеплом из-за последствий ошибки, когда по политическим мотивам вместе с понятием коммунистическое воспитание была предана забвению задача формирования личности человека, мотивов и установок его повседневной деятельности в социуме, науке и на производстве.
Показательно, что после пафосной критики с трибуны нового ФЗ даже известный ученый, доктор педагогических наук, с опозданием, как после гипноза, вдруг воскликнул: "Но ведь воспитание - это главное!".

Подобно тому, как театр начинается с вешалки, театр абсурда данного законопроекта начинается с концепции и перечня основных понятий и терминов, - слов? определяющих эти понятия.

Очевидно, что неизвестный разработчик ФЗ поставил цель затянуть экспертов, не склонных к трудоемкому анализу дефиниций, в трясину изучения трехсот страничного текста и, тем самым, избежать обнаружения системных провалов и избежать полной переработки документа.

Таким провалом служит сознательный отказ авторов данного законопроекта признать тесную зависимость образования и воспитания.

Характерно, что в концепции ФЗ вообще отсутствует термин воспитание, а титанические усилия перечня понятий призваны доказать правомерность включения воспитания в систему образования, как процесс "освоения" знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенций определенного объема и сложности.

Генеральский синдром

Хорошо известно, что психология и педагогика трактует воспитание как многогранную деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, которое обеспечивает формирование личности, ее подготовку к общественной жизни и производительному труду.

На практике отсутствие воспитания провоцирует проявление "человеческого фактора" (ЧФ) как причину аварий и катастроф, препятствий для концентрации усилий в проектах национального масштаба.

Наглядно дефицит необходимых элементов профессионального воспитания и общественно-исторического опыта проявился 10 апреля 2010 года при катастрофе польского лайнера Ту - 154.

Объективно главным виновником этой трагедии стал командующий ВВС генерал Анджей Бласик, имевший и компетенции, и навыки, и умения пилотирования самолета, хорошо знавший по долгу службы наставления, но отдавший приказ командиру воздушного судна на слепую посадку.

Что не оправдывает VIP - пассажиров, находившихся на борту не только польского лайнера, но и наших губернаторов, закончивших свой путь при вмешательстве в управление вертолетами на Алтае и Камчатке "Генеральский синдром", как перманентный источник аварий и катастроф, традиционно произрастает на почве дефицита собственного достоинства у подчиненных, иначе, образованных холуев.
Оборотная сторона медали - психологическая потребность руководителя к самоутверждению, возвышению над подчиненными, что порой выражается в презрении к их опыту и знаниям.

Особую опасность здесь представляют руководители, чей вектор карьерного роста определила широта спектра услуг вышестоящему начальству, нередко выходящих за рамки законодательства. Вспомним катастрофу вертолета Ми-171 на Алтае, когда опытнейшие пилоты "Газпромавиа" проявили себя воздушными извозчиками подвыпивших нуворишей, VIP - охотников из федеральных законодательных структур.
Талант и блестящая математическая подготовка в вузе не помешали стать преступниками "героев нашего времени" Березовского и Мавроди.

Броней от проявлений ЧФ служит самовоспитание, - сознательное сопоставление своих поступков с поступками других людей при наличии твердой установки на постоянное самосовершенствование.

Продукт самовоспитания - осознание субъектом ответственности при усвоении (а не "освоении") навыков самооценки и самоконтроля.

Самопрограммирование, интуиция и видение конкретной ситуации не отделимы от главных качеств профессионала - вменяемости и управляемости в сочетании с коллективным и индивидуальным самосознанием, в спорте - с благодарностью за рекомендации тренеров и болельщиков.

Инструмент интеграции

Приоритет воспитания, как инструмент интеграции результатов обучения к условиям службы, всегда был основой военного образования.
Испокон веков военный профессионал, в отличие от гражданского, имел установку на преодоление трудностей и лишений, строгое выполнение приказов, уставов и наставлений, корректность в отношениях с командирами и подчиненными, и многие другие качества, приобретенные не в процессе аудиторных занятий, а при воспитании всем укладом воинской службы.

Сегодня опыт воспитания многих поколений, выраженный в системе поощрений и наказаний, определяющий боеспособность армии и флота, приносится в жертву сомнительной идее стимулирования конкуренции между офицерами, ведущей к их перерождению в образованных холуев.

Новый закон "Об образовании в РФ" легимитизирует диверсию - категорический отказ Минобороны России от программы воинского и патриотического воспитания, подрывающую боеготовность и боеспособность Вооруженных Сил РФ. Где детонатором выступает невежество лиц, определяющих политику в военном образовании.
Вспомним запрет заместителя начальника главного управления кадров Тамары Фральцовой участвовать в Параде Победы суворовцам и нахимовцам под предлогом варикоза ног и необходимости подготовки к ЕГЭ.

Тесная причинно следственная связь воспитания и образования наглядно отражается в глобальной тенденции интеграции образования, науки и производства, когда производственный и научный опыт систематизирует учебные знания и умения и, отсекая лишнее, оставляет в сухом остатке у молодого специалиста главное - готовность, способность и потребность к самосовершенствованию в будущей трудовой деятельности.

Лозунг 30-х годов об "онаучивании" производства и "обинженеривании" науки ставил задачу не переучить инженеров и ученых, а создать синергетический эффект при взаимном дополнении опыта всех отраслей и источников знаний в деле инновационного прорыва СССР.

Наука, как подъемная сила образования, не бывает университетской, федеральной, исследовательской или национальной. Гении космонавтики Циолковский и Кондратюк творили в школе, не получив степеней и званий.

Опыт МФТИ свидетельствует: научные исследования составляют основу образования только при опоре на инновационный потенциал научных учреждений. Законодательное включение этой функции в программу образования соизмеримо с разрушительным эффектом ЕГЭ.

Предложение Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) возложить на вузы научно-производственные и законотворческие функции завершилась оглушительным провалом и много миллиардными потерями в ходе административной реформы, реализации 122 ФЗ и ФЗ об инновационном центре Сколково, ЕГЭ, нормативно - подушевого финансирования, которое ставит крест на малокомплектной сельской школе.
Утилитарный принцип оценки качества образования по остаточным знаниям специалиста-практика неумолимо сжимает "шагреневую кожу" фундаментального блока дисциплин, определяющих индивидуальность любой профессии: врача, инженера, педагога, летчика и судоводителя.

Диктат специалитета, слабо интегрированного с фундаментальными дисциплинами, служит источником мифотворчества в сознании молодого специалиста с плачевными результатами осуществления в зрелом возрасте.

Упрощение философской категории целого и части сыграло злую шутку с создателями морской ракеты "Булава", выбравшими приоритет ракетостроения не в целостности системы, а в оптимальности параметров ее компонентов. Инноваторы стали заложниками избыточной кооперации предприятий, низкой надежности и технологической несовместимости проектируемых в едином центре ракет различного базирования.

Наполеон говорил: "Можно победить любое оружие, кроме оружия духа". Оружие терроризма, владеющего стратегической инициативой, это духовный продукт воспитания - психологическая установка смертника.

Законопроект "Об образовании в РФ" разоружает научную разведку, которая вскрывает технологии терроризма и пути его духовного подавления.

Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник, эксперт Всероссийского фонда образования, ветеран РВСН,

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован