Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
15 июля 2016
2091

Основные положения познания

Естественно-научному познанию соответствуют три основных положения:

– в основе естественно-научного познания лежит причинно-следственная связь;

– критерий естественно-научной истины – эксперимент, опыт;

– любая естественно-научная истина относительна.

Процесс естественно-научного познания в соответствии с этими положениями производится в три этапа.

На первом этапе устанавливается и количественно описывается причинно-следственная связь согласно принципу причинности. Достаточно полное определение причинности содержится в высказывании древнегреческого философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

В современном представлении причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе её движения и развития. Возникновение любых материальных объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи в процессе её движения и развития; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Процесс естественно-научного познания, как и любая другая деятельность человека, представляет собой последовательное установление длинной цепи причинно-следственных связей.

Второй этап естественно-научного познания заключается в проведении эксперимента и опыта. Естественно-научная истина – это объективное содержание результатов эксперимента и опыта. Для всех естествоиспытателей эксперимент и опыт – высшая инстанция: её приговор не подлежит пересмотру.

Все естественно-научные знания: экспериментальные результаты, понятия, идеи и даже законы – ограничены и относительны. Определение границ их соответствия истинным знаниям и их относительности – это третий этап естественно-научного познания. Например, граница соответствия, называемая иногда интервалом адекватности, для классической механики означает, что её законы описывают движение материальных тел, скорости которых малы по сравнению со скоростью света в вакууме. Определение относительности экспериментальных результатов заключается в установлении интервала неточности, который сужается по мере совершенствования методов и технических средств эксперимента.

Естественно-научное познание – это последовательное приближение к абсолютной естественно-научной истине. Оно освобождает человека от необдуманных, ошибочных действий и поднимает его на новый виток развития.

Познающий истину подобен человеку, восходящему к вершине крутой горы. Перед ним всегда два пути: либо, преодолевая трудности, постепенно, шаг за шагом приближаться к небу, тогда перед ним открываются всё новые и новые горизонты, либо спуститься на землю с весьма ограниченным обзором.

Библиографические ссылки

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015.     

Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.

Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий.          3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник.  М.: Высшая школа, 2004.

         Карпенков Степан Харланович      

                         

                                                         

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован