Красинский Владислав Вячеславович
доктор юридических наук, доцент,
заместитель руководителя аппарата
Антитеррористической комиссии
Московской области
Красинский В.В. Особенности и проблемы антитеррористической защищенности населения Московского региона // Современное право. 2018. № 9. С. 120-125.
Отличительной особенностью Московского региона является
его значительный промышленный и научно-технологический потенциал, развитая энергетика, наличие большого количества предприятий повышенной опасности, крупных транспортно-пересадочных узлов и логистических центров, выступающих потенциальными объектами террористических посягательств.
Многоукладная экономика и высокий уровень жизни привлекают
в г. Москву и Московскую область большое количество мигрантов.
По данным Главного управления МВД России по вопросам миграции, в 2017 г. в г. Москве на миграционный учет поставлено 3 млн. 76 тыс. 624 гражданина, из которых с целью работы въехало 1 млн. 768 тыс. 736 граждан. В Московской области на миграционный учет встало 1 млн. 422 тыс. 566 иностранцев, в числе которых 398 тыс. 719 трудовых мигрантов[1]. В 2017 году наибольшее количество мигрантов прибыло в регион из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Армении, Киргизии, Белоруссии и Азербайджана. Такая динамика миграции и пестрый национальный состав региона требуют особого контроля.
Несмотря на то, что значительная часть мигрантов выведена в легальную плоскость, введена система патентов, дактилоскопирование, легализация, тем не менее, большое число мигрантов находится вне поля зрения правоохранительных органов, миграционных служб. Среди прибывающих в регион представлены лица с криминальным прошлым, подозреваемые в совершении преступлений, находящиеся в розыске.
Усиление миграционных потоков, нежелание мигрантов интегрироваться в принимающее общество приводят к формированию в регионе различных социо-культурных и ценностных систем, которые при определенных условиях способны вызывать межнациональные и межконфессиональные конфликты.
В настоящее время на территории региона сформированы изолированные общины и места компактного проживания мигрантов. Особого контроля требуют места притяжения выходцев из стран с повышенной террористической активностью (Афганистан, Ирак, Йемен, Иордания, Палестина, Сирия, Турция, Пакистан). Данный контингент мигрантов проживает и работает в большинстве административных округов г. Москвы, в Химках, Серпухове, Ногинском, Пушкинском, Люберецком, Одинцовском, Щелковском, Раменском и др. муниципальных районах.
Потенциал рынка труда, концентрация людей, повышенная социальная мобильность, отсутствие прочных связей между людьми создают условия и возможности для оседания и легализации террористов и их пособников.
Продолжающийся рост миграционных потоков используется международными террористическими организациями (далее - МТО) и радикальными исламистскими структурами (прежде всего, «Хизб-ут-Тахрир»[2], «ИГ»[3] и «Таблиги Джамаат» [4]) для проникновения в регион и вербовки сторонников, в том числе с использованием Интернета.
В 2017 году на территории Московской области было задержано 50 уроженцев Центрально-Азиатского региона (граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана), являющихся сторонниками МТО «Хизб-ут-Тахрир»[5], четверо из которых состояли в международном розыске. Правоохранительными органами также была пресечена деятельность граждан Узбекистана – членов ячейки международного религиозного объединения «Таблиги Джамаат»[6]. В марте 2018 г. пресечена противоправная деятельность этнической преступной группы, организовавшей канал нелегальной переправки сторонников МТО «ИГ»[7] в Сирию и Ирак для участия в боевых действиях. В результате спецоперации задержано 60 иностранных граждан.
В столице и Московской области сосредоточено большое количество мест массового пребывания людей, критически важных и потенциально опасных объектов, что также является особенностью Московского региона. В местах массового пребывания людей регулярно проводятся культурно-зрелищные, спортивно-массовые и другие публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования). С учетом степени потенциальной опасности и возможных последствий совершения террористических актов это требует рационального размещения интеллектуальных систем видеонаблюдения и привлечения значительных сил и средств правоохранительных органов.
На территории столицы находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти Москвы и Российской Федерации, свыше 2500 промышленных предприятий, в том числе 17 радиационных, 40 химических, 6 биологически и эпидемиологически опасных объектов, пожаро-взрывоопасные объекты, около 3800 образовательных организаций, свыше 3000 учреждений культуры, большое количество финансово-кредитных организаций[8].
В Подмосковье, в свою очередь, функционируют свыше 15,5 тыс. потенциально опасных объектов, крупные объекты водоснабжения, канализации, теплоснабжения газоснабжения и электроснабжения. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера, может оказаться более 4,5 млн. человек, проживающих в Московской области[9].
Принимая во внимание высокую плотность населения Московского региона, наличие в Москве и Московской области крупных торговых центров, потребительских и розничных рынков особое значение приобретают мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности (далее – АТЗ) объектов торговли, общественного питания и услуг[10].
Продолжающийся рост количества проектируемых и строящихся уникальных, в том числе особо опасных и технически сложных объектов, а также активное освоение подземного пространства также повышает риски террористических угроз как на отдельных объектах, так и на территориально-высотных комплексах.
Таким образом, обеспечение комплексной безопасности и антитеррористической защищенности столицы и Подмосковья является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности жителей Московского региона, эффективного функционирования систем управления, экономики, транспорта и связи, развития социальной инфраструктуры.
С учетом складывающейся обстановки антитеррористическими комиссиями (далее – АТК) г. Москвы и Московской области принимаются дополнительные меры по своевременному выявлению и устранению террористических угроз, повышению уровня АТЗ населения и региональных объектов.
На заседаниях АТК г. Москвы и Московской области рассматриваются проблемные вопросы АТЗ объектов различных категорий. Осуществляются плановые и внеплановые межведомственные комиссионные проверки выполнения требований к АТЗ. Заслушиваются должностные лица, ответственные за организацию работы по профилактике терроризма, и руководители хозяйствующих субъектов, что способствует повышению персональной ответственности уполномоченных лиц за проведение мероприятий по АТЗ.
Аппаратами АТК г. Москвы и Московской области сформирован единый актуализированный перечень потенциальных объектов террористических посягательств Московского региона. Разработка данного перечня и планов позволила выделить критические элементы и уязвимые места объектов, оценить их АТЗ с учетом выявленных и прогнозируемых террористических устремлений.
Максимальное количество объектов террористических посягательств представлено объектами сферы образования, спорта, здравоохранения, транспорта и энергетики. Все они находятся в поле зрения АТК и обеспечены системой правовых, организационных, режимных и иных антитеррористических мер.
В рамках Государственной программы г. Москвы «Безопасный город» на 2012-2018 годы (в ред. постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 № 137-ПП) реализуются мероприятия по предупреждению террористических акций, повышению антитеррористической защищенности населения, критически важных объектов г. Москвы[11].
В Государственной программе «Безопасность Подмосковья» на 2017-2021 годы
на повышение уровня АТЗ потенциальных объектов террористических посягательств заложен 1 млрд 532 млн рублей, из которых в 2017 году освоено 370 млн 628 тыс руб[12]. На эти деньги установлены стационарные металлодетекторы, шлагбаумы, средства принудительной остановки автотранспорта, системы охранной сигнализации и контроля доступа, оборудованы пропускные пункты. Приобретена спецтехника и спецсредства для правоохранительных органов.
Важным элементом систем АТЗ населения выступает видеонаблюдение.
В Москве на базе государственной информационной системы «Единый центр хранения и обработки данных» создана и функционирует система городского видеонаблюдения. Продолжается активное развитие интеллектуальной транспортной системы.
С целью обеспечения АТЗ объектов в едином информационном пространстве в 2016 году в Московской области создана и используется региональная система видеонаблюдения «Безопасный регион».
За 2 года в муниципалитетах установлено более 17 тысяч камер высокого разрешения, в первую очередь, на социальных объектах, в общественных местах.
В 2018 году развитие системы продолжается. Планируется оборудование камерами особо опасных участков дорог, въездов в города, подъездов многоквартирных домов. К 2021 году предполагается установить наблюдение в половине многоквартирных домов Подмосковья, что позволяет выполнить необходимые требования по совершенствованию АТЗ населения.
Эффективным инструментом профилактики терроризма в среде мигрантов, средством контроля за т.н. «резиновыми» квартирами, механизмом обратной связи с гражданами становится интернет-портал Правительства Московской области «Добродел». С помощью этого сервиса от граждан поступает информация о возможных террористических угрозах и пособниках террористов.
Московская область является ведущим регионом России по внедрению системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Возможности этой системы позволяют принимать вызовы о происшествиях и угрозах с помощью СМС-сообщений, а также автоматически определять местоположение заявителей.
Повышению уровня АТЗ и усилению контроля за реализацией профильных постановлений Правительства Российской Федерации в сфере АТЗ различных категорий объектов способствовало принятие Закона Московской области
о введении административной ответственности за неисполнение решений АТК Московской области[13].
Как уже отмечалось, с учетом потенциальной направленности вектора террористических посягательств на транспортно-логистическую сеть Московского региона, важнейшее значение имеет обеспечение АТЗ объектов транспортной инфраструктуры. В настоящее время завершается паспортизация и проводится дооснащение объектов инженерно-техническими средствами безопасности, что позволит повысить уровень их АТЗ.
В 2017-2018 годах приоритетное внимание АТК г. Москвы и Московской области уделялось вопросам АТЗ потенциальных объектов террористических посягательств при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу: были проведены межведомственные комиссионные проверки объектов инфраструктуры чемпионата с выработкой рекомендаций собственникам по повышению уровня АТЗ объектов. При координирующей роли АТК во взаимодействии с Региональным межведомственным оперативным штабом осуществлялась реализация усиленных мер безопасности на территории региона[14].
Опыт организации антитеррористической деятельности и методика обеспечения АТЗ потенциальных объектов террористических посягательств на территории г. Москвы и Московской области могут использоваться и другими субъектами Российской Федерации. В Московском регионе есть практически все объекты инфраструктуры и технологические циклы производств, которые подлежат АТЗ. Характерные для столицы и Подмосковья проблемы и пути их решения в той или иной мере применимы в деятельности других государственных и негосударственных субъектов противодействия терроризму.
Как представляется, решение существующих проблемных вопросов АТЗ населения Московского региона требует комплексного подхода с учетом региональных особенностей организации антитеррористической деятельности.
В рамках реализации закрепленных в государственной программе г. Москвы «Безопасный город» на 2012-2018 годы и государственной программе «Безопасность Подмосковья» на 2017-2021 годы задач по снижению незаконной миграции требуется дальнейшее усиление контроля миграционной среды: сокращение квот на иностранных работников с упором на расширение привлечения высококвалифицированных специалистов, формирование полной, достоверной оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан.
Важнейшим вопросом, требующим безотлагательного решения, является формирование толерантности, взаимного уважения и межнационального согласия, создание эффективной системы мониторинга процессов, протекающих в среде мигрантов, что позволит выявлять признаки назревания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, устранять условия, способствующие совершению преступлений террористической направленности.
Необходимо стабильное финансирование мероприятий по оборудованию объектов инженерно-техническими средствами защиты и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Требуется форсированная реализация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, ввод в эксплуатацию систем мониторинга состояния инфраструктуры и транспортных коммуникаций.
Актуальным представляется внедрение профайлинга[15] на крупных транспортно-пересадочных узлах (в первую очередь, аэропорты, метрополитен, автомобильные и железнодорожные вокзалы) и в ходе проведения массовых мероприятий.
В целях дальнейшего повышения уровня АТЗ ядерно опасных и радиационно опасных объектов необходимо дальнейшее внедрение современных средств охранной и тревожной сигнализации, систем охранного телевидения, других инженерно-технических средств защиты данной категории объектов.
Востребован комплекс дополнительных организационных, технических и иных мер по обеспечению антитеррористической защищенности химически и биологически опасных объектов.
Принимая во внимание потенциал использования международными террористическими организациями и террористами-одиночками кибертеррористических атак в отношении объектов жизнеобеспечения населения, в качестве одного из приоритетных направлений повышения антитеррористической защищенности населения Московского региона видится дополнительная оценка уязвимости данной категории объектов, моделирование реальных угроз, внедрение систем информационной безопасности, систем программно-технического обеспечения АТЗ и защита сведений по АТЗ на таких объектах.
Технические средства и методы антитеррористической защиты объектов потенциальных террористических посягательств (в первую очередь, объектов образования и культуры, мест массового пребывания людей) должны сочетаться с их плотным оперативным прикрытием.
Несмотря на лидирующие позиции Московского региона и высокие объемы финансирования мероприятий по АТЗ населения работа должна проводиться по всем элементам системы АТЗ: контроль миграционной среды, укрепление потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей, оснащение антитеррористических подразделений правоохранительных органов и спецслужб, повышение качества организации антитеррористической деятельности, подготовки руководителей и персонала, программно-техническое обеспечение мероприятий АТЗ, разъяснительная работа с населением, повышение ответственности должностных лиц и субъектов всех форм собственности за проведение мероприятий по АТЗ.
[1] Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – декабрь 2017 года с распределением по странам и регионам / https:// мвд.рф/Dejatelnost/statistics/migracionnaja/item/12162171
[2] Запрещена на территории Российской Федерации.
[3] Запрещена на территории Российской Федерации.
[4] Запрещена на территории Российской Федерации.
[5] Запрещена на территории Российской Федерации.
[6] Запрещена на территории Российской Федерации.
[7] Запрещена на территории Российской Федерации.
[8] Постановление Правительства Москвы от 23.09.2011 № 443-ПП «Об утверждении Государственной программы г. Москвы «Безопасный город» на 2012-2018 годы.
[9] Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 № 794/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Безопасность Подмосковья» на 2017 – 2021 годы.
[10] До настоящего времени отсутствует важнейшее профильное постановление Правительства Российской Федерации, определяющее требования к АТЗ объектов общественного питания и услуг. С учетом специфики данных объектов распространение на них требований к АТЗ мест массового пребывания людей представляется некорректным.
[11] Подпрограмма 1 «Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений» Государственной программы г. Москвы «Безопасный город» на 2012-2018 годы.
[12] Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 № 794/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Безопасность Подмосковья» на 2017 – 2021 годы.
[13] Законом Московской области от 4 декабря 2017 года № 209/2017-ОЗ в Кодекс Московской области об административных правонарушениях введена статья 2.10 «Неисполнение решения антитеррористической комиссии Московской области».
[14] В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» в субъектах Российской Федерации, задействованных в мероприятиях чемпионата мира, по согласованию с созданными региональными межведомственными оперативными штабами по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу вводились усиленные меры безопасности (ограничения оборота оружия, временные ограничения движения транспортных средств, зоны ограничения полетов и др.).
[15] Профайлинг – технология наблюдения, опроса, оценки и прогнозирования поведения человека на основе вербального и невербального поведения с целью определения потенциально опасных лиц.