Транснационализация бизнеса, как локомотив процесса глобализации, играет важнейшую роль в мировой экономике. За короткое время ТНК превратились в самостоятельных акторов на мировой арене наравне с национальными государствами. Транснационализация, как объективный общемировой процесс, интроектирует весь мир, ни одно государство не может оставаться в стороне. Однако до сих пор экономистам не удалась создать единую синтезированную теорию ТНК, единый методологический подход к изучению данной проблематики.
Западные компании начали транснационализацию бизнеса еще в начале ХХ века, и за ХХ век прошли пять условных этапов развития. Первый этап транснационализации длится с 1900 по 1928 год - до начала Великой депрессии в США. Деятельность ТНК начала века главным образом была связана с разработкой сырьевых ресурсов колоний. Соответственно, это были ТНК добывающей промышленности. Далее транснационализация второго этапа в первую очередь была связана со второй мировой войной: сначала предвоенной подготовкой, а потом и военными действиями. Естественно, ТНК были втянуты в войну. Третий этап приходится на послевоенное время (1946- 1972 гг.). В этот период резко возрастает доля ТНК обрабатывающей промышленности. Начинается органическое соединение элементов национального и зарубежного производства: реализация товаров, управление и организация работы персонала, научно-исследовательской деятельности, маркетинга и послепродажного обслуживания. ТНК стремятся к стандартизации производства. Таким образом, в 60-х годах ХХ века ТНК создали предпосылки для создания международной производственной сети с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала и рабочей силы - что, по сути, и является экономической глобализацией.
Четвертый этап транснационализации начинается в 1973 году - после первого нефтяного кризиса. В этот период в связи с ускоренной транснационализации ужесточаются условия конкурентной борьбы, начинается "дележ" мировых рынков, на фоне чего ТНК начинают объединяться в стратегические альянсы, прибегать к стратегии слияния и поглощения. В результате происходит создание международной сети управления ТНК, которая интегрирована с другими ТНК. Пятый этап, который, по-видимому, сейчас находится на стадии завершения, начинается в 1985 году.
Современные ТНК окончательно оформились как независимые игроки на мировой арене. Активы крупных корпораций стали превышать ВВП некоторых стран. Кардинально меняются условия функционирования ТНК - принимающие страны уже сами заинтересованы в привлечении прямых иностранных инвестиций, в связи с чем активно либерализируют свои экономики. В новых условиях транснационализация захватывает все новые и новые отрасли экономики. Увеличивается доля ТНК сферы услуг, что, в общем, вполне логично: сектор услуг составляет более 70% ВВП развитых стран, в развивающихся странах эта доля значительно ниже, но она активно растет. Многие услуги невозможно импортировать, они могут быть произведены лишь "на месте". Поэтому третичный сектор экономики стремительно транснационализируется. Кроме того, постепенно растет доля ТНК добывающей промышленности вследствие повышения цен на сырье. Одновременно с этим, снижается доля ТНК обрабатывающей промышленности, но до сих пор находится на значительном уровне. Также возрастает количество ТНК, занятых в инфраструктурных проектах. В основном это связано с тем, что инфраструктура развивающихся стран не достаточно развита для проведения различных прибыльных мероприятий, поэтому ТНК приходится вкладывать в инфраструктуру принимающих стран. Самой последней тенденцией, связанной с падением спроса на основные виды продуктов в результате кризиса, стала транснационализация сельскохозяйственной отрасли. Помимо падения спроса, мотивацией инвестирования в зарубежное сельское хозяйство стало истощение и удорожание продовольствия развитых стран при одновременном избытке и дешевизне оного в развивающихся странах.
Ужесточаются условия конкуренции на мировом рынке: ТНК развивающихся стран стремительно набирают обороты, некоторые из них уже стали реальными конкурентами своих партнеров из развитых стран, а тех, которые являются потенциальными конкурентами, - огромное количество. ЮНКТАД даже составляет отдельный рейтинг ТНК из развивающихся стран. Большинство компаний, представленных там, базируются в Восточной Азии, преимущественно в Китае. В условиях жесткой конкуренции остается популярной стратегия слияния и поглощения, в которой ТНК развивающихся стран стали выступать не только в качестве продавцов, но и в качестве покупателей.
Важно также отметить позитивную динамику транснационализации научно-исследовательской деятельности корпораций. Помимо переноса научно-исследовательских центров за рубеж с целью адаптации высоких технологий к местных рынкам, сейчас наблюдается тенденция, когда зарубежные научно-исследовательские сами становятся кузницей инноваций, которые затем импортируются в страну базирования. Более того, транснационализация сферы НИОКР также выражается в увеличении обмена инновациями между ТНК на основе разнообразных договоров, а также в проведении совместных научно-исследовательских работ с иностранными конкурентами, ставшими партнерами.
Такова в общих чертах картина транснационализации корпораций в основном западных развитых государств. При изучении факторов транснационализации японских корпораций актуально провести компаративный анализ и выявить особенности транснационализации "по-японски".
Ряд исторически сложившихся факторов повлияли на специфику японских ТНК.
Во-первых, самой очевидной особенностью является географическая изолированность страны и более позднее вступление на путь капиталистического развития. В отличие от других развитых стран, в Японии не был создан средний класс предпринимательства, но сразу сформировался крупный бизнес во главе с олигархией. Важно подчеркнуть особые отношения между правительством и олигархией: оформился уникальный симбиоз между государственным и частным сектором Японии, который играл и до сих пор играет ключевую роль в развитии страны. Такой спецификой страна обладала в начале ХХ века, когда японские ТНК подобно ТНК других развитых стран занимались разработкой сырьевых ресурсов колоний. Соответственно, речь идет об обрабатывающей промышленности. На втором этапе развития западных ТНК их японские конкуренты не отставали: они также были полностью задействованы в военной подготовке, а затем и в боевых действиях. Однако в силу ряда причин, не имеющих отношения к настоящей проблематике, Япония была повержена во второй мировой войне и попала под оккупацию США. И этот факт, по-видимому, стал решающим в развитии японских ТНК и определил их основной недостаток - это более поздняя транснационализации бизнеса. Причем отставание в процессе транснационализации до сих пор играет важнейшую роль в судьбе японских ТНК и самой Японии.
Далее до 70-х гг. ХХ века процесс транснационализации японских фирм был заморожен, за исключением уникальных экономических единиц - универсальных торговых компаний сого сёся. Эти компании сами по себе являются ТНК сферы услуг, которые обслуживают японские фирмы за рубежом. Сого сёся обладают широким ассортиментом услуг начиная от финансовых и торговых, кончая венчурных и консалтинговых. Сого сёся, конечно, также причастны к более поздней транснационализации японского бизнеса, в силу того что у японских компаний попросту не было необходимости в транснационализации бизнеса, когда их обслуживали специализированные компании, обладающие разветвленной сетью по всему миру и предоставляющие такой разнообразный спектр услуг. Транснационализация ТНК, преимущественно добывающей промышленности, была спровоцирована нефтяными кризисами. Помнится, для западных ТНК нефтяной кризис 1973 года стал началом четвертого этапа транснационализации, а для японских ТНК, по сути, первым, так как достижения по транснациональной деятельности довоенных японских компаний не оставили никакого "наследства", за исключением, пожалуй, сого сёся. Следующий этап транснационализации японских компаний приходится на 80-е годы. Здесь уже начинают активно выносить производства за рубеж представителя обрабатывающей промышленности, главным образом автомобильной. В основном, это были нижние слои производства, а главной мотивацией транснационализации служила экономия на издержках в виде дешевой рабочей силы.
Третий этап транснационализации японских компаний приходится на 1990-2000-е годы и связан, в первую очередь, с кризисом "экономики мыльного пузыря". Лишь с 1995 года японские компании стали осознавать свою катастрофическую отсталость в транснационализации. Катастрофическую, потому что форсированная транснационализация японского бизнеса стала вопросом выживания для компаний особенно в условиях стагнации на внутреннем рынке. Как было отмечено ранее, на этот момент мир был уже "поделен" между крупнейшими ТНК, а ТНК из развивающихся стран уже начинали представлять собой потенциальных конкурентов. Только сейчас японские ТНК стали активно прибегать к стратегии слияния и поглощения, вступать в стратегические альянсы с зарубежными партнерами. О более зрелой стадии транснационализации также свидетельствуют некоторые элементы стратегий ТНК, таких как стандартизация производства, что, кстати, западные ТНК сделали в послевоенный период, кроме того, скорее вынужденный, чем добровольный постепенный отход от японских принципов ведения бизнеса: разрушение связей с подрядчиками и субподрядчиками в результате реструктуризации поставщиков, отход от практики пожизненного найма вследствие переноса за рубеж производств, закрытия заводов и увольнения рабочих, разрушение системы перекрестного владения акциями в результате избавления от неприбыльных активов и др.
В итоге, на сегодня японские ТНК занимают лидирующие позиции в автомобилестроительной, электротехнической, роботостроительной и других отраслях. Япония занимает 3 место после США и ЕС по оттоку прямых иностранных инвестиций, которые составляют 7% от мировых потоков инвестиций. Что касается региональной структуры японских инвестиций, 60% направлены в США и ЕС, 25% в Восточную Азию и 10% в Центральную и Южную Америку. Касательно секторальной принадлежности, 20% инвестиций - финансы и страхование, 13,8% - оптовая торговля, 15% - транспортное машиностроение, 11,5% - электромашиностроение, 8,6% - химическая промышленность и фармацевтика.
В экономике Японии транснациональная деятельность корпораций играет важнейшую роль: 18% производства осуществляется за рубежом, а если смотреть лишь на деятельности ТНК, то это доля возрастает до 31,4%. По отраслям эта доля еще выше: в автомобилестроении - 35,7%, в электромашиностроении - 44,6%.
Разумеется, столь масштабные процессы транснационализации оказывают значимый эффект на национальную экономику Японии, как позитивный, так и негативный. Говоря об экономическом срезе последствий транснационализации, среди негативных мы выделили уменьшение абсолютных размеров базы налогообложения, а в результате и уменьшение доли налоговых сборов в доходной части бюджета страны; разрушение традиционных связей корпораций с субподрядчиками, что привело к большому количеству банкротств мелких и средних предприятий, потерявших своего основного закупщика. Что касается позитивных экономических последствий транснационализации японских фирм, стоит подчеркнуть уже упоминавшийся чуть ранее возросший производительный и экспортный потенциал Японии за счет зарубежных производств.
Кроме того, к позитивным аспектам необходимо причислить обеспечение энергетической безопасности в связи с участием японских ТНК в разведке и добыче топливных ресурсов других стран, что гарантирует им определенный процент добытой нефти. Для Японии, как для страны лишенной собственных природных ресурсов, данный пункт является вопросом национальной безопасности.
Социальный срез последствий транснационализации японского бизнеса для Японии также имеет два полюса. Среди негативных последствий стоит назвать рост безработицы. Этот, в сущности, экономический показатель мы отнесли в социальный разряд, в силу ряда обстоятельств. Японии издавна славилось невероятно низким уровнем безработицы (2,5-2,6%), который даже в самые трудные времена максимально достигал лишь 5%, что по мировым меркам не является критичным. А критичным является не сама по себе "безработица", а тот факт, что она за собой влечет, а именно разрушение основы японского менеджмента - пожизненного найма. Эта проблема возникла на фоне кризиса "экономики мыльного пузыря", когда японские ТНК стали форсировано переносить мощности за рубеж. Этот процесс приобрел столь существенные масштабы, что получил даже специальное название - кудока, что по-японски означает "вымывание". Отход системы пожизненного найма, которая практиковалась в Японии полвека, на которой выросло не одно поколение современных японцев, означает для японского население потерю стабильности, утрату уверенности в завтрашнем дне. Без преувеличений, японцы крайне болезненно переносят подобные трансформации.
Тем не менее, ТНК могут сделать и позитивный вклад в социальном плане. Как известно, Япония переживает демографический кризис: старение население, сопровождающееся сокращением рождаемости. По докладу ООН к 2025 году население старше 75 лет будет составлять 28% населения Японии, а к 2050 - уже 37%. Такая высокая доля неработоспособного населения ляжет тяжелейшим бременем на плечи работоспособного. А в силу одновременного сокращения рождаемости не приходится ждать, что ситуация вскоре сможет измениться в лучшую сторону. Очевидно, единственный выход - это стимулирование иммиграции. Однако по ряду причин доля иммигрантов в Японии не достигает и 2%. В сложившихся условиях ТНК могут сыграть позитивную роль по привлечению иностранной рабочей силы в Японию. Компании заключают стратегические альянсы с зарубежными партнерами, что способствует притоку иностранных рабочих в компанию, в том числе и в руководство. Кроме того, японские компании инициируют разнообразные программы обучения иностранных работников. Кроме того, транснационализация бизнеса может смягчить последствия демографического кризиса следующим образом: вынося за рубеж производства, ТНК по большей части оставляют в стране высокотехнологичные роботизированные сферы, где с легкостью могут работать пенсионеры. Кроме того, высокая доля НИОКР в стране подразумевает трудоустройство докторов наук и заслуженных деятелей науки, которые в основном являются людьми преклонного возраста. Такая схема может отчасти облегчить то налоговое бремя, которое легло на плечи более молодого населения.
Следующим срезом последствий процесса транснационализации является срез экологический. И здесь мы обнаружили лишь положительные аспекты.
Деиндустриализация страны вследствие транснационализации производства и выноса мощностей за рубеж крайне позитивно отражается на экологической ситуации в стране. Большинство загрязняющих производств перенесено за рубеж, следовательно, уровень всевозможных вредных выбросов в стране сильно сократился. А для нации, которая активно пользуется вторсырьем и позиционирует себя как высокоэкологизированная, да и вообще в условиях загрязнения окружающей среды, угрозы глобального потепления и других экологических катастроф, вызванных антропогенным фактором, это крайне приятный и позитивно окрашенный факт.
Особую актуальность представляют факторы и последствия транснационализации японских корпораций, обналиченные в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Сам факт того, что именно транснациональный бизнес сыграл роль передаточного звена, с помощью которого кризис добрался до Японии вопреки прогнозам японского правительства и аналитиков, подтверждает тезис о двоякости и противоречивости последствий транснационализации для Японии. В случае кризиса "мыльного пузыря" - транснационализация бизнеса стала спасительным кругом, но в мировом кризисе - наоборот, "пробоиной в борту", через которую мировой кризис прорвался в Японию и "затопил" экономику. Другими словами, ТНК, сильно зависящие от спроса на внешних рынках, понесли существенные потери за рубежом, за счет чего сократилось промышленное производство и на внутреннем рынке. По цепочке кризис распространился на все сферы экономики и нанес ощутимый ущерб. Казалось бы, японским компаниям стоит вернуться в лоно родины и инициировать там преодоление кризиса. Однако анализ антикризисных стратегий ТНК свидетельствует о диаметрально противоположных интенциях японского частного сектора. Анализ продемонстрировал активизацию процессов транснационализации. Японские ТНК, впрочем, как и остальные, переориентируются на рынки развивающихся государств, так как именно они стали полюсом мирового экономического роста. ТНК активно инвестируют в страны БРИК, в Восточную Азию. Ассортимент товара, его ценовая категория также претерпевает изменения, ориентируясь на средний класс развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Основным фактором транснационализации японских корпораций в условиях кризиса является стремительный рост слияний и поглощений, где японские ТНК выступают в роли покупателей активов зарубежных партнеров. СиП - это один из самых быстрых и эффективных способов транснационализации бизнеса. Интересен тот факт, что по средством СиП в условиях кризиса транснационализировать свою деятельность начали компании, сферы которых в Японии традиционно менее подвержены этим процессам, в частности компании финансовой сферы.
Важную роль играют международные соглашения в сфере научно-исследовательской деятельности, которые свидетельствуют о том, что японские ТНК стремятся преодолеть свое отставание в транснационализации НИОКР. К тому же, что касается НИОКР, в условиях кризиса, в условиях жесткой экономии и сокращении издержек, японские ТНК сделали ставку именно на высокие технологии в своей продукции. Конечно, эта тенденция не нова. Уже не одно десятилетия Япония олицетворяет собой инновации и высокие технологии. И сфера НИОКР всегда занимала значительное место. Однако в условиях кризиса включаются другие механизмы, вынуждающие отказываться от некоторых сфер деятельности. Инвестирование в НИОКР является скорее долгосрочным планом, созданием базой развития в будущем. Японские компании осознают, что в сфере НИОКР конкуренция обостряется, развивающиеся страны активно догоняют по уровню технологичности производства. Поэтому в этих условиях важно сохранять лидирующие позиции, а на фоне общемировой тенденции транснационализации сферы НИОКР, это подразумевает идти в русле данной тенденции: сотрудничать с зарубежными конкурентами в научно-исследовательских проектах, сотрудничать с иностранными учеными, открывать зарубежные научно-исследовательские центры и др. О транснационализации в сфере НИОКР заговорили еще в начале 90-х, и спустя почти 20 лет кризис и обострившаяся конкуренция втянули и японские ТНК в данный процесс.
Также в русле тенденций конца 1990-х годов, японские ТНК стали инвестировать в инфраструктуру развивающихся государств. Главная цель, преследуемая ими - это доступ к новым рынкам производства и сбыта продукции.
В целом, кризис форсировал углубление интеграции японских ТНК в мировую экономическую систему, дальнейшее проникновение процессов транснационализации в экономику Японии. В сложившихся условиях интерес составляют политический курс японского правительства. Особенно это интересно, учитывая исторически сложившиеся гармоничные отношения частного и государственного секторов. Что же делает правительство Японии, чтобы остановить отток капитала? Ответ на удивление прост - ничего. Правительство наоборот стимулирует компании транснационализировать производство.
Новый политический курс нации основан на двух столпах. Первый столп касается внешней политики. Здесь мы выделим два элемента: достижение лидерства в сфере экологии и в альтернативных источниках энергии, а также превращение медицины в отрасль экономического роста. Второй столп находится в сфере внешней политики и касается экономической экспансии в Азию. Правительство намерено поддерживать японские ТНК в Азии путем региональной интеграции, где Япония выступает в качестве технологического лидера. Такой политический курс созвучен со стратегиями ТНК, ориентированными на азиатские рынки, инвестициями в инфраструктуру, инвестициями в НИОКР и др.
Японское правительство в долгосрочной перспективе оптимистично настроено и планирует преодолеть негативные последствия процессов транснационализации бизнеса и адаптироваться к новой экономической системе. Например, что касается уменьшения базы налогообложения, Министерство финансов заявило о предстоящих реформах, целью которых служит адаптация к новым условиям глобализации. А ведь для Японии глобализация в первую очередь выражается именно в транснационализации. Другое негативное последствие транснационализации - разрушение традиционно сложившихся связей между корпорациями и подрядчиками, также скорее явление краткосрочное. Как мы подчеркнули ранее, мелкий и средний бизнес транснационализирует свое производство вслед за своими заказчиками - крупными ТНК. Конечно, мелкий и средний бизнес сталкивается с большим количеством проблем и острее их переносит, но в случае успешного исхода, новоиспеченные ТНК расширяют свою клиентскую базу и получают множество других преимуществ по сравнению с теми, кто не решился на транснационализацию. Поэтому транснационализация охватывает все большее и большее количество мелких и средних фирм.
Следующий отрицательный момент - отход от практики пожизненного найма. Вряд ли японскому правительству удастся повернуть этот процесс вспять. Да и стоит ли. Многие эксперты склонны полагать, что пожизненный найм стал своего рода атавизмом, который тянет экономику Японии назад. Конечно, это болезненный и тяжелый процесс, но, по мнению экспертов, необходимый. По нашему мнению, в ближайшее время пожизненный найм не будет намеренно искореняться японским правительством или же японскими компаниями, а сам постепенно исчезнет с течением лет как можно более естественным образом.
Конечно, далеко не все так просто, позитивно и односторонне. Все описанные проблемы многосложны, и судить о них только лишь с позиции транснационализации нельзя. Однако автор исследовал проблему противоречий интересов японских ТНК и японского правительства и пришел к выводу, что, несмотря на существование ряда достаточно серьезных негативных последствий, все они разрешимы тем ли иным путем, причем достаточно естественным. И хотя велика вероятность, что процессы транснационализации станут причиной еще многих проблем, на данный момент развиваться в русле процессов транснационализации - это самый оптимальный вариант.
Татаринова Софья - аспирантка МГИМО (У) МИД РФ, а так же ведущий эксперт отдела Научного планирования, статистики и учета.
Viperson