Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
27 сентября 2022
1752

Ошибки стратегического планирования или государственного управления?

В условиях неопределенности многих тенденций и процессов внешней среды и довольно частого дефицита времени политика ряда государств, утративших стратегическую ориентированность, приобретает реактивный характер в соответствии со складывающейся ситуацией

Авторы работы
«Основы стратегического планирования»

 

Реализация СВО на Украине в 2022 году показала существенные ошибки в стратегическом планировании (СП) и государственном управлении, некоторые из которых носили принципиальный характер. Общее впечатление таково: если стратегическое прогнозирование и планирование в области развития ВС и ОПК – худо-бедно – возвращалось в Россию с начала нового века, то эффективные механизмы реализации намеченной национальной стратегии так и не были созданы вплоть до 2022 года. Так, ошибки в СП развития ВС и ОПК, которые вытекали из ложного предположения о том, что будущие войны перестанут быть длительными и массовыми, привели к ограниченным возможностям контрактных Сухопутных сил и ВВС и очень скромным возможностям ОПК производить большие серии ВВСТ. 

Но еще хуже оказались ошибки в государственном и военном управлении, которые проявились в первые недели СВО – недооценка противника, переоценка собственных возможностей, неверные военные решения, издержки нормативно-правового регулирования ОПК и в целом экономики, особенно наших «финансовых гениев» т.д.

     Это положение в ВС и ОПК в полной мере соответствовало более общей тенденции в развитии качества управления государством в эти годы не только в социально-экономической, но и в финансовой, и в других областях.  Особенно в области технологической и промышленного производства. Уже не раз было признано, что как импортозамещение, так и сохранность ЗВР останутся глобальными историческими ошибками власти, иллюстирующими недееспособность некоторых её институтов к 2022 году.

          В.В. Путин был вынужден лично участвовать в решении частных управленческих задач промышленности. Так, в сентябре 2022 года было проведено совещание с руководителями предприятий ОПК, на котором были утверждены многие инциативы, направленные на исправление ситуации, а через неделю президент сформулировал более широкую задачу – замещение иностранных партнеров в промышленно-технологических процессах уже всей промышленности. "Нужно, чтобы в основе всего лежали именно наши отечественные разработки. Потому что, и вообще нужно к этому стремиться и делать это уже как можно быстрее, потому что когда вчерашние иностранные партнеры решат вернуться, а когда-нибудь это произойдет, нужно, чтобы рынок был занят нашими производителями", - сказал Путин. Иными словами, речь идет уже об изменении отношения к отечественным производителям, которого добивались несколько десятилетий безуспешно. Это не просто коррективы в промышленную политику, но и в идеологию, и в финансовую политику правительства.

        Очень важно то, что подобные изменения неизбежно ведут к изменениям в политике инвестиций и структурной политики промышленности. Президент отметил, что сейчас на рынке есть временной лаг, которым нужно воспользоваться."Если бы не было необходимости, то об этом бы сейчас и не говорили. Эту необходимость создали сами наши партнеры. Ваши основные акционеры под санкциями? Ну вот... так им и надо. И предприятия, значит, не должны испытывать трудности", - сказал Путин, акцентируя внимание на том, в частности, что идея единой цифровой платформы хороша, но вся база должна быть отечественной.

    Подобные изменения в промышленной политике и ОПК в 2022 году стали полнее учитывать военно-политические и международные мировые реалии. Так,  в военно-политической области стратегическое планирование (СП) России до 2022 года опиралось на самые разные принципы (прежде всего, принцип сохранения макроэкономической стабильности даже за счет снижения темпов роста промышленности), но в минимальной степени учитывало нарастающие опасные тенденции развития ВПО в мире.  Это немедленно сказалось в ходе реализации СВО на Украине в 2022 году, к которой по большому счёту Россия оказалась не вполне готовой ни с финансовой (потеря огромныактивов), ни промышленной (зависимость от западных технологий), ни военной (существенные недостатки в ВСТ, военном командовании) точек зрения, но, главное, – политико-идеологичеких, информационно-когнитивных возможностей, по которым на первом этапе СВО был очевидный проигрыш российских СМИ.  

      Во многом недостаток в СП России и государственного управления был связан с очевидным отставанием в социально-экономической области (растущим уровнем бедности, инфляцией) и отсутствием общепринятой национальной стратегии, в том числе (и прежде всего) в политико-идеологической области. Здесь, как в эти же годы в США, наблюдался очевидный внутренний кризис, который по понятным причинам не хотели замечать и признвать ни в США, ни в России. Если в США это был кризис в межнациональных отношениях и социальном положении белых рабочих и малообеспеченных граждан, то в России – инфляция, медленный рост, фактически стагнация экономики, коррупция, остатки либерализма в культуре, образовании, науке.

          Отдельно следует сказать о крайне негативном последствии провала политико-идеологической работы, которая неизбежно становилась заложником не справедливой социальной системы и распределения доходов. Патриотизм, как минимум, должен основываться на понимании, что Родина одинаково хорошо относится ко всем своим гражданам, а не только самым богатым и успешным, составляющим абсолютное меньшинство. Но это меньшинство не только пользуется всеми благами, но и агрессивно насаждает свою систему ценностей, в том числе откровенно пренебрегающую интересами большинства, иногда даже издевательски.

      СВО отнюдь не решила этих противоречий. В значительной степени частичная мобилизация была направлена на те социальные слои общества, которые отнюдь не были благополучны в социальном плане – участники ВС и «горячих точек», которые до 35 лет отслужили в армии, - но котороые меньше других социальных категорий граждан выиграли в новой социально-экономической реальности. Доминирующей тенденцией среди привиллегированных слоев стал конформизм, который никак не совместим с «издерками СВО».

Огромное значение имелао откровенное нежелание значительной части правящей элиты адекватно оценивать ситуацию в мире: реалистичные оценки МО-ВПО В.В.Путина порой разительно расходились с оценками представителей правящей элиты,  а, главное, их деятельностью, образом жизни, который откровенно был ориентирован на западную систему ценностей. По сути дела, вплоть до 2014 году  в правящей элите существовало открытое заблуждение в оценке мирового ВПО как «благополучное», а иногда даже как «исключительно благоприятное». Эти настроения откровенно доминировали в научной и образовательной среде, которая в значительном своем большинстве была не просто заражена конформизмом, но и откровенно благоденствовали в существовавших социально-экономических условиях. В политических и научных «сообществах» оппозиция СВО была достаточно откровенна. В особенности в тех «политологических» группах, где пользовались некоторыми преимуществами международного сотрудничества – грантами, командировками, оплаченными публикациями и пр.

Более того, даже после обострения и эскалации отношений с Западом значительная часть правящей элиты России продолжала открыто ориентироваться на Запад. Очевидно, что при такой оценке состояния ВПО и неизбежном благоприятном стратегическом прогнозе было трудно точно формировать задачи для напряженного военного строительства и вносить изменения в военное искусство. Складывалось устойчивое впечатление, что деятельность государства и некоторых его институтов носила откровенно показушный, «парадный» характер. Нередко, например, говорили, что «заслугой С. Шойгу было проведение 19 парадов», а производство новейших ВВСТ – «мультяшный характер». Снижение военных расходов в 2019–2021 годах объяснялось, например, прежними массированными инвестициями и пр., хотя цены на ВВСТ для ОПК искусственно занижались, а НИР практически перестали финансироваться, оставив минимальные расходы на ОКР, которые, как правило, предусмотрительные руководители ОПК финансировали за счет предприятий.

Мой личный опыт участия в многочисенныфх мероприятиях с военными на круглых столах, конференциях и симпозиумах говорил в пользу того же, но, прежде всего, упорного нежелания организаторов видеть и говорить о недостатках, поспешности и стремлению к «позитивному» отображению реалий, скорее доложить об успехах.

Это было связано в том числе и с укоренившейся практикой «ручного управления», когда многие решения принимались на основе субъективных оценок, без обсуждения и поиска наиболее эффективных вариантов. Надо признать, что существовавшее «ручное управление» в России фактически сохранилось даже после того, как Россия с трудом выбралась из системного кризиса 90-х годов. «Правление А. Сердюкова» породило огромное количество системных ошибок, в частности, необоснованной уверенности в том, что войны с крупным противников перестали быть реальностью. Это, в свою очередь, привело не просто к сокращению чисоленности ВС, но и многих других ошибках, например, ликвидации баз, ремонтных подразделений, кадрированных частей и пр. элементов структуры, обеспечивающих быстрое увеличение возможностей ВС. Именно с эти столкнулась Россия и её система управления в ходе СВО, котрая привела в сентябре 2022 года к мерам по «частичной» мобилизации.

Позже С.К. Шойгу назовет 2004 год рубежом, с которого начинается планомерная работа, но он не скажет, что как все элементы планирования, так и механизмы реализации этого стратегического планирования до настоящего времени находятся в состоянии «создания». Это процесс очевидно затянулся, т.е.государственное управление в ВС и ОПК оказалось на практике таким же малоэффективным как и во всей стагнирующей экономике страны.

Надо сказать, что с конца 80-х годов прошлого века шел процесс сознательного девальвирования значения стратегического планирования в ОПК, – от полного отказа в 90-е годы до фактического саботажа при президенте Д. А. Медведеве и министре обороны А. Севрюкове.  Этот процесс развивался в единственной области – нормативно-правовой, - которая генерировалась Советом Безопасности РФ, но дальше которой, не смотря на все усилия, дело не двигалось. «Ускорение» начиналось только после личного вмешательства Президента РФ, которое неизбежно носило временный и не системный характер. Дальше процесс реализации решений переходил на уровень главных исполнителей, которые с разным успехом продвигали то или иное направление, но которые в принципе не могли пересилить системное негативное влияние либералов в правительстве. Другими словами, процесс эффективного управления не носил системный характер.

Этот факт, в частности, в мягкой форме признает бывший заместитель секретаря Совета Безопасности РФ В.П. Назаров: «Говоря о перспективах развития системы стратегического планирования в Российской Федерации, следует отметить, что в институциональном плане (подч. А.П.) эта система создана. Есть определенные законодательством силы, средства и органы, налажена системы управления, сформирована нормативно-правовая база, поэтому серьезной перестройки сложившаяся система не требует. Как представляется, необходимо не наращивание управленческих структур, а совершенствование общей координации процесса стратегического планирования на основе единства целеполагания, установления четких алгоритмов взаимодействия участников и процедур в рамках установленных циклов и этапов стратегического планирования».

Понятна аккуратность В.П. Назарова, но признание им необходимости «общей координации», «единого целеполагания», «четких алгоритмов взаимодействия» «в рамках циклов и этапов» говорит в пользу того, что единойэффективной системы государственного управления нет. В лучшем случае – «заложена нормативно-организационная основа». Что проявилось немедленно в условиях кризиса развития СВО на Украине. 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован