Эксклюзив
Красинский Владислав Вячеславович
28 сентября 2018
3133

Особенности и проблемы антитеррористической защищенности населения Московского региона

Main kras

Красинский Владислав Вячеславович

доктор юридических наук, доцент,

заместитель руководителя аппарата

Антитеррористической комиссии

Московской области

 

Красинский В.В. Особенности и проблемы антитеррористической защищенности населения Московского региона // Современное право. 2018. № 9. С. 120-125.

 

Отличительной особенностью Московского региона является
его значительный промышленный и научно-технологический потенциал, развитая энергетика, наличие большого количества предприятий повышенной опасности, крупных транспортно-пересадочных узлов и логистических центров, выступающих потенциальными объектами террористических посягательств.

Многоукладная экономика и высокий уровень жизни привлекают
в г. Москву и Московскую область большое количество мигрантов.

По данным Главного управления МВД России по вопросам миграции, в 2017 г. в г. Москве на миграционный учет поставлено 3 млн. 76 тыс. 624 гражданина, из которых с целью работы въехало 1 млн. 768 тыс. 736 граждан. В Московской области на миграционный учет встало 1 млн. 422 тыс. 566 иностранцев, в числе которых 398 тыс. 719 трудовых мигрантов[1]. В 2017 году наибольшее количество мигрантов прибыло в регион из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Армении, Киргизии, Белоруссии и Азербайджана. Такая динамика миграции и пестрый национальный состав региона требуют особого контроля.

Несмотря на то, что значительная часть мигрантов выведена в легальную плоскость, введена система патентов, дактилоскопирование, легализация, тем не менее, большое число мигрантов находится вне поля зрения правоохранительных органов, миграционных служб. Среди прибывающих в регион представлены лица с криминальным прошлым, подозреваемые в совершении преступлений, находящиеся в розыске.

Усиление миграционных потоков, нежелание мигрантов интегрироваться в принимающее общество приводят к формированию в регионе различных социо-культурных и ценностных систем, которые при определенных условиях способны вызывать межнациональные и межконфессиональные конфликты.

В настоящее время на территории региона сформированы изолированные общины и места компактного проживания мигрантов. Особого контроля требуют места притяжения выходцев из стран с повышенной террористической активностью (Афганистан, Ирак, Йемен, Иордания, Палестина, Сирия, Турция, Пакистан). Данный контингент мигрантов проживает и работает в большинстве административных округов г. Москвы, в Химках, Серпухове, Ногинском, Пушкинском, Люберецком, Одинцовском, Щелковском, Раменском и др. муниципальных районах.

Потенциал рынка труда, концентрация людей, повышенная социальная мобильность, отсутствие прочных связей между людьми создают условия и возможности для оседания и легализации террористов и их пособников.

Продолжающийся рост миграционных потоков используется международными террористическими организациями (далее - МТО) и радикальными исламистскими структурами (прежде всего, «Хизб-ут-Тахрир»[2], «ИГ»[3] и «Таблиги Джамаат» [4]) для проникновения в регион и вербовки сторонников, в том числе с использованием Интернета.

В 2017 году на территории Московской области было задержано 50 уроженцев Центрально-Азиатского региона (граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана), являющихся сторонниками МТО «Хизб-ут-Тахрир»[5], четверо из которых состояли в международном розыске. Правоохранительными органами также была пресечена деятельность граждан Узбекистана – членов ячейки международного религиозного объединения «Таблиги Джамаат»[6]. В марте 2018 г. пресечена противоправная деятельность этнической преступной группы, организовавшей канал нелегальной переправки сторонников МТО «ИГ»[7]  в Сирию и Ирак для участия в боевых действиях. В результате спецоперации задержано 60 иностранных граждан.

В столице и Московской области сосредоточено большое количество мест массового пребывания людей, критически важных и потенциально опасных объектов, что также является особенностью Московского региона. В местах массового пребывания людей регулярно проводятся культурно-зрелищные, спортивно-массовые и другие публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования). С учетом степени потенциальной опасности и возможных последствий совершения террористических актов это требует рационального размещения интеллектуальных систем видеонаблюдения и привлечения значительных сил и средств правоохранительных органов.

На территории столицы находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти Москвы и Российской Федерации, свыше 2500 промышленных предприятий, в том числе 17 радиационных, 40 химических, 6 биологически и эпидемиологически опасных объектов, пожаро-взрывоопасные объекты, около 3800 образовательных организаций, свыше 3000 учреждений культуры, большое количество финансово-кредитных организаций[8].

В Подмосковье, в свою очередь, функционируют свыше 15,5 тыс. потенциально опасных объектов, крупные объекты водоснабжения, канализации, теплоснабжения газоснабжения и электроснабжения. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера, может оказаться более 4,5 млн. человек, проживающих в Московской области[9].

Принимая во внимание высокую плотность населения Московского региона, наличие в Москве и Московской области крупных торговых центров, потребительских и розничных рынков особое значение приобретают мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности (далее – АТЗ)  объектов торговли, общественного питания и услуг[10].

Продолжающийся рост количества проектируемых и строящихся уникальных, в том числе особо опасных и технически сложных объектов, а также активное освоение подземного пространства также повышает риски террористических угроз как на отдельных объектах, так и на территориально-высотных комплексах.

Таким образом, обеспечение комплексной безопасности и антитеррористической защищенности столицы и Подмосковья является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности жителей Московского региона, эффективного функционирования систем управления, экономики, транспорта и связи, развития социальной инфраструктуры.

С учетом складывающейся обстановки антитеррористическими комиссиями (далее – АТК) г. Москвы и Московской области принимаются дополнительные меры по своевременному выявлению и устранению террористических угроз, повышению уровня АТЗ населения и региональных объектов.

На заседаниях АТК г. Москвы и Московской области рассматриваются проблемные вопросы АТЗ объектов различных категорий. Осуществляются плановые и внеплановые межведомственные комиссионные проверки выполнения требований к АТЗ. Заслушиваются должностные лица, ответственные за организацию работы по профилактике терроризма, и руководители хозяйствующих субъектов, что способствует повышению персональной ответственности уполномоченных лиц за проведение мероприятий по АТЗ.

Аппаратами АТК г. Москвы и Московской области сформирован единый актуализированный перечень потенциальных объектов террористических посягательств Московского региона. Разработка данного перечня и планов позволила выделить критические элементы и уязвимые места объектов, оценить их АТЗ с учетом выявленных и прогнозируемых террористических устремлений.

Максимальное количество объектов террористических посягательств представлено объектами сферы образования, спорта, здравоохранения, транспорта и энергетики. Все они находятся в поле зрения АТК и обеспечены системой правовых, организационных, режимных и иных антитеррористических мер.

В рамках Государственной программы г. Москвы «Безопасный город» на 2012-2018 годы (в ред. постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 № 137-ПП) реализуются мероприятия по предупреждению террористических акций, повышению антитеррористической защищенности населения, критически важных объектов г. Москвы[11].

В Государственной программе «Безопасность Подмосковья» на 2017-2021 годы
на повышение уровня АТЗ потенциальных объектов террористических посягательств заложен 1 млрд 532 млн рублей, из которых в 2017 году освоено 370 млн 628 тыс руб[12]. На эти деньги установлены стационарные металлодетекторы, шлагбаумы, средства принудительной остановки автотранспорта, системы охранной сигнализации и контроля доступа, оборудованы пропускные пункты. Приобретена спецтехника и спецсредства для правоохранительных органов. 

Важным элементом систем АТЗ населения выступает видеонаблюдение.

В Москве на базе государственной информационной системы «Единый центр хранения и обработки данных» создана и функционирует система городского видеонаблюдения. Продолжается активное развитие интеллектуальной транспортной системы.

С целью обеспечения АТЗ объектов в едином информационном пространстве в 2016 году в Московской области создана и используется региональная система видеонаблюдения «Безопасный регион».

За 2 года в муниципалитетах установлено более 17 тысяч камер высокого разрешения, в первую очередь, на социальных объектах, в общественных местах.

В 2018 году развитие системы продолжается. Планируется оборудование камерами особо опасных участков дорог, въездов в города, подъездов многоквартирных домов. К 2021 году предполагается установить наблюдение в половине многоквартирных домов Подмосковья, что позволяет выполнить необходимые требования по совершенствованию АТЗ населения.

Эффективным инструментом профилактики терроризма в среде мигрантов, средством контроля за т.н. «резиновыми» квартирами, механизмом обратной связи с гражданами становится интернет-портал Правительства Московской области «Добродел». С помощью этого сервиса от граждан поступает информация о возможных террористических угрозах и пособниках террористов.

Московская область является ведущим регионом России по внедрению системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Возможности этой системы позволяют принимать вызовы о происшествиях и угрозах с помощью СМС-сообщений, а также автоматически определять местоположение заявителей.

Повышению уровня АТЗ и усилению контроля за реализацией профильных постановлений Правительства Российской Федерации в сфере АТЗ различных категорий объектов способствовало принятие Закона Московской области
о введении административной ответственности за неисполнение решений АТК Московской области[13].

Как уже отмечалось, с учетом потенциальной направленности вектора террористических посягательств на транспортно-логистическую сеть Московского региона, важнейшее значение имеет обеспечение АТЗ объектов транспортной инфраструктуры. В настоящее время завершается паспортизация и проводится дооснащение объектов инженерно-техническими средствами безопасности, что позволит повысить уровень их АТЗ.

В 2017-2018 годах приоритетное внимание АТК г. Москвы и Московской области уделялось вопросам АТЗ потенциальных объектов террористических посягательств  при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу: были проведены межведомственные комиссионные проверки объектов инфраструктуры чемпионата с выработкой рекомендаций собственникам по повышению уровня АТЗ объектов. При координирующей роли АТК во взаимодействии с Региональным межведомственным оперативным штабом  осуществлялась реализация усиленных мер безопасности на территории региона[14].

Опыт организации антитеррористической деятельности и методика обеспечения АТЗ потенциальных объектов террористических посягательств на территории г. Москвы и Московской области могут использоваться и другими субъектами Российской Федерации. В Московском регионе есть практически все объекты инфраструктуры и технологические циклы производств, которые подлежат АТЗ. Характерные для столицы и Подмосковья проблемы и пути их решения в той или иной мере применимы в деятельности других государственных и негосударственных субъектов противодействия терроризму.

Как представляется, решение существующих проблемных вопросов АТЗ населения Московского региона требует комплексного подхода с учетом региональных особенностей организации антитеррористической деятельности.

В рамках реализации закрепленных в государственной программе г. Москвы «Безопасный город» на 2012-2018 годы и государственной программе «Безопасность Подмосковья» на 2017-2021 годы задач по снижению незаконной миграции  требуется дальнейшее усиление контроля миграционной среды: сокращение квот на иностранных работников с упором на расширение привлечения высококвалифицированных специалистов, формирование полной, достоверной оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан.

Важнейшим вопросом, требующим безотлагательного решения, является формирование толерантности, взаимного уважения и межнационального согласия,  создание эффективной системы мониторинга процессов, протекающих в среде мигрантов, что позволит выявлять признаки назревания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, устранять условия, способствующие совершению преступлений террористической направленности.

Необходимо стабильное финансирование мероприятий по оборудованию объектов инженерно-техническими средствами защиты и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Требуется форсированная реализация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, ввод в эксплуатацию систем мониторинга состояния инфраструктуры и транспортных коммуникаций.

Актуальным представляется внедрение профайлинга[15] на крупных транспортно-пересадочных узлах (в первую очередь, аэропорты, метрополитен, автомобильные и железнодорожные вокзалы) и в ходе проведения массовых мероприятий.

В целях дальнейшего повышения уровня АТЗ ядерно опасных и радиационно опасных объектов необходимо дальнейшее внедрение современных средств охранной и тревожной сигнализации, систем охранного телевидения, других инженерно-технических средств защиты данной категории объектов.

Востребован комплекс дополнительных организационных, технических и иных мер по обеспечению антитеррористической защищенности химически и биологически опасных объектов.

Принимая во внимание потенциал использования международными террористическими организациями и террористами-одиночками кибертеррористических атак в отношении объектов жизнеобеспечения населения, в качестве одного из приоритетных направлений повышения антитеррористической защищенности населения Московского региона видится дополнительная оценка уязвимости данной категории объектов, моделирование реальных угроз, внедрение систем информационной безопасности, систем программно-технического обеспечения АТЗ и защита сведений по АТЗ на таких объектах.

Технические средства и методы антитеррористической защиты объектов потенциальных террористических посягательств (в первую очередь, объектов образования и культуры, мест массового пребывания людей) должны сочетаться с их плотным оперативным прикрытием.

Несмотря на лидирующие позиции Московского региона и высокие объемы финансирования мероприятий по АТЗ населения работа должна проводиться по всем элементам системы АТЗ: контроль миграционной среды, укрепление потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей, оснащение антитеррористических подразделений правоохранительных органов и спецслужб, повышение качества организации антитеррористической деятельности, подготовки руководителей и персонала, программно-техническое обеспечение мероприятий АТЗ, разъяснительная работа с населением, повышение ответственности должностных лиц и субъектов всех форм собственности за проведение мероприятий по АТЗ.

 

[1] Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – декабрь 2017 года с распределением по странам и регионам / https:// мвд.рф/Dejatelnost/statistics/migracionnaja/item/12162171

[2] Запрещена на территории Российской Федерации.

[3] Запрещена на территории Российской Федерации.

[4] Запрещена на территории Российской Федерации.

[5] Запрещена на территории Российской Федерации.

[6] Запрещена на территории Российской Федерации.

[7] Запрещена на территории Российской Федерации.

[8] Постановление Правительства Москвы от 23.09.2011 № 443-ПП «Об утверждении Государственной программы г. Москвы «Безопасный город» на 2012-2018 годы.

[9] Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 № 794/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Безопасность Подмосковья» на 2017 – 2021 годы.

[10] До настоящего времени отсутствует важнейшее профильное постановление Правительства Российской Федерации, определяющее требования к АТЗ объектов общественного питания и услуг. С учетом специфики данных объектов распространение на них требований к АТЗ мест массового пребывания людей представляется некорректным.

[11] Подпрограмма 1 «Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений» Государственной программы г. Москвы «Безопасный город» на 2012-2018 годы.

[12] Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 № 794/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Безопасность Подмосковья» на 2017 – 2021 годы.

[13] Законом Московской области от 4 декабря 2017 года № 209/2017-ОЗ в Кодекс Московской области об административных правонарушениях введена статья 2.10 «Неисполнение решения антитеррористической комиссии Московской области».

[14] В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» в субъектах Российской Федерации, задействованных в мероприятиях чемпионата мира, по согласованию с созданными региональными межведомственными оперативными штабами по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу вводились усиленные меры безопасности (ограничения оборота оружия, временные ограничения движения транспортных средств, зоны ограничения полетов и др.).

[15] Профайлинг – технология наблюдения, опроса, оценки и прогнозирования поведения человека на основе вербального и невербального поведения с целью определения потенциально опасных лиц.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован