Эксклюзив
Подберезкина Ольга Алексеевна
19 сентября 2013
5278

Ольга Подберезкина: Евразийская интеграция и АТР

... закончился первый или начальный этап российской политики на азиатско-тихоокеанском направлении. Венцом предпринятых усилий и деяний явилось проведение саммита АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 г.[1] А. Панов, посол России, профессор МГИМО(У) Россия ... все более активно проявляет себя в АТР[2] А. Торкунов, ректор МГИМО(У) По сути дела в 2012-2013 годах Россия еще только начала проявлять активность в своей новой восточной политике по отношению к новому мировому центру силы в АТР. К этому периоду ее доля в экономике этого центра была практически незаметной, во внешней торговле - порядка 1%, даже в военно-морской мощи она стала занимать 5-6 место, стремительно скатываясь вниз. Виной тому было две причины. Первая, объективная, заключалась в стремительном росте мощи государств АСЕАН, Китая и в целом стран АТР в последние десятилетия. В том числе удвоение их военных расходов за десятилетие. Это привело к тому, что во втором десятилетии XXI века "вдруг" возник новый центр силы не просто сопоставимый с Евросоюзом и США, но и быстро их обгоняющий. Страны АТР стали быстро выстраивать свои двусторонние и многосторонние отношения; в этом процессе Россия все больше и больше отставала. Типичным примером является Япония. 23 июля 2013 года в ходе 18-го раунда переговоров в рамках Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП) в Малайзии Япония стала полноправным 12-м участником инициативы наряду с Австралией, Брунеем, Новой Зеландией, Канадой, Чили, Малайзией, Мексикой, Новой Зеландией, Перу, Сингапуром, Вьетнамом и США. Япония занимает активную позицию в ходе переговоров в рамках инициативы Регионального всестороннего экономического партнерства (РВЭП), объединяющего государства АСЕАН+6 (10 стран АСЕАН, а также Японию, Китай, Республику Корея, Австралию, Новую Зеландию и Индию), а месяц назад присоединилась в качестве полноправного участника к переговорам в рамках ТТП. Очевидно, что для Японии сближение и расширение торговых, инвестиционных и финансовых связей с региональными партнерами выступает стратегическим приоритетом. Очевидно, что Японию на сегодняшний день гораздо сильнее интересует расширение двустороннего взаимодействия и участие в многосторонних партнерских инициативах, нежели формирование полноценного интеграционного объединения внутри Восточной Азии, в частности в формате АСЕАН+3. Страна заинтересована в привлечении иностранных инвестиций, расширении инвестирования японскими компаниями в экономики стран региона и географии сбыта, при этом в какие именно государства будут инвестировать японские корпорации, откуда будут устремляться иностранные инвестиции в Японию и кто станет источником денежной массы, которой необходимо насытить японскую экономику, - вопрос второстепенный[3]. Вторая причина связана с тем, что из-за слабости развития восточных регионов Россия фактически так и не стала субъектом международных отношений в АТР - ни экономическим, ни торговым, ни финансовым отчасти компенсируя это политическим и военным "весом" в регионе. Это означает, что России в АТР предстоит стартовать с очень слабых позиций, практически с нуля. "Первый этап" российской политики в АТР опытный эксперт А. Панов характеризует как политику выстраивания отношений со странами АТР, начатую после распада СССР с "чистого листа". Причем этот курс, по его мнению, был принят еще до того как центр экономической и финансовой активности начал смещаться в АТР[4]. Этот "новый курс" восточной политики России еще только намечается и, что главное, пока не в полной мере разделяется российской элитой, которая должна быстро реализовать решения по опережающему развитию восточных регионов страны и их инфраструктуры, созданию нового технологического уклада. Взятие вместе, эти шаги позволят постепенно усилить влияние в АТР и стать полноценным субъектом международных отношений. Вместе с тем приходится признать, что начинание с "чистого листа" означало фактическую потерю тех политических, экономических и военных позиций, который имел СССР в АТР. Нельзя также согласиться с утверждением А. Панова, что "... на среднесрочную перспективу до 2020 года не просматривается появление каких-либо серьезных угроз, в том числе военных, в отношении безопасности российских дальневосточных рубежей"[5]. Мы не только потеряли прежние позиции и стали крайне слабым фактором влияния в регионе, мы, фактически, оказываемся как перед вероятной угрозой США объединить ресурсы АТР в Транс-Тихоокеанскую коалицию (которую называют "партнерством"), так и перед угрозой реально возросшей и еще более быстро растущей мощью Китая. И если США удается создать "челюсть" в виде Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), с одной стороны, и Трансатлантического партнерства (ТАП), с другой, то окажется, что между этими "челюстями" будет зажат не только Китай, но и Россия. Вероятность исхода от "смыкания этих челюстей" может быть только одна - потеря всех восточных регионов России от Урала до Камчатки. Либо в результате давления и войны, либо в результате компромисса между США и Китаем. Похожего на раздел Польши в XVIII веке. Или Югославии - в XXI веке. Это, конечно, гипотетические геополитические сценарии, которые однако уже имеют под собой некоторые основания. Как заявил в июле 2013 года один из известных американских политологов, "Актуальной остается та проблема, что политики в Вашингтоне отводят России роль второго плана в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В частности, США не упоминают Россию в ключевых выступлениях своего руководства по данному региону. Свидетельством тому является недавняя речь министра обороны США Чака Хейгела (Chuck Hagel) на конференции "Диалог Шангри Ла" в Сингапуре. Более того, поскольку российские специалисты не разделяют позиции США относительно того, что Иран, Северная Корея и другие страны-изгои представляют серьезную угрозу безопасности Запада, они считают акцент американских политиков на конфликтные вопросы в азиатском регионе удобным предлогом для наращивания американской военной мощи, включая систему противоракетной обороны, которую Вашингтон может использовать против России[6]. В этой связи важно напомнить, что стратегические перспективы России в Европе не очень радужные. Попытки СССР и России установить "особые" отношения со странами Евросоюза вряд ли можно назвать успешными. Политика уступок М. Горбачева - Б. Ельцина привела, как и в прежней истории России, только к игнорированию интересов нашей страны. Более того, потерей ею влияния в Европе, а теперь уже и на постсоветском пространстве. По оценке украинских социологов, элита страны ориентируется в большей степени на Европу, чем на Россию, но и в обществе отсутствует доминирующая позиция относительно внешнеполитического вектора развития, несмотря на все очевидные потери от возможного разрыва с ТС[7]. Возникает естественный вопрос: зачем продолжать ориентироваться на Евросоюз, а не сменить вектор развития страны в сторону нового центра силы в АТР? Тем более, что экономические связи между Западом и Востоком будут продолжать развиваться еще более быстрыми темпами, а роль географического промежутка между двум полюсами неизбежно сохранится за Россией. _________________ [1] Панов А.Н. Интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион: перспективы 2012-2020 / Внешняя политика России 2000-2020. Т. 2. РСМД. Москва, 2012. С. 214. [2] Торкунов А.В. По дороге в будущее / А.В. Торкунов, ред.-сост. А.В. Мальгин, А.Л. Чечевицников.- М.: Аспект Пресс, 2010. С. 147. [3] Арапова Е. "Абэномика" и азиатский регионализм / Эл. ресурс: "Портал МГИМО(У)". 2013. 28 августа / http://www.mgimo.ru/ [4] Панов А.Н. Интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион: перспективы 2012-2020 / Внешняя политика России 2000-2020. Т. 2. РСМД. Москва, 2012. С. 214. [5] Панов А.Н. Интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион: перспективы 2012-2020 / Внешняя политика России 2000-2020. Т. 2. РСМД. Москва, 2012. С. 216. [6] По мере ухудшения отношений с Западом Москва все чаще смотрит на Азию / Эл. ресурс: "Наследие". 2013. 1 августа / http://nasledie.ru/ [7] Ивженко Т. Украины ставят на немцев // Независимая газета. 2013. 22 августа. С. 1.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован