02 декабря 2009
2167

Ольга Лебедева: Проблема выбора выпускника МГИМО: дипломат, преподаватель, управленец?

Тезисы выступления на рабочем семинаре "Опыт работы и проблемы профессионального роста молодых управленцев вузов Москвы в сфере общественно- политических наук"

Москва, МГИМО (У) МИД России, 30 ноября 2009 года

Попробуем тезисно взглянуть на факторы, влияющие на выбор молодого специалиста - выпускника МГИМО в пользу научно-преподавательской или практической, дипломатической деятельности.

Надо сразу внести оговорку, что в рамках рассмотрения данной темы мы выводим за скобки тех выпускников нашего вуза, которые в качестве области приложения своих сил выбирают сферу бизнеса, юридическую практику и другие коммерческие сферы деятельности.

Какие факторы влияют на выбор будущей профессии?
- социальный статус и престиж
- материальная составляющая
- возможности карьерного роста

1. Социальный статус и престиж работы.
Статус в обществе и престиж работы всегда имели значение при выборе профессии. Особенно актуально это для выпускников такого вуза как МГИМО.
Рассматривая возможность работы на внешнеполитическом направлении, можно отметить то, что престиж дипломатической службы был всегда традиционно высок. Эта работа в первую очередь ассоциируется с высокими профессиональными требованиями и несколько выделяется среди других направлений государственной службы.
За последние несколько лет мы можем наблюдать постоянный и все возрастающий рост популярности государственной службы и связанный с этим рост популярности службы дипломатической. Объяснить это можно повышением роли государства в жизни страны, большей социальной защищенностью по сравнению с "частным сектором" экономики, стабильностью заработка (особенно в условиях продолжающегося мирового экономического и финансового кризиса).
Если сравнивать престиж преподавательской деятельности с дипломатической службой, то ответ очевиден.
В общественном восприятии профессия дипломата выглядит более "гламурнойF1.11 " по сравнению с "серыми буднями" преподавателя пусть даже и такого престижного учебного заведения как МГИМО. Поездки в дальние страны, новые впечатления, великосветский образ жизни и неразрывно с ним связанное материальное благополучие, воспетые в кино и литературе, сформировали и поддерживают в обществе расхожий стереотип романтики и привилегированности дипломатической службы.

2. Материальный достаток и социальная защищенность.
Вряд ли выпускник вуза, решивший посвятить себя государственной службе или научно-преподавательской деятельности, будет рассматривать материальный фактор в качестве главного определяющего при выборе профессии, но определенное влияние он все-таки оказывает. А это значит что некоторое внимание ему все же стоит уделить. Говоря о денежной стороне дела сложно отдать однозначное предпочтение работе в МГИМО или МИДе, хотя в среднем зарплата молодого преподавателя меньше, чем сотрудника Министерства младшего и среднего звена. Разница становится существенной только тогда, когда дипломат получает назначение за пределами Российской Федерации.
В целом же, рассматривая общие тенденции, можно сказать, что одним из средств повышения престижа государственной службы в целом и дипломатической в частности является повышение заработной платы. На примере службы в системе МИД мы, начиная с 2005 года, наблюдали несколько резких и весьма значительных повышений заработной платы в центральном аппарате Министерства и денежного содержания заграницей. Более того, руководством страны был гарантирован регулярный пересмотр денежных выплат и их индексация.
Пусть на данный момент уровень заработной платы в МГИМО и МИДе отличается не сильно, но динамика к ее повышению в МИДе явно выше, а это со временем может сказаться и на выборе направления работы молодым специалистом.
Обычно при разговоре о материальной стороне дела говорят и о социальных бонусах. Традиционно принято считать, что работник в государственной и бюджетной сфере является более социально защищенным. Темой данного выступления не является сравнения социалки в государственном и частном секторе (хотя социальные пакеты в некоторых коммерческих организациях впечатляют), а то, что сохранилось после развала Союза (как время максимально высокого развития инструментов социальной поддержки и защиты) является бледной тенью прошлого.
Соблюдение федеральных прав гарантируется государством, сверх этого возможности и у МГИМО и у МИДа весьма скромны. Поэтому на этом разделе можно подробно не останавливаться, тем более, что при выборе между МГИМО и Министерством социальный фактор, вряд ли будет играть какое-либо значение.

3. Возможность карьерного роста.
Карьерный рост - один из факторов действительно влияющих на выбор профессии. Сравнивая возможности карьерного роста, можно отметить, что для сотрудника МИД они объективно шире. Процесс прохождения службы прописан в соответствующих инструкциях и приказах.
Количество структурных подразделений в Министерстве больше чем в Университете, не говоря о представительствах за границей. Это дает достаточную возможность для маневра, ротации, выбора более интересного для себя участка, шанс проявить себя на определенном направлении. Помимо этого, кроме работы в системе МИД, дипломат может продолжить строить свою карьеру в Администрации Президента, Аппарате Правительства, Аппарате Совета Безопасности и других властных структурах. Более того, возможно и возвращение назад в систему МИД.
Единственно, что отработано недостаточно хорошо - это вопрос ротации между МИДом и МГИМО. Совмещать научную и преподавательскую деятельность и службу в системе МИД объективно сложно. Существуют редкие, единичные примеры, которые только подтверждают это правило. Возможностей же для молодого ученого- преподавателя опробовать свои научные наработки и теоретические выкладки на практике в Министерстве, получив при этом назначение адекватного уровня и реальную возможность проявить себя, нет. Равно как и нет и возможностей для обратной ротации. Выбрав одно направление, и посвятив ему часть своей жизни, приходится _______, из-за слабого взаимодействия между организациями, следовать ему и дальше (переход на кафедру Дипломатии после отставки из МИДа не в счет). В слабости взаимодействия и не отработанной системе ротации и кроется, наверное, то, что превращает для выпускника выбор между столь близкими по своему духу областями деятельности в проблему и мешает самому главному фактору при выборе профессии - возможности самореализации.


Лебедева О.В., к.соц.н., заместитель декана факультета Международных отношений, доцент кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России

www.mgimo.ru

02.12.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован