По мнению депутата Валентина Пысина, именно от этих двух составляющих зависит финансовое благополучие Новосибирска Новосибирск - город, который активно растет и динамично развивается. На пересечении самых важных аспектов его развития - вопросы, которые рассматривают постоянно действующие комиссии Совета депутатов города. В двух из них работает депутат Валентин Пысин. Это комиссия по бюджету и налоговой политике и комиссия по научно-производственному развитию и предпринимательству.
- Какие решения, принятые в 2007 году, вы считаете наиболее значимыми?
- Известно, что основу экономического потенциала города формируют две ведущие отрасли - наука и промышленность. И это обстоятельство учитывали депутаты, планируя и организуя свою работу в комиссии. В первый год работы в новом созыве приняли целевую программу "Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития г. Новосибирска на 2006 - 2008 годы". Эта программа принималась для того, чтобы помочь городу в обеспечении экономического роста промышленного производства, показатели развития которого катастрофически упали в 1990-х годах. В соответствии с программой увеличение объемов производства и выпуск товаров к концу 2008 года должен составить до 180 млрд. рублей в действующих ценах. Программа содействует реализации мероприятий стратегического плана устойчивого развития Новосибирска, в ней предусмотрены способы взаимодействия с экономически неустойчивыми промышленными предприятиями и организациями города в целях их финансовой стабилизации. Также осуществляются мероприятия по обеспечению научно-промышленного комплекса города трудовыми ресурсами необходимых профессий и квалификаций. Учитывая значимость всех этих вопросов, члены комиссии ежегодно заслушивают отчеты департамента по итогам реализации программы. В 2007 году депутатами было принято решение и изысканы возможности для того, чтобы увеличить финансирование мероприятий программы на 3 миллиона рублей.
Откуда берутся "серые" зарплаты?
- Как вы оцениваете перспективы развития малого и среднего бизнеса в Новосибирске?
- Сегодня в Новосибирске зарегистрировано более 23 тысяч малых и средних предприятий. По уровню их развития город вышел на одно из первых мест в Сибирском федеральном округе. Сегодня малый, средний бизнес и власть хорошо слышат друг друга. Депутаты комиссии понимают, что поддержка предпринимательства может поднять экономику региона.
При современной налоговой политике наш малый бизнес практически загнан в подполье. Отсюда "серые" схемы ухода от налогов, недополученные доходы в бюджет, в том числе - городской. Думаю, если мы хотим, чтобы малый и средний бизнес стали хозяйственной силой, создающей внутренний валовой продукт, он должен быть защищен на государственном уровне. Например, предприниматель должен быстро и без препятствий получить полный пакет документов на открытие своего дела, предприятие нужно освобождать от выплаты налогов на время становления, кредит в банке выдавать под ставку не более 5%.
- А какая помощь сегодня оказывается новосибирским предпринимателям?
- Считаю очень важным решение комиссии о принятии целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Новосибирске на 2008 - 2010 годы". Подобные программы принимались и раньше, но в них поддержка заключалась в основном в правовом и организационном обеспечении их деятельности. А новая программа предусматривает также финансовую и имущественную поддержку. О необходимости такой поддержки я постоянно говорил в своих выступлениях на заседаниях комиссии. Так, предусмотрено расширение доступа к кредитным ресурсам за счет субсидирования части процентных выплат по банковским кредитам из бюджета города. Это реальная и конкретная помощь предпринимателям. В ноябре комиссией был проведен "Круглый стол" на тему "О возможности субъектов малого и среднего бизнеса в части получения имущественной поддержки". Одна из рекомендаций предусматривает возможность передачи в собственность предпринимателю ранее занимаемых им помещений или предоставления долгосрочной и доступной аренды. У города должна быть возможность предоставлять такое право тем коммерсантам, чей бизнес помогает развивать инфраструктуру города, является уникальным и актуальным для муниципалитета и горожан. Рабочей группой, созданной по решению "Круглого стола", дорабатываются критерии отбора предприятий по этому принципу.
Бюджет-2007 - впервые без дотаций
- Что отличает исполнение бюджета Новосибирска в 2007 году?
- Впервые он был бездотационным! По основным показателям и доходная, и расходная части были выполнены. Но члены комиссии по бюджету не менее десятка раз собирались, чтобы внести изменения. Бюджетный кодекс не запрещает этого делать, но коррективы должны вноситься в крайних случаях. На практике же изменения вносятся часто как у нас, так и на федеральном уровне. В итоге к концу года получается совсем другой бюджет, чем был в начале. Это означает, что мы теряем практику долгосрочного и среднесрочного планирования.
- А при планировании бюджета на 2008 год это учитывалось?
- Да, безусловно. Более того, впервые главный финансовый документ города был принят не на один, а на три года. Существенным в новом бюджете является рост капитальных вложений с 1,8 млрд. рублей до 5,4 млрд. рублей. Значительное развитие должны получить образование, транспорт, дорожное хозяйство, здравоохранение.
Мы, депутаты фракции КПРФ, приветствовали планирование экономики. Но при принятии бюджета у фракции был ряд замечаний. Например, мы считаем, что заработная плата работников бюджетной сферы растет медленно. Если рост останется прежним, то при нынешних темпах инфляции и росте цен от прибавок ничего не останется. К тому же в бюджете 2008 года заложено не достаточно средств на приобретение и развитие транспорта. Если ситуацию не исправить, то можем получить неизбежное снижение объема муниципальных перевозок. А в этом случае невозможно будет эффективно влиять на тарифную политику коммерческих перевозчиков.
Есть еще одна проблема, на которую обратили внимание члены фракции КПРФ при принятии бюджета, - это снижение расходов на проведение капитального ремонта жилого фонда. Сегодня уже видно, что тех средств, которые мы должны получить по федеральной программе, недостаточно. Требует увеличения статья, в которой заложено финансирование программы по сносу ветхого и аварийного жилья. При предложенных темпах на ее выполнение потребуется 80 лет. Строительство в городе идет высокими темпами, к следующему году собираемся перейти рубеж сдачи более 1 млн. квадратных метров жилья, но доля социального жилья в этом объеме составляет чуть более 1 %.
Многие инициативы нашей фракции находят поддержку других депутатов, а это значит, что есть возможность исправить положение при рассмотрении изменений к бюджету.
2007 г.
gorsovet.novo-sibirsk.ru