Эксклюзив
11 марта 2011
6305

Олег Сергеев: Системно-структурный анализ понятийного аппарата к Проекту системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни.

Представления

Образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения, относятся к прошлому и возможному будущему.

Воображение

Построение образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта. Создание образов, соответствующих описанию объекта.

Позволяют представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Особая форма внутренней деятельности - мечтание.

Мечта

Необходимое условие преобразование действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным.

Эмоции

Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Субъективная форма выражения потребностей.

Потребность

Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности. Определяет направленность мышления, чувств и воли человека.

Переживание

Наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям.

ЧУВСТВА

Форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличается относительной устойчивостью, выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывает личности предметы, отвечающие ее потребностям и побуждают к деятельности по их удовлетворению.

Знания мотивов, идеалов, норм поведения будут реальными побуждениями к деятельности только став предметом устойчивых чувств.

Формируются под влиянием воспитательных воздействий общественных институтов.

Сознание

Высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность.

Мотивы

Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека.
Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Осознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Деятельность

Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Включает цель, средства, результат и сам процесс.

ПОВЕДЕНИЕ

Социально обусловленная, но имеющая природные предпосылки, опосредствованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность человека. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностной ориентации, ролевых предписаний.

Норма

Руководящее начало, правило, образец. Принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие поведение людей. Необходимое условие эффективного взаимодействия индивидов в процессе совместной деятельности.

ПАТРИОТИЗМ

Преданность своему Отечеству, любовь к родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Отечество

Политическая, социальная и культурная среда, в которой живет и трудится данный народ; страна, где человек родился и гражданином которой является; исторически принадлежащая данному народу территория. Как общественное явление Отечество охватывает социальный и государственный строй, политические отношения, культуру, духовные ценности, особенности языка, быта, нравов и обычаев

Народ

Все население определенной страны. Народные массы, включающие на различных этапах истории те классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества.

Народные массы.

Социальная общность людей, охватывающая те классы и слои населения, которые являются ведущей силой общественного прогресса; решающая сила в войне.

Любовь

Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов объекта.

Интерес

Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту познания.

Познание

Обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

Мышление

Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

ВОСПИТАНИЕ

Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением.

Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, ее подготовку к общественной жизни и производительному труду.

Патриотическое воспитание

Воспитание народов своих стран в духе любви к своему Отечеству и готовности встать на его защиту от посягательств любого агрессора.

Интернациональное воспитание

Глубокое разъяснение национального вопроса, привитие чувства дружбы и уважения, пропаганда национальной политики, дружбы народов; развитие любви и преданности родине, чувства общенациональной гордости; укрепление боевого содружества, воспитание убежденности в том, что защита Отечества дело объединенных усилий.

Защита Отечества

Деятельность государства и народа, направленная на сохранение и упрочение завоеваний, суверенитета, территориальной целостности и государственных интересов страны; важнейшая функция государства, священный долг, правовая и моральная обязанность его граждан, закономерность государственного строительства.

В мирное время - укрепление экономической мощи государства и всесторонняя подготовка страны к отражению агрессии.

В ходе вооруженной борьбы происходит объединение усилий фронта и тыла, мобилизация всех сил страны для полного разгрома агрессора.

ТРАДИЦИИ

Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

Боевые традиции - исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевого задания, несением воинской службы.

Важнейшие традиции боевые: любовь к родине, постоянная готовность к защите Отечества, верность военной присяге, воинскому долгу, войсковое товарищество, уважение к командиру и защита его в бою.

Готовность

Предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

ЦЕЛЬ

Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Предвосхищаемый полезный результат.

Предвосхищение средств, использование которых приведет к достижению полезного результата.

Задача

Данная в определенных условиях (проблемная ситуация) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

Включает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе.

Цель Программы на конечном этапе разработки была сформулирована как развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

Для обеспечения воспитательного воздействия на все слои общества и поколения граждан в содержание программы был положены Федеральные законы "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", " "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "О воинской обязанности и военной службе", Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", а также Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе"

Список общенаучных понятий

Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;

Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Структура (строение, расположение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Концепция - система взглядов на что ни будь; основная мысль; понимание, система, определенная трактовка военных явлений, система взглядов на характер будущей войны, строительство ВС и т.д. В иностранной лит-ре отождествляется с понятием "доктрина", "стратегия", "теория"; определенный способ понимания, трактовки к.л. явлений, основная точка зрения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Доктрина - учение, научная или философская теория.

Социальная общность - совокупность людей, характеризующ. условиями жизнедеятельности (экономическим, социальным положением, уровнем профессиональной подготовки и образования, интересами и потребностями и т.д.), общим для данной группы взаимодействующих индивидов (социального класса, социально-професс. группы и т.д.); принадлежностью к исторически сложившимся территориальным общностям (город, деревня, поселок), тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т.д.). Существует на базе социальной организации. Являются основными элементами социальной структуры.

Социальные общности - классы, нации, профессиональные, демографические, территориальные, политические группы.

Под социальными группами в социологии понимают большие группы людей и, прежде всего, классы.

Классы и социальные группы состоят из социальных слоев, которые отличаются друг от друга по тем или иным социальным признакам, что и классы. Квалификационные слои рабочих, среди интеллигенции выделяется слой работников, занятых организаторским трудом.

Классы - большие группы людей, различ. по их месту в исторически определенной системе общ. производства, роли в общ. организации труда, способам получения и размером той доли богатства, которой они располагают.

Об историческом познании

Для того, чтобы уметь хорошо работать на компьютере, быть юристом, бизнесменом, математиком или строителем, вряд ли необходимо знать историю древнего Египта, причины крушения Циньской империи или стратегии Наполеона в сражении при Арколе.

Но в переломные эпохи, в периоды социальных потрясений и революций интерес к прошлому и стремление найти в нем объяснение настоящему и основания для предвидения будущего становятся всеобщими, охватывая руководителей и простых рабочих, литераторов и инженеров, бизнесменов и ученых, педагогов и юристов, ветеранов и молодое поколение России.

Часто говорят, что историческое познание играет в обществе ту же роль, какую в деятельности индивида играет память. Человек, утративший память (а это случается при некоторых заболеваниях), лишается личностного самосознания, распадается его личность, он перестает отождествлять себя с самим собой.

В отличие от индивидуальной памяти историческое сознание существует как общезначимое знание, доступное и понятное всем членам данной общности. Оно обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности.

С историческим познанием связана функция удовлетворения потребности в социальном воспитании. Социально-историческая "память" человечества выступающая как знание о прошлом, дает множество образцов социально значимого поведения.

Сохранить деяния отцов и дедов для потомства как источник подражания или предмет для размышления и извлечения исторического опыта являлось осознанной целью подавляющего большинства авторов исторических трудов и в средние века, и в новое время.

Не менее важное значение функция исторического познания имеет и в развитии политической деятельности. Те, или иные государства, императоры, короли, правители какой либо области, отстаивая свои претензии на территорию чужого государства или защищая собственные владения от враждебных посягательств, обращались, как правило, к исторической аргументации, подтверждавшей их собственные права на данную территорию и отрицавшей аналогичные права конкурента.

Обращение к прошлому в поисках исторического прецедента давно является обычным актом политической и юридической практики.

Мнение о том, что государственным людям приходится принимать решения в ситуациях, редко повторяющих историческое прошлое, решительно оспаривает историк В.О.Ключевской, по словам которого история учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо нее или вопреки ее, тот всегда в конце жалеет о своем отношении к ней. Она пока учит не тому, как жить по ней, а как учиться у нее, она пока только сечет своих непонятливых или ленивых учеников, как желудок наказывает жадных или неосторожных гастрономов, не сообщая им правил здорового питания, а только давая чувствовать ошибки в их физиологии и увлечения их аппетита. История - что власть: когда людям хорошо, они забывают о ней и свое благоденствие приписывают себе самим; когда им становится плохо, они начинают чувствовать ее благодеяние.

Говорят, что каждое поколение заново переписывает историю, опрокидывая в нее свои представления, страсти, ожидания, свои социальные симпатии и антипатии, В этом часто видят доказательство бесполезности исторического познания. В действительности дело обстоит как раз наоборот. То обстоятельство, что прошлое позволяет моделировать на себе сложнейшие, диалектически противоречивые ситуации современности, как раз свидетельствует о важности его объективного научного познания. Не понимая исторических корней современности, невозможно правильно оценить и глубоко понять характер происходящих в ней революционных преобразований.

Переломные моменты в жизни народов, войны и революции, переходы от экономических подъемов к депрессии и упадку, радикальные изменения в способах производства, религиозные движения и т.д. всегда порождали повышенный интерес к истории.

Историческое познание требует высококвалифицированных специалистов, владеющих обширным арсеналом сведений, относящихся к другим научным дисциплинам: лингвистике, экономике, психологии, философии, этнографии и даже математике.

Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник, эксперт Всероссийского фонда образования, ветеран РВСН и ГРУ ГШ.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован