Эксклюзив
Подберезкина Ольга Алексеевна
16 сентября 2013
5888

Ольга Подберезкина: Экономические и социальные предпосылки необходимости опережающего развития регионов Сибири и Дальнего Востока

Дело... упирается в правильность и эффективность использования
и управления доходами от продажи сырья, поступающими в страну[1]

Е. Примаков

У России огромный потенциал. Поэтому вопрос, может ли страна
изменить свое место в рейтингах инновационной активности или
нет, даже не стоит. России просто необходимо это сделать[2]

П. Линдхольм, советник Всемирного банка


Успех или неудача идеи евразийской интеграции во многом предопределяют темпами развития восточных регионов России, которые будут означать не только продвижение "русского ядра" на восток, но и создавать благоприятные условия как для интеграции постсоветских республик, так и развития отношений по осям Евразия - Евросоюз и Евразия - АТР. Пока что эта концепция не находят своего отражения ни в официальных выступлениях российских лидеров, ни соответствующих документах. Евразийская интеграция рассматривается прежде всего на уровне экономической интеграции России - Белоруссии - Казахстана, которая заявляется до 2014 года первым этапом, а темпы развития восточных регионов рассматриваются как средние по России.

Между тем этот подход абсолютно неверен.

С демографической точки зрения восточные регионы представляют собой практически не заселенную территорию в то время как в европейской части России продолжает концентрация населения. Для сравнения: только в Москве (которую планируется расширить до границ "новой Москвы" с Калужской областью) сегодня проживает более 12 млн человек, что в 1,5 раза больше, чем во всем ДВФО! В одном "спальном районе" Москвы проживает больше, чем на всей территории Камчатского края.

На фоне ухудшающейся в долгосрочной перспективе общей демографической ситуации в стране, которая, как прогнозируется, приведет к сокращению населения трудоспособного возраста к 2020 году на 7-8 млн чел., а к 2050 - более чем на 26 млн человек[3], ситуация в восточных регионах представляется как неизбежная катастрофа. В этих условиях ясно, что принимаемые меры абсолютно недостаточны. Нужен комплекс чрезвычайных мер по выходу из этой ситуации, ориентированных исключительно на восточные регионы.

Другой вопрос - опережающее экономическое развитие восточных регионов - тесно связан с демографическим.

Между тем восточные регионы за последние десятилетия оказались фактически в ситуации деиндустриализованных регионов. Причем в наибольшей степени пострадали обрабатывающие отрасли промышленности. По оценке заместителя гендиректора ОАО Концерна "Алмаз-Антей" С. Остапенко, в СССР выпускалось примерно 70 тыс. станков различной номенклатуры, а сегодня в России в лучшем случае 2 тысячи[4].

Другой пример, который привел Д. Рогозин с 2008 по 2013 год российские компании приобрели почти 600 иностранных и только 59 отечественных авиалайнеров. Доля российской продукции составила менее 7% всего авиапарка, что означает фактическую потерю внутреннего рынка для авиапрома[5].

Вместе с тем уже сегодня передовые предприятия и целые отрасли восточных регионов могут и развиваются темпами, значительно превышающими среднероссийские. Учитывая демографические проблемы СФО и ДВФО, необходимо сделать ставку именно на такие отрасли и предприятия, которые в значительной степени сосредоточены в ОПК. Так, ОАО "Швабе", объединяющее ключевые предприятия оптико-электронной отрасли, увеличило в 2012 году объем продаж на 27%, а в 2013 году планируется на 21%. Кадровый потенциал ОАО "Швабе" - 20 тыс. человек, из которых 4,8 тыс. научные сотрудники. При этом расходы на НИОКР в 2012 году выросли на 48%, а производительность труда на 123%[6]. Это пример можно рассматривать как модель развития наукоемких производств в восточных регионах России.

Для успеха идеи евразийской интеграции возможно, большего числа стран успех "восточной политики" России выражается в обязательном условии опережающих темпах развития регионов Сибири и Дальнего Востока, и их инфраструктуры. Прежде всего транспортной. Это собственно говоря, создает не только экономические и социальные предпосылки для всего процесса евразийской интеграции, но и лежит в основе этого процесса. Как в узком понимании (интеграции трех-четырех государств), так и в широком понимании - развитии отношений российского евразийского ядра с Евросоюзом и странами АТР.

Соответственно этапность и приоритетность задач выглядит по-разному. На наш взгляд, они выглядят следующим образом, имея ввиду, что все три процесса являются, во-первых, основными приоритетами, а, во-вторых, должны развиваться параллельно, но с разной скоростью.



Как видно из предложенного рисунка успех идеи евразийской интеграции во многом предопределяется результатами развития восточных регионов России и укрепления "российского ядра" евразийской интеграции. Причем в качестве относительно самостоятельной тенденции в рамках первого приоритета необходимо выделить развитие транспортной инфраструктуры восточных регионов. Практически это означает, что подпрограммы "Транссиб" и "БАМ" ФЦП развития регионов Дальнего Востока, утвержденной Правительством РФ в марте 2013 года, должны быть расширены с целью концентрации на этих направлениях предприятий обрабатывающей промышленности в наиболее наукоемких областях. Это означает их превращение из "подпрограмм" ФЦП в самостоятельные ФЦП общенационального масштаба. В этом случае они превратятся из примитивных "транспортных коридоров" (имеющих не только достоинства, но и недостатки, в т.ч. политические) в крупные политико-экономические проекты, имеющие ключевое значение для развития евразийской интеграции по всем азимутам.

Такая последовательность практически важна:

- чтобы правильно перераспределить национальные ресурсы. Дискуссия по поводу финансирования Программы развития Дальнего Востока показала, что даже выделение 10 трлн руб. (из которых менее 4 трлн средства федерального бюджета) - суммы достаточно скромной и явно недостаточной - вызывает возражения не только Минфина, но и экспертов преимущественно либеральной направленности;

- избежать рисков зависимости от элит постсоветских государств (опыт СНГ - весьма негативен), когда процесс военно-политической интеграции не должен тормозиться, например, нежеланием участия Узбекистана в ОДКБ;

- чтобы создать максимально выгодные и благоприятные условия для интеграционных процессов со странами АТР и Европы за счет развития восточных районов. Пока что происходит "интеграция" Москвы, например, с Японией или Вьетнамом, а не интеграция восточных регионов. Которые фактически не могут быть самостоятельными субъектами в силу экономической инфраструктурной отсталости. Вместе с тем уже есть и удачные примеры. Так, экспедиция "Тюмень-Сабетта-Китай" на сухогрузе "Инженер Трубин" открыла новый торговый путь из России в страны Юго-Восточной Азии через Северный Ледовитый океан, который намного короче, чем через Суэцкий канал. И на этом пути отправителям грузов не страшны ни обострения напряжённости на Ближнем Востоке, ни пираты южных морей. Теплоход Северного морского пароходства (порт приписки - Архангельск) прошёл Северным морским путем от строящегося на полуострове Ямал арктического порта Сабетта до Китая с продукцией уральских предприятий для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Согласно экспертным оценкам, только на предприятиях Уральского федерального округа может появиться более 750 тыс. рабочих мест в УрФО, а с учётом мультипликативной занятости - не менее четырёх миллионов рабочих мест по всей России[7].

Таким образом важнейшим условием реализации евразийского проекта становится опережающее развитие восточных регионов России, перенос центра тяжести политической, военной, научной и культурной жизни на восточное побережье страны.

И наоборот. Евразийская интеграция лежит в основе экономических и социальных предпосылок опережающего развития Сибири, находится евразийская идея укрепления "российского ядра" единого экономического, культурного и геополитического пространства. Поэтому "чисто" экономические аргументы не могут, как сегодня, служить единственным и главным основанием для принятия решений. Что, к сожалению, происходит сегодня нередко не только на Западе, но и в России.

В этом смысле выгодно отличаются исследования российских ученых, которые пытаются системно рассмотреть эту проблему. Так, на VII Байкальском международном экономическом форуме (сентябрь 2011 г.) подход к этой проблеме был сформулирован следующим образом[8]:



Как видно из приведенной таблицы, ее авторы принципиально по-новому сформулировали значение Сибири и Дальнего Востока для всей России и, что немаловажно, для оценки перспектив ее места в мире. Совершенно оправдан и вывод о том, что от того, как будут развиваться восточные регионы будет зависеть само будущее нашей страны.

Вместе с тем, говоря о значении восточных регионов и ресурсном потенциале, авторы придерживаются по большому счету сценария, ориентированного на природные ресурсы, а не человеческого потенциала, инфраструктуру и наукоемкие отрасли. Приоритеты должны быть иными, а именно: в условиях демографической катастрофы и деиндустриализации восточных регионов ставки должна быть сделана, во-первых, на опережающее развитие НЧП этих регионов (прежде всего, демографической, научной и образовательных составляющих), во-вторых, инфраструктуры - транспорта, связи, "точек роста", - а, в-третьих, на новой индустриализации регионов, включая переноса в них производств, конструкторских бюро, исследовательских институтов и т.д. из центральных регионов страны.


______________

[1] Примаков Е.М. Нам нужна новая индустриализация // Российская газета. 2012. 9 июня. С. 6.

[2] Кривошапко Ю. Рубль в стиле хай-тек // Российская газета. 2012. 14 июня. С. 1.

[3] Смольякова Т. Третьим будешь // Российская газета. 2013. 15 августа. С. 3.

[4][4] Прохоренко О. Переоборудовать старое - дороже / Эл. ресурс: "ЦВПИ". 2013. 12 августа / http://eurasian-defence.ru

[5] Егоров И. Теряем небо // Российская газета. 2013. 15 августа. С. 2.

[6] Максин С. Стремиться вперед, опираясь на традиции // Независимая газета. 2013. 5 апреля. С. 5.

[7] Севморпуть открыл дорогу товарам между разными странами и перспективу создания миллионов рабочих мест в России // Экономика и жизнь. 2013. 22 августа / http://www.eg-online.ru/news/220604/

[8] Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона. VII Байкальский международный экономический форум. 2011. Сентябрь.

 

 

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован