Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
18 декабря 2020
2203

Основные тенденции развития электронной торговли на глобальном уровне и в современной России

 В начале третьего тысячелетия во многих странах мира началось массовое внедрение систем электронной коммерции (e-commerce), которая значительно упрощает систему покупок, платежей, существенно сокращает наличный оборот и радикально изменяет рынки товаров и услуг, прежде всего, розничной торговли.

Согласно определению Всемирной торговой организации (ВТО), электронной торговлей (коммерцией) является производство, распространение, продажа и доставка товаров и услуг электронными средствами.[1]

На современном этапе развития электронная коммерция позволяет интернет-компаниям значительно сокращать финансовые и временные ресурсы, повышать конкурентоспособность, выходить на новые рынки сбыта, получать дополнительную информацию о потребностях потребителей, быстро реагировать на изменения спроса.

Многие компании используют возможности электронной коммерции для расширения сферы дополнительного до и послепродажного обслуживания товаров.

В настоящее время онлайн-шопинг официально превысил продажи в розничных магазинах, а электронная коммерция стала одной из самых быстрорастущих сфер мировой экономики.

В последние годы рост мировой электронной торговли характеризовался следующими данными: 2014 г. – 1336 млрд долл.  2015 г. – 1548 млрд долл., 2016 г. – 1845 млрд долл., 2017 г. – 2304 млрд долл., 2018 г. – 2842 млрд долл. (в том числе трансграничная торговля 334 млрд руб.).

 По оценкам экспертов объем мировой электронной торговли в 2019 г. достиг 3,5 трлн долл., при этом темпы роста онлайн-продаж отличались в зависимости от сферы и категории товаров.

Так, самая крупная и популярная категория расходов интернет-пользователей – туристические поездки, путешествия и отдых в 2019 г. увеличилась на 8% и составили почти 1,19 трлн. долл.

Наиболее динамичный рост интернет-покупок в 2019 г. отмечался в категории «мебель и бытовая техника». Объем продаж в той сфере увеличился на 19% до 316,7 млрд долл.

В категориях «Мода и красота», «Электроника и физические носители данных» в 2019 г. так же был отмечен рост на 18% по сравнению с 2018 г. 

Если судить по географии распространения онлайн-шопинга, уровень экономического развития не всегда является основным фактором, определяющим масштабы использование электронной торговли в стране.

Важными факторами оказались национальные языковые версии на сайтах продаж и учет культурных предпочтений местных покупателей.

Поэтому в настоящее врем наибольшее распространение электронная торговля получила в странах Азии, в частности в 2019 г. доля электронной торговли в общем розничных продаж Республики Корея составляла 28,2%, в Китае – 28,1%.

В ведущих промышленно развитых странах эти показатели были несколько ниже, в частности в Великобритании – 18,3%, в СЩА – 15,2%, в Германии – 11,7%, в Канаде – 10,4%, во Франции – 9,8%, в Японии – 9,1%.

В 2020, несмотря на пандемию коронавируса и мировой финансово-экономический кризис по предварительным данным объем мировой электронной торговли может увеличиться до 4,1 трлн долл.[2]

По состоянию на начало 2020 г. на глобальном уровне среднестатистический онлайн-пользователь ежегодно тратил на дистанционные покупки потребительских товаров и услуг в среднем почти на 500 долл.

Эти показатели значительно разнятся в зависимости от региона и страны. В частности, больше всего на онлайн-покупки тратили в Республика Корея, эта сумма составляла 1441 доллар, и меньше всего на Филиппинах – 20 долларов.

Компаниями-лидерами по объему розничных электронных продаж в 2020 г. на китайском рынке были Alibaba, JD.com, Pinduoduo, Suning и Vip.com.

На американском рынке доминировали - Amazon, Walmart, eBay, Apple и The Home Depot.

Следует отметить, что всего 20 назад, в начале текущего столетия мобильные телефоны служили преимущественно только для общения абонентов, Google использовался для поиска нужной информации, Facebook — для связи с друзьями, eBay — для сбыта старых ненужных вещей, а Amazon был просто онлайн-магазином книг.

Но именно эти действующие лица полностью изменили процесс совершения покупок во всем мире. Примерно три четверти интернет-пользователей в мире в возрасте от 16 до 64 лет ежемесячно покупают что-то онлайн.

Согласно исследованиям в 2019 г. наблюдался значительный рост использования мобильных телефонов и смартфонов для покупок в Интернете, которые впервые обошли по популярности покупки с использованием персональных компьютеров (ПК).

При этом многие покупатели используют оба устройства для онлайн-шопинга. Выбор зависит от типа товара, услуги и обстоятельств приобретения. 

 

Развития электронной торговли в современной России

Первоначально российский электронный торговый бизнес в начале третьего тысячелетия ограничивался электронными витринами и виртуальными корзинами сетевых магазинов.

В начале 2000 г. в российской системе Интернет имелось, по различным оценкам, от 300 до 600 электронных магазинов. При этом объем реальной торговли, включающей оплату товара по кредитным и дебетовым карточкам, оценивался в 1—1,5 млн долл.

В 2005 г. реальный объем электронной коммерции в России вырос почти в 20 раз и оценивался уже в 20—25 млн долл.

Объем российского рынка электронной коммерции в 2010 г. увеличился до 100 млн долл. На долю онлайн-продаж в России приходилось всего 1,6 % от общего объёма продаж российской розницы. В среднем по странам ЕС этот показатель в то время составлял 5,7 %, а в США — 6,4 %.

По отдельным товарным группам картина была несколько иная. В частности, через Интернет в России продавалось около 12-14 % бытовой техники, электроники и книг.

Объем российского рынка электронной коммерции в 2011 г. увеличился до 310 млрд. рублей. В России насчитывалось уже порядка 30 000 интернет-магазинов, большая часть из которых находилась в регионах страны.

Объем российского рынка электронной коммерции в 2012 г. – составил 392 млрд. рублей (рост на 26%) в 2013 г. - 520 млрд. рублей (рост на 28%).

Объем российского рынка электронной коммерции в 2014 г. достиг 600 млрд. рублей.  При этом покупки товаров за рубежом составляли примерно 150 млрд. рублей. Число интернет-магазинов в России в 2014 г. увеличилось до 200 тысяч, а число интернет-покупателей превысило 30 млн. человек, из которых 70% находилось за пределами Москвы. 

Более интенсивное развитие электронной коммерции в России в то время частично сдерживалось недостаточной развитостью инфраструктуры и отсутствием законодательной основы для использования электронной подписи, позволяющей идентифицировать пользователя и сделать более безопасными транзакции.

В настоящее время рынок электронной коммерции в России находится на стадии интенсивного развития. В последние годы некоторые ведущие представители розничной интернет-торговли добились увеличения продаж на 200-300%.

Объем российского рынка электронной коммерции в 2015 г. – составил 767 млрд рублей (в том числе трансграничная торговля 191 млрд руб.), в 2016 г. – 1023 млрд руб. (в том числе трансграничная торговля 232 млрд руб.)  в 2017 г. – 1271 млрд руб. (в том числе трансграничная торговля 264 млрд руб.)  в 2018 г. – составил 1732 млрд руб. (в том числе трансграничная торговля 334 млрд руб.).

Динамичный рост онлайн-продаж позволил России войти в Топ-10 региональных рынков интернет-торговли, лишь незначительно уступая ведущим промышленно развитых стран.  

Бурный рост этого сегмента торговли связан с появлением более совершенных моделей телефонов и новых технологий передачи данных в сотовых сетях, появление мобильных банков и рост числа предоставления услуг онлайн.

Несмотря на слабую макроэкономическую динамику и многолетнюю стагнацию реальных доходов населения, онлайн-продажи быстро росли благодаря росту проникновения интернета, приходу на рынок новых крупных игроков, улучшению логистики и растущей конкуренции.

Объем российского рынка электронной коммерции в 2019 г. – превысил 2 трлн рублей (рост на 18%). Более высокими темпами росла внутренняя интернет-торговли. В 2019 г. продажи российских интернет-магазинов выросли на 23% до 1,72 трлн руб.

Трансграничную торговлю пришлось 323 млрд руб. или 16% онлайн-покупок российских потребителей. Сокращение продаж произошло на фоне усиливающейся конкуренции, в том числе ценовой, с крупными локальными игроками, а также сокращения беспошлинного лимита ввоза товаров с 1000 евро до 500 евро.

Многие интернет-магазины сейчас предлагают сразу несколько вариантов доставки товара, давая покупателю возможность выбора.

Одним из долгосрочных драйверов развития онлайн-торговли является увеличение количества пользователей сети Интернет. Специальные измерения интернет-аудитории показывают, что в 2019 г. среднее количество российских интернет-пользователей составило 93,1 млн человек.

Важным стал ценовой фактор, в частности, за счет меньших операционных расходов, чем у традиционных ритейлеров интернет-магазины смогли предложить потребителям более низкие цены и более выгодные условия для покупок, в том числе доставка, обмен и возврат товаров и т.д.

Оборот российского рынка интернет-торговли по итогам первого полугодия 2020 г. вырос на 16% и составил 1,65 трлн рублей, из них 1,38 трлн приходилось на внутреннюю торговлю и 268 млрд на трансграничную торговлю.

По итогам января - июня 2020 г.  доля электронной торговли в общем обороте розничной торговли достигла 10,9%, По этому показателю Россия входила в десятку ведущих стран мира.

В связи с пандемией корона вируса кардинальным образом изменилась динамика и структура внутреннего рынка онлайн торговли России.

В частности, доставка еды и продуктов в стоимостном выражении увеличилась на 79% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, строительных материалов на 74,3%, предметов красоты на 64,5%, спорта на 53%, видео сервисов на 49,0%, товаров для дома на 48,2%, бытовой техники на 30,0%.

Новыми направлениями стали онлайн образование, объем услуг которого за первое полугодие 2020 г. увеличился на 32,0% и медицина рост на 27,3%.

За указанный период значительно сократились продажи товаров категории «аксессуары» почти в 5,5 раза, онлайн продажи одежды и обуви снизились на 4,7%.[3]

Как ожидается, к концу 2020 г. оборот дистанционной торговли в России в годовом исчислении может вырасти на 45% до 2,93 трлн руб., из которых на внутреннюю торговлю придется 2,3 трлн руб.  (79%), на трансграничную торговлю – 607 млрд. (21%).

Некоторые крупные игроки на рынке электронной торговли, в частности, «Wildberries», «Ozon», «Петрович» увеличили в 2020 г. свой оборот более чем на 80%.

 Впечатляющие результаты продемонстрировали новички на этом рынке, в частности, маркетплейс «Беру» – совместное предприятие Сбербанка и Яндекс. Маркета и др.

Основным драйвером роста электронной торговли в России, несомненно, была пандемия коронавируса, что привело к кратному росту количеству заказов на товары и услуги онлайн.

Кроме того, важный вклад в динамику онлайн-торговли внесли «Почта России» и курьерские службы, развитие сетей постаматов, что позволило сократить время и повысить качество оказания услуг и доставки товаров.

 

*            *             *

По нашему мнению, очевидно, что будущее мировой интернет-торговли связано с развитием цифровых инноваций, внедрение искусственного интеллекта и использование технологий блокчейн.

Алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения дают возможность настройки опыта каждого потребителя электронной коммерции, идентифицируя и сегментируя пользователей исходя из общих характеристик и индивидуальных предпочтений.

Современные блокчейн-решения дают возможность компаниям повысить эффективность отслеживания всей цепочки поставок товаров. В частности, в 2020 г. ОЭСР планирует выпустить «Рекомендацию по применению технологии блокчейн», которая установит основные рамки применения технологии в странах членах ОЭСР в том числе для повышения транспарентности цепочек поставок электронных покупок.[4]

При этом сохраняются проблемы, связанные с отсутствием согласия на использование этой технологии со стороны всех участников торговых цепочек поставок товаров, а также высокой стоимостью внедрения блокчейн технологий.

Важным методом привлечения клиентов в электронную торговлю и удерживания их в качестве лояльных покупателей является обеспечение высоких стандартов защиты сетевых идентификаторов и учетных записей.

Знание типа пользователя, особенностей устройства, IP, геолокации и других пользовательских данных может быть использовано для определения и использования оптимальной стратегии кибербезопасности на основе микросегментации.

Актуальные подходы в области персонализации веб-контента, предложений, цен и рекламных акций могут быть задействованы и для нужд обеспечения контроля аккаунта и безопасности, что оказалось особенно важным в условиях распространившихся случаев онлайн-мошенничества после наступления пандемии COVID-19.

В частности, такой подход позволяет ответственным сотрудникам компаний, оказывающих услуги в области электронной торговли, видеть состояние входов в систему и быстро определять количество блоков и вызовов, а также неудачные попытки входа.

Знание шаблонов неудачных попыток входа в систему помогает выявлять и останавливать атаки с использованием данных учетной записи, а также может сделать использование аккаунта более безопасным и комфортным.

Пандемия коронавируса и глобальный финансово-экономический кризис показали необходимость поддержки трансграничной электронной торговли посредством расширения международного обмена информацией и сотрудничества.

Международные организации могут повысить эффективность работы агентств по защите прав потребителей, бизнеса и гражданского общества, позволяя им обмениваться передовым опытом, информацией о рынке и сообщениями потребителей.

Так, международная сеть по защите прав потребителей (ICPEN) начала кампании в социальных сетях, направленные на содействие информированию потребителей о проблемах защиты потребителей о методах мошенничестве в торговых сетях.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала информацию о национальных инициативах по предупреждению потребителей о мошенничестве, связанных COVID-19, а также свои рекомендации для правительств в этой сфере.[5]

Группы защиты интересов, такие как Международная организация потребителей, также представили собственные руководства по способам защиты потребителей от угроз мошенничества, связанные с COVID-19.

Говоря о перспективах полного раскрытия потенциала электронной торговли на глобальном уровне следует сказать о необходимости совершенствования международной нормативно-правовой базы для чего, в свою очередь, потребуется объединение усилий всех стран мира и основных стейкхолдеров.

Речь идет о унификации и гармонизации государственных практик в области законодательства о защите прав потребителей, авторских прав и правил защиты персональных данных.

 

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

бывший помощник Председателя Правительства

 

[1] (https://www.wto.org/english/tratop_e/covid19_e/ecommerce_report_e.pdf). 3 https://ccinsight.org/observations/us-retailers-see-online-growth-yoy-in-april-similar

 

[2] Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ В

 

[3]  https://finance.rambler.ru/other/44980003/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

 

[4] http://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/protecting-online-consumers-during-the-covid-19-crisis2ce7353c/

[5] https://www.forbes.com/sites/louiscolumbus/2020/04/28/how-covid-19-is-transforming-e-commerce/ #68d7ff103544

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован