Эксклюзив
Комаров Юрий Михайлович
08 февраля 2013
329230

Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020гг. Порядок реализации основных положений стратегий

Проект настоящей Стратегии должен пройти широкое обсуждение в общественных организациях, в объединениях пациентов, в профессиональных медицинских объединениях, в региональных органах управлениях здравоохранением, затем скорректирован с учетом высказанных пожеланий и замечаний, после чего он может быть представлен в органы государственной власти. Для реализации заявленных положений Стратегии необходим комплексный (межсекторальный, межведомственный) подход. Для этого важно при Президенте РФ создать "Национальный совет по охране здоровья" с участием квалифицированных экспертов (медицинских демографов, организаторов здравоохранения, экономистов, юристов, представителей общественных организаций и др.). В течение 2012-2013 гг. необходимо разработать и представить Президенту, Правительству и ГД РФ Национальную программу охраны здоровья граждан РФ до 2020 г. Эта целевая программа должна быть опубликована и быть понятной населению (то есть сопровождаться соответствующими обсуждениями и пояснениями). Должна быть налажена обязательная отчетность по реализации Программы: ежегодно должен представляться отчет министерств и ведомств, региональных органов управления здравоохранением и федерального Министра здравоохранения о ходе реализации программы и динамике достижения целевых показателей по улучшению здоровья населения. Ежеквартально должны проходить заседания "Национального совета по охране здоровья" с представителями заинтересованных министерств и ведомств по мониторингу ситуации. Ежемесячно должны проводиться очные расширенные коллегии Минздрава с руководителями региональных органов управления здравоохранением по мониторингу ситуации. Связь с региональными руководителями здравоохранения должна осуществляться еженедельно в режиме on-line. Однако, есть и самый простой путь решения проблем охраны здоровья и организации медицинской помощи в стране: если исполнительная, законодательная и судебная власть, по примеру западных политиков, будет пользоваться возможностями, предоставляемыми всем остальным гражданам. Тогда и средства найдутся, и возможности расширятся, и качество повысится. Тем не менее, в процессе реализации Стратегии не должно быть сторонних наблюдателей и все должны нести свое бремя ответственности за реализацию Стратегии. Ответственность органов государственной и муниципальной власти. -повышение внимания к человеку с его желаниями быть здоровым и не болеть, постановка его в центр государственной политики во всех ее многочисленных проявлениях, обеспечение прав граждан на охрану здоровья -повышение ответственности за здоровье народа, создание условий для существенного улучшения охраны здоровья и возможностей для ведения здорового образа жизни, выделение для этого необходимых ресурсов и мощностей, в первую очередь, для социально уязвимых групп населения -создание и реализация национальных общегосударственных и муниципальных программ в соответствие с выделенными в Стратегии приоритетами, увеличение финансирования здравоохранения в 2 раза Ответственность граждан -повышение ответственности граждан за свое здоровье, наиболее полное использование условий и возможностей, предоставляемых органами государственной и муниципальной власти для охраны здоровья и ведения здорового образа жизни -участие граждан в виде добровольцев, активистов и парамедиков во всех аспектах охраны здоровья, включая проведение массовых оздоровительных мероприятий, дней здоровья и т.п. -осуществление гражданского контроля за создание и использование возможностей и условий для охраны здоровья и ведения здорового образа жизни -участие в работе попечительских советов и санитарного актива, в выработке перспектив развития медицинских учреждений, в лоббировании их интересов, разъяснении через средства масс-медиа особенностей и результатов их работы, использования открытого бюджета, перспектив и намерений, представлять их интересы во властных структурах, финансирующих и других органах, привлекать инвестиции и осуществлять гражданский (общественный) контроль за административно-хозяйственной деятельностью, финансовыми потоками и их использованием. Ответственность отраслевых органов управления здравоохранением -проведение эффективной политики в отрасли (организационно-управленческой, законодательно-правовой, кадровой, финансовой, материально-технической, информационной, в области повышения качества медицинской помощи и т.д.) -включение в качестве базового принципа во все программы здравоохранения взаимоотношение "пациент- врач" с переориентацией системы на пациентоцентризм -обеспечение прав пациентов на получение в государственных и муниципальных медицинских учреждениях бесплатной для них медицинской помощи в необходимых объемах и при должном уровне качества, постепенная ликвидация платной медицинской помощи в указанных медицинских учреждениях во всех ее проявлениях, и по мере увеличения государственно-бюджетного финансирования здравоохранения отказ от системы ОМС и рыночной терминологии -организация государственного задания на развитие медицинской науки в сфере общественного здоровья и здравоохранения и клинической медицины. Ответственность медицинских работников -содействовать реализации Стратегии на всех уровнях здравоохранения и во всех типах медицинских учреждений -оказывать медицинскую помощь пациентам высокого качества с учетом клинических рекомендаций и локальных клинических протоколов, минимизировать возможные врачебные ошибки, улучшить отношение к пациентам и повысить их удовлетворенность, соблюдая гуманизм, этические и деонтологические принципы медицины -участвовать в работе профессиональных медицинских объединениях Ответственность профессиональных медицинских объединений -защищать корпоративные медицинские интересы -участвовать в общественном и профессиональном контроле за деятельностью органов и учреждений здравоохранения -содействовать реализации основных положений Стратегии и выполнять свои уставные функции Ответственность пациентов -осуществлять слежение за состоянием своего здоровья, активно участвовать в программах диспансеризации, выполнять назначения медицинских работников и служить партнером врача при оказании медицинской помощи -уважительно относиться к ответственному труду медицинских работников -вступать в пациентские объединения, позволяющие отстаивать интересы пациентов. Ответственность бизнеса и работодателей -повышенное внимание к здоровью работающих и членов их семей -увеличение частных адресных инвестиций в систему охраны здоровья и в развитие медицинской помощи, в дорогостоящее лечение редких и тяжелых заболеваний, в развитие информационных технологий -организация финансовой поддержки приоритетным направлениям Стратегии и разработанным на их основе национальных программ -участие в благотворительных программах и мероприятиях в сфере здравоохранения Государственно-частное партнерство. Поскольку крупные партнерские проекты в сфере охраны здоровья требуют длительных взаимоотношений, то, видимо, целесообразно сосредоточить совместные усилия на более краткосрочных, менее рисковых и менее затратных проектах, таких, как: -создание условий для охраны здоровья и ведения здорового образа жизни -развитие транспортной и хозяйственной (прачечные, пищеблоки и организация питания больных и т.д.) инфраструктуры медицинских учреждений -подготовка медицинских кадров к работе на современной технике -организация медицинского ухода, в т.ч. на дому -ликвидация оздоровительных и медицинских долгостроев и недостроев в регионах -обучение населения здоровому образу жизни -развитие ПМСП и Общей врачебной практики. Рекомендации по механизмам организации финансирования для РФ 1. Вопрос о необходимости перехода в РФ на "бюджетную модель" финансирования здравоохранения необходимо серьезно обсуждать с участием профессиональных медицинских и пациентских организаций. 2. При бюджетном планировании необходимо законодательно установить, что общие государственные расходы на здравоохранение в РФ не должны быть меньше 7% ВВП текущего года. Минимальный подушевой норматив финансирования должен быть рассчитан исходя из вышеуказанного общего уровня финансирования государственной системы здравоохранения. 3. Источниками финансирования государственной системы здравоохранения должны стать бюджеты 2-х уровней: федеральный и региональный, а муниципальный - лишь частично. В этих бюджетах должны быть предусмотрены нормированные и защищенные статьи расходов на здравоохранение. Причем на региональном уровне отчисления на здравоохранение должны нормироваться исходя из размеров ВРП и доли в бюджете. Например, не менее - 30% в бюджете региона и не менее 15% от ВРП. Если этих средств будет недостаточно для достижения установленного норматива, то источником покрытия дефицита расходов на здравоохранение должен быть законодательно закреплен федеральный бюджет. 4. Основные расходы на медицинскую помощь (70%) должны происходить за счет федерального бюджета. За счет средств бюджетов субъектов РФ могут быть предусмотрены расходы на инвестиции в здравоохранение и некоторые отдельные статьи расходов на медицинскую помощь. 5. Аккумулирование основной доли средств необходимо предусмотреть на федеральном уровне. Это облегчит процесс управления денежными средствами и выравнивания расходов на оказание медицинской помощи в регионах. 6. Распорядителями средств должны стать федеральный и региональные органы управления здравоохранением. Существующая система ОМС может быть использована как финансовый отдел органов управления здравоохранением (которым она, по сути, является сегодня в большинстве субъектов РФ). 7. Медицинские организации всех форм собственности должны заключать контракт на оказание медицинской помощи с органами управления здравоохранения. Контракт должен быть долгосрочным и содержать описание объемов и стоимости медицинской помощи, а также показатели качества медицинской помощи. Иначе говоря, средства медицинским учреждениям переводятся не в зависимости от их мощности, а в соответствии с выполняемыми ими заданиями, лежащими в основе договорных отношений (контрактов) между учреждениями и органами здравоохранения, где должны быть указаны объемы медицинской помощи, уровень ее доступности и качества, желаемые управляемые результаты, а также условия их достижения с обязательствами сторон. Таким образом, Федеральный фонд ОМС должен в усеченном виде войти в состав Минздрава РФ в качестве управления финансирования здравоохранения, а территориальные фонды ОМС- в отделы финансирования, страховые медицинские организации могут активно заняться ДМС, а территориальные и оставшиеся муниципальные органы управления- единообразно трансформироваться в департаменты здравоохранения, и только в республиках могут сохраниться региональные министерства здравоохранения. Все изложенное позитивно отразится на моральном климате в стране, единении, патриотизме, на общей и санитарной культуре, а, главное, на здоровье. Кроме того, это будет способствовать сближению населения и медицины (смещение акцентов с кастовой медицины на медицину народную), разрешению возможных конфликтных ситуаций, повышению авторитета медицинских работников и престижности медицинских профессий, развитию государственно-общественного управления здравоохранением и, в итоге, становлению в стране гражданского общества. Экспертная группа: Власов В.В. Гонтмахер Е.Ш. Комаров Ю.М.-отв. Линденбратен А.Л. Саверский А.В. Улумбекова Г.Э. viperson.ru СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован