Эксклюзив
24 октября 2011
8125

Олег Сергеев: Концепция консолидирующего воспитания молодежи

I. Цель и ожидаемый результат

1. Настоящая концепция определяет содержание, принципы, приоритеты и направления консолидирующего воспитания молодежи.

II. Содержание консолидирующего воспитания

2. Консолидирующее воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, связанного с передачей новым поколениям общественно-исторического опыта совместной коллективной деятельности при планомерном и целенаправленном формировании личности с учетом возрастных этапов, начиная с младенческого и детского возраста;
1) целью консолидирующего воспитания служит подготовка личности к общественной жизни и производительному труду в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, а также самих воспитуемых между собой, являющихся как объектами, так и субъектами воспитания.

2) в основе консолидирующего лежит патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины:
3) психологической базой консолидирующего воспитания являются научные данные о бессознательных глубинных переживаниях человека привязанности к естественной и привычной среде обитания и содержанию деятельности, определяющих генетическую целостность нации;
4) в процессе консолидирующего воспитания бессознательные чувства становятся предметом осмысления, формирования убеждений и готовности действовать в интересах коллектива единомышленников, государства и общества.
3.Консолидирующее воспитание служит преградой противоправному мышлению, присущему отдельным слоям населения, не нашедшим своего места в жизни, выход духовной энергии которых проявляется в экстремизме, преступности и других противоправных действиях;
1) создание и развитие правового государства осуществляется при углубленном правовом воспитании как неотъемлемой части консолидирующего воспитания его гражданина;
2) духовно-правовой процесс начинается в семье с момента рождения человека до передачи ему функций субъекта воспитания, имеет продолжение в этической и правовой направленности общего и профессионального образования.

4. Субъектами консолидирующего воспитания выступают:
семья;
личность как субъект самовоспитания;
лидер государства;
органы государственной власти;
общественные организации;
традиционные конфессии;
образовательные учреждения всех уровней;
трудовые и воинские коллективы;
средства массовой информации;
герои, проявившие мужество и верность своему гражданскому и воинскому долгу;
наиболее яркие, авторитетные, известные в обществе личности:
Центральными субъектами консолидирующего воспитания выступают:
глава семьи - отец;
мать;
школьный учитель и воспитатель.

5. Предмет консолидирующего воспитания составляет содержание деятельности, направленной на формирование соответствующих потребностей, мотивов, установок и обеспечивающей трансформацию эмоционально-чувственной сферы в сознательное поведение человека.

6. Требования к содержанию воспитательной деятельности определяются закономерностями зарождения и развития чувства потребности к совместной продуктивной деятельности, которое должно быть пережито индивидом самостоятельно и самобытно в условиях:
1) свободы и права выбора предмета деятельности и ее объекта;
2) убежденности в истинности и общественной необходимости выполнения поставленных задач воспитания, уверенности в их решении;
3) эмоционального воздействия необходимой интенсивности, порождающего переживания, связанные с получением новых знаний и впечатлений;
4) осознания социальной значимости осуществляемой деятельности;
5) открытого и равноправного общения между субъектами воспитательной деятельности, - воспитателями и воспитуемыми;
6) семейно-ролевое распределение функций и обязанностей в совместной деятельности между воспитателями и воспитуемыми - отец, мать, братья, сестры, учитель, друг;
7) создания благоприятной речемыслительной среды общения между разновозрастными субъектами воспитательных процессов с учетом сохранения эффектов первичности, новизны, взаимного тяготения, минимизации бессодержательного общения;
8) адресного подхода к решению проблем воспитания индивидов и общественных групп, выделяемых по возрастным, профессиональным и другим признакам (дети, молодежь, предприниматели, военнослужащие, интеллигенция, специалисты рабочих профессий, старшее поколение);
9) учета положительного вклада в ценности совместного труда национальных, религиозных, профессиональных и территориальных общностей людей;
7. Основные направления и содержание деятельности по консолидирующему воспитанию граждан Российской Федерации представлены в Приложении N 1.

III. Система консолидирующего воспитания

8. Консолидирующее воспитание выступает важнейшим мобилизационным фактором и ресурсом развития общества, поэтому в отличие от стихийной мобилизации в угрожаемый предвоенный период, на современном этапе для управления мобилизационными ресурсами необходима система консолидирующего воспитания, которая должна:
объединять в массовом сознании вклад каждого человека в его малый мир (семью, класс, трудовой коллектив, социальную группу);
формировать общественное мнение, стимулирующее раскрытие потенциала каждого гражданина Российской Федерации.

9. Система консолидирующего воспитания является исторически сложившейся областью деятельности государственных и общественных институтов, семьи, социальных групп и механизмом мобилизации духовного потенциала при формировании чувств, сознания и поведения, консолидирующих общество, обеспечивающих поддержание его стабильности, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации:
1) указанная система определяет содержание, последовательность, направления, формы и методы решения задач, связанных с формированием общественного мнения, формирующего исторические ценности государства, укреплением чувства гордости за свою страну, доверия граждан к силе и могуществу своего Отечества, потребности консолидироваться на основе исторических традиций России, веры в ее будущее, мотивацией к активной деятельности по решению социально-экономических проблем всеми группами населения, представляющими в совокупности народ России;
2) данная система включает государственные и общественные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности, а также комплекс соответствующих направлений воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, массовой патриотической работы, осуществляемой государством, общественными движениями, научными и другими организациями, творческими союзами с активным привлечением средств массовой информации для формирования и развития личности гражданина и защитника Отечества;
3) становление указанной системы связано с консолидацией органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса задач консолидирующего воспитания с учетом единой государственной молодежной политики;
10. Система консолидирующего воспитания реализует максимальное раскрытие возможностей личности и общества при выполнении следующих задач:
1) получение гражданами объективных знаний и оценок текущих событий, истории страны и государства, осознание единства общества и власти, преемственности традиций и тенденций как основы дальнейшего развития России;
2) формирование чувств - любви и преданности Родине, гордости за ее богатейшую культуру и историческое наследие, жертвенности и ответственности за будущее России, веры в творческие, созидательные возможности российского народа;
3) противодействие идеям национальной исключительности, особого пути развития России в отрыве от объективных процессов мирового масштаба, попыткам сформировать чувство вины за историческое прошлое, создать в сознании людей разрыв между разными эпохами в развитии страны - досоветской, советской, постсоветской;
4) формирование поведения, установок, готовности выбрать образ действий с учетом интересов коллектива, общества, государства, способности оценивать события с позиций гражданина-патриота;
5) мобилизация воспитательного ресурса традиционных конфессий для утверждения в общественном сознании идей неотделимости государственности и патриотизма от служения Родине как высшего духовного долга и предназначения человека;
6) решение комплекса задач по созданию общественного мнения, укрепляющего чувство собственного достоинства индивидуума, гордости его за свою страну и мотивации к активной деятельности на благо Отечества всего народа России;
7) обеспечение при консолидирующем воспитании глобального охвата регионов страны и русскоязычных диаспор в зарубежных странах, непрерывности воздействия на все составляющие общественного сознания - мнения, чувства, поведение;
8) личное участие первых лиц государства в управлении процессом патриотического воспитания;
9) создание нормативной правовой и научной базы патриотического воспитания;
11. Приоритетными задачами являются:
1) становление семьи как партнера власти в воспитании молодого поколения;
2) усиление влияния СМИ, прежде всего электронных, на консолидирующее воспитание граждан России;
3) формирование позитивного отношения к прошлому Отечества и дню сегодняшнему, необходимость отдавать должное прогрессивным сдвигам в стране, объективно отражая негативные явления и их причины.

IV. Нормативная правовая база консолидирующего воспитания

12. Создание нормативной правовой базы формирования государственной политики в области консолидирующего воспитания включает внесение изменений и дополнений:
1) в Федеральные законы Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", касающихся включения в содержание государственных образовательных стандартов в качестве обязательных программ воспитания и требований к уровню воспитания выпускников, организации подготовки специалистов-воспитателей в образовательных учреждениях всех уровней, участия в воспитательном процессе общественных и религиозных организаций;
2) в законодательство о средствах массовой информации нормы
о недопустимости пропаганды, направленной на подрыв семейных устоев, разжигание нетерпимости, межнациональной розни и неуважения между различными поколениями граждан, негативного отношения к истории и государственным деятелям России;
3) включение в законодательство по делам семьи и молодежи положений о консолидирующего воспитании молодого поколения, мерах поддержки и сохранения семьи, как фундамента социальной стабильности общества, об ответственности родителей за воспитание и подготовку детей к самостоятельной жизни;

V. Научная база консолидирующего воспитания

13. Научной базой консолидирующего воспитания служит система знаний о психических явлениях - от ощущений и до психических свойств личности, от индивидуально-психологических особенностей людей до массовидных социально-психологических явлений и объективных законов, которым они подчиняются:
1) разработка эффективных методов консолидирующего воспитания, базируется на закономерностях формирования личности - направленности, способностей, потребностей, мировоззрения, самостоятельности и образности мышления, творческого потенциала, интуиции;
2) основной принцип консолидирующего воспитания - деятельностный подход, рассматривает совместную творческую деятельность в качестве необходимого условия становления и развития, превращения полученных знаний в твердые убеждения человека;
3) общение - главное условие совместной деятельности, выработки стратегии взаимодействия, восприятия и взаимопонимания субъектов деятельности, раскрытие свойств личности, развитие индивидуальных различий, укрепление особого класса отношений "субъект-субъект (субъекты)", сближение индивидуальных целей, потребностей и мотивов и, как результат, - создание совокупного субъекта деятельности - коллектива, укреплению в нем отношений товарищества и дружбы;
4) принцип единства мышления и речи в общение служит основой познавательных процессов и доминантой эмоциональных состояний. При сочетании в деятельности по консолидирующему воспитанию вербальных и невербальных средств, письменных (печатные издания), электронных средств массовой информации особую значимость приобретает повышение качества и соблюдение грамматики родного языка;
5) приоритетным направлением фундаментальных и прикладных исследований и разработок в интересах социальных и педагогических технологий, связанных с воспитанием консолидации, относится соотношение в деятельности законов бессознательного (подсознательного, неосознаваемого) и осознаваемого, условий возникновения каждого из этих уровней и взаимодействие между ними.

14. Воспитательное значение событий истории и объектов культурного наследия обусловлено эмоциональным состоянием, возникающим в процессе поиска и открытия свидетельств, значимых моментов, фактов в судьбе людей и народов, что порождает спектр переживаний - оптимистических и трагических, удивление, сострадание, жертвенность и осознание долга перед ушедшими поколениями:
1) требует пересмотра сложившийся подход к освещению исключительно побед и свершений, имевший своей целью достижение высокой степени пафоса (порой ложного), что объективно открыло путь к фальсификации и умолчанию многих трагических и, вместе с тем, героических страниц истории Отечества;
2) при таком подходе не были учтены уроки русско-японской войны - одного из первых локальных конфликтов ХХ века, первой мировой, гражданской и начального периода Великой Отечественной войны, другие "невыигрышные" события отечественной, и не только военной истории, знание которых имеет ныне государственную значимость и воспитательную ценность.

15. Гармоничность консолидирующего воспитания заключается в достижении единства умственного, физического, эстетического и нравственного развития гражданина, гармонии с природой и культурой:
1) решение этой задачи предполагает включение человека во многие виды деятельности (диверсификация деятельности), пробуждение потребностей к искусству и художественному творчеству, что обеспечивает сближение границ личных и общественных интересов, расширение сферы самостоятельной деятельности и поддержку нравственных сил и способностей человека;
2) приобретение человеком эмоциональной культуры, необходимой для освоения социального опыта, связано с организацией общения, ориентированного на духовные ценности. Раскрытие талантов рождается в условиях сотрудничества и сопричастности к делам и свершениям, сочувствия, сострадания и уважения к обиженным и обездоленным;
3) праздная болтовня, отсутствие нравственных образов деловой жизни убивают веру в творческие силы и достоинство человека, порождают ненависть и экстремизм;
4) пропаганда технологии секса наносит удар по моральным и нравственным устоям общества, личному счастью гражданина и таинству семейных устоев, действует разрушительно на способность к чувству любви, порождает эгоизм и лишает стимулов к творческой активности.

16. Решению задач консолидирующего воспитания служит раскрытие духовно-творческих начал личности:
1) содержание творческих процессов определяется способностью создавать высокохудожественные зрительные и другие образы при учебно-воспитательной и профессиональной деятельности, характерные для опытного инженера, педагога, врача, ученого, управленца, высококвалифицированного специалиста рабочей, сельскохозяйственной и любой другой профессии;
2) формирование образного мышления достигается включением в учебно-воспитательный процесс разнообразных видов художественного творчества - живописи, музыки, поэзии и т.д., позволяющих осуществить синтез зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений.

17. Семья - самый мощный социальный организм воспитания, создающий защитную среду для человека силой ее внутреннего единства и отсутствием дискриминации любого из ее членов:
1) основной задачей семейной педагогики служит забота о сохранении семьи, как главном субъекте патриотического воспитания, почитании родителей, об укреплении достоинства и уважения к женщине-матери в семье и обществе;
2) безнасильственное раскрепощение духовных и физических сил при доминанте личностных достоинств каждого из членов семьи - необходимое условие зарождения совместной деятельности;
3) приоритетом семейного воспитания выступает непосредственное личное влияние воспитателей - отца и матери на личность ребенка, создающее специфическую эмоциональную среду семейных отношений;
4) любовь к детям рождает творческую энергию, острую потребность ребенка в общении и демонстрации своих возможностей, что необходимо в полной мере использовать для его подготовки к будущей жизни, служению Отечеству;
5) поддержание родительского авторитета, дисциплины достигается организацией единства общения и воспитательной деятельности, в которых должны сочетаться доброта и строгость, терпение и уважительное отношение к личной жизни детей и подростков с учетом возрастных особенностей и возможностей их вклада в укрепление и улучшение жизни семьи;
6) в процессе развития происходит эволюция содержания общения: во внимании и доброжелательности взрослого (первое полугодие жизни); в сотрудничестве (ранний дошкольный возраст); в доверительном отношении взрослого к запросам ребенка (младший и средний дошкольный возраст); во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст);
7) потребность в общении развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте) к все более сложным (в сотрудничестве, интимно-личностном общении);
8) к числу негативных тенденций изменения характера детей и юношества относится хищный инфантелизм, связанный с легкостью удовлетворения желаний и удовольствий, дефицитом духовной пищи, отсутствием силы духа и духовной стойкости, что является результатом нарушений взаимоотношений в семье в условиях агрессивного воздействия на сознание ребенка средств массовой информации;
9) в задачу семейной педагогики входит раскрытие практического опыта в семье своего и других народов и применение семейно-ролевого распределения функций и отношений при организации деятельности соответствующих образовательных и воспитательных учреждений.

VI. Педагогика консолидирующего воспитании

18. Эффективность педагогики консолидирующего воспитания определяет профессионализм педагога, его видением целей и задач воспитания, дар слышать свою эпоху, улавливать в ней голоса прошлого и настоящего, служить идеям справедливости, способностью вселять в других веру в собственные возможности:
1) центральной фигурой в педагогике консолидирующего воспитания выступает личностный аспект, поскольку только учитель, преданный своему делу, может воспитать человека, который готов к самопожертвованию во имя нравственных идеалов;
2) творчество педагога-воспитателя невозможно без опоры на семью ученика и заключается в умении использовать все многообразие отношений воспитательной деятельности, формирующих личность молодого человека. Искусство педагогического видения заключается в способности быстро фиксировать изменения и определять внутреннее состояние воспитуемого;
3) консолидирующее воспитание основывается на педагогике сотрудничества, помогающей учащемуся в полной мере развить свои способности при создании разумной организации его деятельности, занятий, которые помогают раскрыть его природные данные и талант;
4) мастерство педагога состоит в умении активизировать потребности учащегося в деятельности и общении, содержание которых служит поддержанию инициативного, творческого, работоспособного состояния человека за счет опосредствованных, косвенных воздействий, путем убеждения его же собственными мыслями.
18. Главной задачей педагогики консолидирующего воспитания выступает укрепление сохраняющейся в подсознании человека веры в свой дар и нереализованные возможности, надежды и твердой уверенности на поддержку единомышленников в выполнение задуманного:
1) снятие безразличия, апатии, страха и неуверенности стимулирует вдохновение и творческую активность, способствует раскрытию способностей, интуиции, талантливости, ведет к осознанию идеи подвижничества - стремления беззаветно служить на избранном поприще интересам научного, культурного и промышленного потенциала страны;
2) подвижничество развивается в условиях свободного выбора и направленности влечений личности, стремящейся найти наиболее благоприятную среду для развития своих дарований;
3) важнейшим условием подвижничества является среда общения в "малой группе", имеющей завышенные интересы и ценности в выбранной области деятельности.

19. Современные педагогические технологии консолидирующего воспитания разрабатываются с расчетом на интенсификацию обучения, когда проходит ускоренная мобилизация ресурсов подсознания, необходимая для проявления интуиции, вдохновения, переживаний, формирования потребности их повторения и углубления познавательных процессов, направленных на сознательное, рациональное применение результатов творческой деятельности:
1) указанные технологии реализуются в программах гуманизации образования, включающих искусствоведение, художественное творчество, активизирующее вдохновение и творческие силы учащихся, их патриотические чувства, которые в процессе изучения гуманитарных дисциплин (язык, история, философия и др.) реализуются при осознанном использовании знаний в практической деятельности и нормах поведения;
2) в основе педагогической технологии лежит искусство - активная творческая деятельность педагога и воспитателя с применением приемов и методов пробуждения и развития талантливости и способности учащихся, готовности отдать силы служению Отечеству;
3) стратегическим направлением развития педагогического искусства является полное использование опыта педагогов-новаторов и создание условий для раскрытия каждым педагогом своей талантливости, неповторимости, направленности на совершенствование авторской технологии мобилизации духовных сил учащихся, активизации их познавательных способностей.

VII. Организация консолидирующего воспитания

20. Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование системы консолидирующего воспитания, является государство.

21. Управление системой консолидирующего воспитания осуществляется программными методами с учетом:
1) анализа, оценки и прогнозирования влияния на общественное мнение мероприятий патриотической направленности;
2) определения и корректировки текущих и перспективных целей и задач воспитательной деятельности;
3) планирования и программирования воспитательной работы;
4) мониторинга организации труда и освоения прогрессивных технологий, адресных форм и методов воспитательной работы;
5) создания комплекса нормативных, экономических, материально-технических, научных, образовательных, организационных средств и условий.
22. Координация деятельности по реализации программ консолидирующего воспитания осуществляется Минобрнауки России совместно с заинтересованными органами государственной власти.

VIII.. Эффективность консолидирующего воспитания

23. Эффективность системы консолидирующего воспитания оценивается при решении ею следующих задач.

1) при формировании индивидуального и общественного сознания:
способность гражданина увидеть цели и результаты своего труда в общих и частных проявлениях общественных отношений, тенденциях социально-экономического развития страны, консолидации различных социальных групп и слоев населения;
становление семьи как партнера государства в воспитании молодого поколения страны;
укрепление веры человека в свои творческие, созидательные возможности в совместной коллективной деятельности;
2) в социально-идеологическом плане:
обеспечение духовно-нравственного единства и толерантности;
ликвидация условий агрессивного противостояния, возрождение истинных духовных ценностей народов России;
упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации;
3) в социально-экономическом плане:
экономическое укрепление государственной системы, поощрение семьи, брака, деторождения и семейного воспитания как основных условий общественной и экономической стабильности и безопасности;
4) в области обороноспособности страны:
стремление молодежи к службе в Вооруженных Силах;
готовность граждан к защите Отечества, сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций.

24. Основным результатом консолидирующего воспитания служит социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление обороноспособности государства, достижение социальной и экономической стабильности России.

Сергеев Олег Леонидович, эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН, выпускник Высшего военно-морского училища инженеров оружия

Сергеев

www.allrus.info
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован