08 февраля 2008
1980

Он создал `летающий танк`

В Санкт-Петербурге на 76-м году жизни скончался создатель легендарного "летающего танка" Т-80, выдающийся конструктор современности, генеральный конструктор специального конструкторского бюро транспортного машиностроения (ОАО "Спецмаш") Николай Сергеевич Попов. Он обладал глубокой инженерной эрудицией, широким техническим кругозором и конструкторской смелостью, всегда нацеливал коллектив конструкторского бюро на решение важнейших государственных программ.


Николай Сергеевич родился 14 декабря 1931 года в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. После окончания семилетней школы продолжил учебу в спецшколе ВВС Краснодара, в 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт, который окончил с отличием.
Затем Н.С. Попов более 50 лет проработал в танковом конструкторском бюро на Кировском заводе в Ленинграде, начав трудовую деятельность инженером-конструктором.
С 1968 года он - начальник и главный конструктор КБ, а с 1972 года - генеральный конструктор специального конструкторского бюро СКБ "Трансмаш" производственного объединения "Кировский завод". В 1992 году избран академиком Академии транспорта РФ, а с 1994 года - академиком Санкт-Петербургской инженерной академии.
При непосредственном участии конструктора в 1976 году был создан танк Т-80 и ряд его модификаций. Главной изюминкой танка Т-80 стал газотурбинный двигатель, установленный на танк впервые в мировой практике. Скорость хода танка составила 70 км/ч, что повергло в шок западных конкурентов. Новый двигатель также позволил более уверенно преодолевать различного рода препятствия, стало проще эксплуатировать танк в зимних условиях.
Т-80 отлично вооружен, имеет помехозащищенную систему управления огнем. В процессе модернизации огневые возможности машины расширены за счет включения в боекомплект управляемых радиокомандами (Т-80Б) или по лазерному лучу (Т-80У), запускаемых через ствол пушки противотанковых ракет.
Автоматическое заряжание пушки, характерное для наших танков, обеспечивает Т-80 высокий темп стрельбы (до 9 выстрелов в минуту). Автомат заряжания позволил уменьшить габариты машины, придать ей выгодный для боя силуэт. При меньшей, чем у зарубежных собратьев того же класса, массе танк Т-80 имеет мощное бронирование, защищающее от высокоскоростных бронебойно-подкалиберных снарядов, стабилизированных оперением, а также кумулятивных снарядов и противотанковых ракет. Действие последних ослабляют и элементы динамической защиты, размещаемые на корпусе и башне машины.
Словом, танк получился уникальным. Прозвище "летающий" он получил в начале 90-х годов прошлого века на выставке вооружений в Абу-Даби. Сорокапятитонная "восьмидесятка" тогда пролетела с трамплина по воздуху около 15 метров и после приземления резво помчалась дальше. Американский танк "Абрамс" этого повторить не сумел и, более того, после прыжка фактически вышел из строя.
Н.С. Попов - автор 63 изобретений и владелец 16 патентов. Свою конструкторскую деятельность он успешно совмещал с научной, руководил экспериментальными работами. Николай Сергеевич - автор более 50 публикаций в научно-технической периодике.
За выдающиеся достижения в создании и освоении серийного производства многих уникальных образцов новой техники конструктору присвоено звание Героя Социалистического труда, он награжден многими орденами и медалями, а в 1996 году - орденом "За заслуги перед отечеством". Попов - лауреат Ленинской и дважды лауреат государственной премий.

Андрей ГАРАВСКИЙ, "Красная звезда".
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован