В 1982 году Алексея Васильевича Николаева назначили на должность первого заместителя генерального директора производственного объединения «АВТОВАЗ», в связи с чем он вернулся в Тольятти из Димитровграда, где до этого четыре года проработал генеральным директором «Димитровградского автоагрегатного завода».
В Тольятти семью Николаева разместили в служебном жилье, которое располагалось в Портпосёлке, в одном из микрорайонов Тольятти. Это был двухквартирный дом, в котором в одной половине проживала семья Алексея Васильевича, а вторая половина являлась гостиничным номером, где останавливались высокопоставленные гости, приезжающие в служебные командировки на «АВТОВАЗ» и в Автоград.
В то время я с Родителями жил в Портпосёлке и наш дом находился в шаговой доступности от дома Николаевых. И так сложилась моя судьба, что я познакомился с семьей Алексея Васильевича и иногда, время от времени, приходил к ним в гости домой.
Мне запомнился эпизод, про который я бы хотел рассказать, потому что на меня, как на молодого человека, в то время студента технологического факультета Тольяттинского политехнического института, он произвел большое впечатление.
Была осень 1985 года, я пришел с визитом к Николаевым, дверь мне открыл сам Алексей Васильевич и предложил зайти в дом. Неожиданно в гостиную зашел Поляков Виктор Николаевич. Как оказалось, в это время Виктор Николаевич приехал в Тольятти с рабочим визитом на «АВТОВАЗ» и остановился в гостевой части дома. Алексей Васильевич познакомил меня с Виктором Николаевичем, о котором я ранее много слышал. Между нами завязался разговор. Пока шел наш диалог супруга Алексея Васильевича Тамара Александровна вышла к нам и предложила продолжить разговор за чашечкой чая. Она всегда была приветливой, гостеприимной и радушной хозяйкой. Тамара Александровна накрыла на стол, заварила душистый чай и подала ароматные пироги с капустой.
Мы сидели за столом, пили чай и говорили об Автограде и жизни молодежи в нем: что волнует сегодняшнюю молодежь, как и чем она живет и есть ли у нее желание участвовать в жизни города. Виктор Николаевич и Алексей Васильевич с интересом спрашивали меня про учебу, как проходит мое свободное от занятий время. Также они интересовались практикой студентов на заводе, их настроением и много ли студентов планируют идти работать на «АВТОВАЗ» после окончания института. Больше, конечно, спрашивал Виктор Николаевич, так как Алексей Васильевич был в курсе многих дел и новых веяний в молодежной среде, поскольку на заводе уделял большое внимание работе с молодёжью.
Наше общение шло легко и свободно. В этой атмосфере, находясь рядом за одним столом с этими выдающимися и известными на заводе, городе и даже стране людьми, я чувствовал себя хорошо и комфортно.
В тот вечер я услышал много советов и добрые слова напутствия во взрослую жизнь. Так закончилась эта неожиданная и непланируемая встреча. Но это воспоминание и добрые пожелания я проношу через всю свою жизнь!
Это лишь один из примеров, который показывает, насколько открытым был Алексей Васильевич для диалога с любым человеком.
Несмотря на занимаемый высокий пост, Николаев Алексей Васильевич был необычайно близок к людям, всегда и со всеми общался по-партнерски и в профессиональной среде любого уровня, и в быту. Он был лишен надменности и высокомерия.
В наше время сложно представить себе ситуацию, при которой такие знаковые люди легко и открыто общались бы со студентом за чашкой чая. Вот так просто без формальностей предложить зайти в дом, когда в нем с деловым визитом остановился Поляков В.Н., на тот момент - Министр автомобильной промышленности СССР, пригласить к столу, провести предметный и доверительный диалог - сегодня в современном мире описанная цепочка событий чрезвычайно маловероятна.
Это характеризует Алексея Васильевича, как очень открытого, искреннего и интеллигентного человека, который был близок и понятен всем, начиная от меня, в тот момент простого студента, и заканчивая самыми высокими слоями общества. Он навсегда останется в моей памяти человеком, который во многом служит примером в моей жизни!
В.В.Путкин, вице-президент НП "Русско-Словенский клуб предпринимателей".
Глава из книги серии"История АВТОВАЗа в лицах".