В воскресенье в Москве впервые прошел международный “День в метро без штанов”(No Pants Subway Ride).
Фотографии участников акции появились в группе флешмоба “ВКонтакте”. Согласно правилам, участники могут находиться в метро только в нижнем белье – без брюк и юбок. При этом вести себя они должны были максимально естественно. Организаторы предложили москвичам в таком виде проехать несколько станций на Замоскворецкой линии.
Полицейские обнаружили несколько фотографий, на которых изображена группа из шести человек, находившихся без брюк в вагоне поезда Замоскворецкой линии метро. По данному факту проводится доследственная проверка, устанавливаются личности участников флешмоба. В ходе проверки будет установлено наличие или отсутствие состава преступления или административного правонарушения, передает “Интерфакс”.
А сегодня LifeNews сообщил, что организатор акции Марк Веселый дал в полиции объяснение и был отпущен.
Сразу оговоримся и заявим, что мы лично поступок участников акции не одобряем. Категорически! Более того, считаем его безнравственным. Но… Полиция может, конечно, провести проверку на предмет наличия или отсутствия состава преступления или административного правонарушения, отобрать у кого-то из участников флешмоба объяснение, но это абсолютно ничего не даст. Не даст, потому что в действиях участников акции нет ничего противозаконного. Аморально?! Да! Противозаконно?! Нет! “Искать” в действиях участников флешмоба состав преступления бессмысленно! А между прочим, высказывалось предположение, что участников выходки в метро могут привлечь к уголовной ответственности за хулиганство по ст. 213 УК РФ. Не могут! Напомним, что уголовно наказуемое хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное: а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Совершенно очевидно, что указанных признаков уголовно наказуемого хулиганства в действиях участников флешмоба нет.
Впрочем, если действовать по принципу “был бы человек, а статья всегда найдется”, то…
В советское время одного парня привлекли к уголовной ответственности и осудили за злостное хулиганство к реальному лишению свободы. Вина его при этом состояла в том, что он на поводке вывел на улицу поросенка и стал гулять. Его тут же скрутили...
Что касается наличия состава административного проступка в действиях участников акции, то первое, что приходит на ум, - мелкое хулиганство. Однако их нельзя привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 (“Мелкое хулиганство”) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нельзя, потому что мелкое хулиганство характеризуется нарушением общественного порядка и выражает явное неуважение к обществу (эти признаки, предположим, в их действиях усматриваются), но еще и сопровождается (обязательно!) нецензурной бранью в общественных местах (этого не было), оскорбительным приставанием к гражданам (и этого не было), а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (и этого тоже не было). На каком основании молодые люди будут привлечены к административной ответственности за мелкое хулиганство?!
Вообще же надо сказать, что акция участников флешмоба выглядит почти безобидно на фоне имеющих место случаев прогулок по улице голышом, которые, между прочим, никоим образом не наказываются! Как ни странно это звучит, но ходить по улице голым можно. Дело в том, что фланирование по улице в голом виде является, возможно, нарушением общественного порядка, но для привлечения к ответственности за мелкое хулиганство, оно (нарушение), как указывалось чуть выше, должно сопровождаться нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества. Отсюда следует, что голый человек может спокойно разгуливать по улице при условии, что он не ругается нецензурно, не пристает оскорбительным образом к гражданам, не уничтожает и не повреждает чужое имущество. И никто (даже полицейский!) не может задавать человеку вопросы о том, почему он ходит голый, и указывать, в чем он должен ходить.
Точно так же, если бы к нашим “героям” в метро подошел полицейский и попросил прекратить безобразие, взывая к их совести, то они имели право не подчиниться. Допустим, полицейский стал бы настаивать. Можно ли в этом случае говорить о неповиновении законному распоряжению полицейского, то есть об административном правонарушении другого рода? Нет! Поскольку молодые люди не нарушают закон, то распоряжение полицейского не является законным! Следовательно, участников акции нельзя было бы привлечь к ответственности за неповиновение сотруднику полиции! Другое дело, если бы участники флешмоба находились в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Тогда можно было бы вести речь о привлечении к административной ответственности, но за появление в общественном месте в состоянии опьянения. Да-да, по закону сильно пьяный оскорбляет общественную нравственность, а голый или без штанов - нет!
Более того. Читатели, наверное, удивятся, но добровольный половой акт на улице взрослых мужчины и женщины тоже никак не наказывается.
Таково наше законодательство. И если в момент совершения полового акта к совокупляющимся подойдет полицейский и потребует прекратить “безобразие”, то они имеют право ему не подчиниться. Если молодые люди не нарушают закон (а они закон не нарушают), то само требование полицейского не будет законным! Незаконные требования сотрудника полиции можно не выполнять! Следовательно, их нельзя привлечь к ответственности и за неповиновение сотруднику полиции! И снова вспомним, что появление на улице в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет привлечение пьяницы к административной ответственности. Таким образом, по закону сильно пьяный оскорбляет общественную нравственность, а совершающие прилюдно половой акт - нет!
А мы рассуждаем об ответственности людей без штанов…
А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук, профессор МГПУ (специально для Виперсон. ру)