Дню российской науки посвящается.
День российской науки отмечается 8 февраля. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности.
История праздника начинается еще со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 8 февраля был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств. Она принципиально отличалась от зарубежных аналогов, объединяя гимназию и университет. Обучались там талантливые и жаждущие знаний люди независимо от финансового положения. Поэтому студентами могли стать даже простолюдины. За хорошую учебу они награждались царской милостью и получали жалование за свой труд.
На протяжении многих лет академия меняла свое название, однако цель оставалась неизменной. Во времена Советского Союза ее переименовали в Академию наук СССР, а после распада союза она стала Российской Академией наук, возродив звание высшего научного заведения.
К 275-летию со дня основания Академии было решено учредить праздник «День российской науки», учитывая роль выдающихся открытий и труд великих умов человечества для развития государства и общества в целом.
Наивные люди думают, что наука – это такая очень умная область, где трудятся исключительно выдающиеся умы, и их деятельность направлена исключительно на благо человечества, а результаты их деятельности – это несомненные истины, всю глубину которых неспособен понять обычный человек (собеседник), а потому он должен смиренно преклонить голову перед блестящими достижениями лучших представителей Homo Sapiens.
Прежде чем приступать к обсуждению той или иной фразы в научной среде принято определять обсуждаемые понятия. Начнем с заглавия, а именно с основополагающего понятия.
(О принципах формирования русских слов смотри в моей лучшей публикации « От игры букв к игре слов…»).
Ученый – Умный Человек, если нужен иным, т.е. другим. Хотя в древности это могло быть и просто умеющий читать. В русском языке подчеркивается практическая ценность ученого – польза для окружающих. Просто умный человек – это еще не ученый.
Ум – управляющий мозгом.
Мозг – мыслящий орган защита от гибели, т.е. главная функция мозга – это способность избегать опасных ситуаций.
Человек (man (анг.), hommе (фр), Homo Sapiens, антропос (греч) и тд., т.е. список можно продолжить. Итак, что означает русское слово
Человек (рус) – Часть Единая Людей Особо Ведающая Ести Как, т.е. человек – это общественное существо знающее, как выжить при любых жизненных обстоятельствах. Это в буквальном смысле этого слова.
Правильно говорят, как корабль назовешь, так он и будет плавать. Для русского человека основной смысл жизни во все времена – это выживание.
Антропос (греч) – потомок древних (античных) людей.
Для французов важно построить жилище (home). Это осталось от римлян, ибо Homo Sapiens – это существо, у которого хватает ума, чтобы построить себе жилище. Правда существует другая версия этого понятия, а именно - единственно разумный.
Для англичан это понятие ассоциируется с деньгами (money), т.е. существо, придумавшее средства обмена или обМАНа других людей. А поэтому МАНипуляция – это способ добывания денег с использованием процесса общения между людьми.
Главное приложение сил ученых - это развитие науки.
Наука – Научить Как что-то сделать, т.е. область человеческих знаний для практической полезной реализации. Это в буквальном смысле этого слова. И русский ученый должен знать и развивать практические навыки для человеков, в борьбе с природными трудностями для их выживания.
Глупость – глубокая пропасть, или вторая версия - Говорит ЛУчше После того, как что-то сделал не так. В смысле задним умом крепок. В русском языке в буквальном смысле это слово не такое уж и страшное.
Ученым мужам, как и прочим, свойственно ошибаться, т.е. совершать действия, которые можно исправить только задним умом.
Наука как одна из форм проявления человеческой глупости бесконечна в своем развитии.
Человечество погубит не искусственный интеллект, а проявление обычной человеческой глупости.
Устойчивое развитие науки и цивилизации обеспечивается тем, что большую часть жизни умная часть человечества тратит на исправление глупостей не умной части человеческих индивидуумов. ( 6 закон человеческой глупости).
(см. мою публикацию « Об особенностях и законах человеческой глупости»).
Человеческая глупость – это природное явление, обеспечивающее закон повышения энтропии или беспорядка в природе и в процессе познания. ( 7 закон человеческой глупости)
Особенностью философии и науки является злоупотребление специальными придуманными терминами. Поэтому сталкиваясь с теоретическими измышлениями ученых -философов приходится терпеливо это принимать.
Среди влиятельных учёных был проведён опрос с целью выяснения, какие научные концепции они считают наиболее важными для современной эпохи. Предлагаем вам ознакомиться с этим списком.
1. Когнитивное смирение
Когнитивный - Относящийся тем или иным образом к познанию, мышлению, сознанию и функциям мозга, обеспечивающих получение вводных знаний и информации, формирование понятий и оперирование ими.
Происходит от существительного когниция и далее от латинского cognitio «узнаю».
Исследования в области когнитивной психологии обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. (Т. В. Анисимова)
Специалист изучающий когницию — процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием.
Когнитивное смирение – это понимание ограниченности наших знаний и возможностей понимания.
Десятилетия безрезультатных когнитивных исследований показали, что наши разумы имеют предел и далеки от совершенства, но, зная этот предел, мы может научиться рассуждать эффективнее. Самым тяжёлым следствием такого явления можно счесть то, что люди склонны запоминать те вещи, которые согласуются с их убеждениями независимо от доказательств.
Предела глупости нет, поэтому нам не дано его оценить. Каждый способен создавать собственные глупые умозаключения без всяких доказательств. И оперировать ими, не имея ни малейшего представления о том, как когнитивно работает мозг.
2. Когнитивная загрузка.
Наш мозг может удерживать ограниченное количество информации единовременно: когда информации слишком много, наступает «информационная перегрузка», и тогда мы легко отвлекаемся и не запоминаем, что изучали, т.е. начинаем бессмысленную обработку информации. Рабочая память — это то, что учёные называют кратковременной памятью, именно в ней хранится содержание нашего сознания в каждый конкретный момент и именно эта область обрабатывает все впечатления и мысли, получаемые нами в течение дня. В случае перегрузки мы просто тупо и бессмысленно офигеваем и начинаем рассуждать об общих бесполезных научных когнитивных принципах.
3. Ограничение удовлетворения.
Когда мы имеем слишком много вариантов для выбора, то, какими бы привлекательными и полезными они не были, это может действовать на нас подавляюще: мы не можем найти наилучшее решение и выбрать что-то одно. Поэтому ограничения выгодны — при конечном числе вариантов мы выбираем из предложенного гораздо быстрее. Фактически, многие креативные решения происходят из ограничения удовлетворения: например, Эйнштейну удалось совершить прорыв в физике, когда он понял, что время не обязательно должно течь с постоянной скоростью.
Это не значит, что он приблизился к истине. Просто навешал лапши на уши ученым и неученым мужам с целью повышения своего научного статуса. Многие лженаучные исследования ныне имеют вполне конкретное материальное воплощение.
4. Сопряжённые суперорганизмы.
Совместные усилия биологов и социологов привели к формированию «общества разоблачённого альтруизма», иными словами, любой альтруистический поступок делается в собственных интересах. Однако новая концепция — «сопряжённые суперорганизмы» — говорит о том, что мы проживаем жизнь в нескольких различных иерархиях: когда вы достигаете более высокого уровня развития, вы способны поставить успех группы выше собственной личной цели — этим принципом руководствуются, например, военные и пожарные. Но не ученые. Научная кооперация и конкуренция в лженаучных исследованиях в целях совместного материального процветания – один из основных принципов современной науки.
5. Принцип Коперника.
В основе «принципа Коперника» лежит идея нашей неуникальности: Вселенная намного больше, чем мы можем осознать, и нам отведена в ней довольно незначительная роль. Парадокс принципа Коперника состоит в том, что, только правильно оценив наше в ней место, даже если оно незначительно, мы можем понять истинные мотивы конкретных обстоятельств, и когда мы будем совершать какие-то поступки, они окажутся вовсе не такими уж незначительными. Нам не дано предугадать истинные мотивы научной деятельности, а также их природные и исторические последствия.
6. Культурный аттрактор.
Нас привлекают те идеи или концепции, которые мы можем легко понять и усвоить: к примеру, культурным аттрактором являются круглые числа, поскольку их легко запомнить и применить в качестве символов для обозначения величин. Однако если нас притягивает та или иная концепция, это вовсе не означает, что она является лучшей для любой ситуации. Каждый способен оперировать лишь в рамках своих умственных и культурных ограничений. Техника в руках дикаря – кусок железа. Итогом деятельности умственно ограниченного ученого будет заведомая глупость.
7. Кумулятивная погрешность .
Когда информация передается по нескольким каналам, некоторые её элементы могут быть искажены в результате предубеждений или простых человеческих ошибок — эффект распространения дезинформации называется кумулятивной погрешностью. Учитывая, что мы живём в эпоху, когда информация может облететь весь мир за секунду, этот принцип стал для нас важным и даже в какой-то мере опасным. В процессе передачи информации научная глупость сильно трансформируется и приумножается.
8. Циклы.
Циклы объясняют всё, особенно на базовом уровне эволюции и биологии, но стоит обращать внимание, какие циклы действуют в данный момент. Вся «магия» когнитивного восприятия зависит, как и сама жизнь, от циклов внутри циклов рекуррентных рефлексивных информационно-трансформационных процессов — от биохимических процессов внутри нейрона до циркадного цикла сна-бодрствования, волн мозговой активности и замирания, которые мы можем наблюдать с помощью электроэнцефалографов.
9. Глубокое время.
Существует убеждение, что впереди у нас остаётся больше времени, чем мы уже успели потратить — это формирует более экспансивный взгляд на мир и потенциал Вселенной. Например, наше Солнце не просуществовало и половины того времени, что ему отпущено: оно сформировалось 4,5 млрд лет назад, но будет светить ещё 6 млрд лет, прежде чем у него закончится топливо. И тем не менее существует опасение о грядущей ближайшей катастрофе. И как следствие рассуждения о возможностях ее предотвращения.
10. Двойной слепой метод .
Эту концепция, заключающаяся в том, что испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования. Исследователи используют ее в качестве инструмента для предотвращения влияния подсознания на результат эксперимента. Понимание причин необходимости двойных слепых экспериментов может помочь людям осознать присущие им субъективные повседневные предубеждения, защититься от привычки к обобщению и понять необходимость критического мышления.
11. Теория эффективности.
Теория эффективности — одно из самых важных понятий в науке, её идея заключается в том, что вы действительно можете измерить что-то и решить с учётом точности имеющихся в вашем распоряжении измерительных инструментов, насколько ваша теория соответствует полученным результатам. Это если вы уверены, что ваша теория не очередная научная глупость.
12. Групповое расширение.
Чем больше развиваются технологии, тем более связанными друг с другом мы становимся, и возникают всё более тесные пересечения между различными группами и слоями населения — например, заключается больше браков. Такие эффекты являются потенциально полезными для улучшения когнитивных навыков с двух различных точек зрения: учёные называют их «расширением групп с общими интересами» и «эффектом гибридной энергии». Любая научная глупость имеет своих сторонников и последователей.
13. Внешние эффекты.
Все мы, так или иначе, влияем друг на друга, особенно в мире взаимосвязей. Внешние эффекты — это непреднамеренные положительные и отрицательные побочные эффекты этих взаимодействий. В современном мире внешние эффекты приобретают всё большее значение, поскольку действие, произошедшее в каком-либо месте, потенциально может повлиять на другие действия на противоположном конце света. Научные и технические решения в одной из стран являются поводом для инициирования таких исследований в других странах. Даже если это заведомая дурь.
14. Поражения способствуют успеху .
Неудачи — это не то, чего необходимо избегать, но скорее то, что необходимо культивировать. Мы привыкли воспринимать неудачи как признак слабости и невозможность попробовать снова, и, тем не менее, расцвет Запада связан с терпимостью к неудачам: многие иммигранты, воспитанные в традициях культуры, где ошибок не терпят, достигают успеха, попадая в среду, где поражения приемлемы, следовательно, поражения способствуют успеху. Условие достижения финансовых успехов в науке – это постоянство не достижения цели.
15. Страх перед неизвестностью.
Наша привязанность к друзьям и знакомым часто мешает нам идти на риск и делать шаги, ведущие к настоящему прорыву: часто мы не в состоянии оценить реальное соотношение риска и пользы, и наши иррациональные страхи мешают прогрессу. Если же общество научится понимать, как оценивать риски, связанные с технологиями, и принимать краткосрочные риски ради большей выгоды в долгосрочной перспективе, то можно ожидать прогресса во всех областях науки — особенно биомедицинских технологиях. Синица в руках лучше, чем журавль в небе.
16. Паттерны фиксированных действий.
Своё поведение мы часто склонны объяснять инстинктами, но то, что мы принимаем за инстинкт, может быть поведением, усвоенным с течением времени — паттерном фиксированных действий. Этот эффект имеет множество применений, в том числе нашу способность как разумных существ изменения того поведения, которое мы считаем инстинктивным: осознав наши собственные паттерны фиксированных действий и паттерны тех людей, с которыми мы взаимодействуем, мы, будучи людьми со способностями к когнитивным процессам, можем переосмыслить наши модели поведения. Или поменять одну научную глупость на другую, когда по одной прекращается финансирование или ее объявили заведомой дурью.
17. Концентрация на иллюзии.
Мы часто думаем, что определённые стечения обстоятельств могли бы кардинально изменить нашу жизнь, но на самом деле такие факторы, как уровень дохода и здоровья, не свидетельствуют об общем счастье индивидуума. Подобное несоответствие в распределении внимания между вымышленными жизненными обстоятельствами и реальной жизнью является причиной концентрации на иллюзии. Это одна из основных причин проявления глупостей в науке.
18. Скрытые слои.
Скрытые слои — это слои понимания, существующие между внешней реальностью и нашим собственным восприятием мира. Системы слоёв становятся более взаимосвязанными по мере развития наших привычек: например, трудно научиться ездить на велосипеде, но с практикой такое умение становится нашей неотъемлемой частью. Общая концепция скрытых слоёв охватывает глубокие аспекты того, как работает сознание — у человека ли, животного или инопланетного организма, в прошлом, настоящем или будущем. В научном сообществе скрытые слои ученых находятся на переднем крае науки, и как правило, отлучены от процесса принятия решений. А верхние слои без контакта с природными явлениями не способны адекватно воспринимать научные проблемы.
19. Холизм .
В разговорной речи понятие холизм означает, что целое больше отдельных его частей. Самым впечатляющим примером является то, как углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор, железо и некоторые другие элементы, смешанные в нужных пропорциях, образуют жизнь. Существует своего рода удивительное взаимодействие между частей: достаточно взглянуть на ДНК и другие сложные системы вроде городов, функционирующие только тогда, когда каждый отдельный элемент выполняет свою работу. Дефекты ДНК в клетке как управляющей системы способны уничтожить весь организм.
20. Вывод лучшего объяснения.
Если происходит какое-то событие, то существует много вещей, которые могли послужить его причиной, но истиной часто является самое рациональное объяснение произошедшего. Многие из наших наиболее ожесточённых научных дискуссий — например, о теории струн и основах квантовой механики — заключаются в том, какие конкурирующие критерии должны преобладать. Глупостей можно придумать много, а истина одна.
21. Машина калейдоскопических открытий.
Самые значительные прозрения или изобретения являются, как правило, результатом работы нескольких человек. Чаще всего никто ничего не делает в одиночку: каждый опирается на чьи-то плечи. Оглядываясь назад, мы часто обнаруживаем, что, если один учёный не сделал конкретного открытия, хотя и работал над ним, то другой индивид совершил это открытие в течение следующих нескольких месяцев или лет. Есть основания считать, что великие открытия являются частью калейдоскопа открытий и делаются многими людьми сразу. Открытия делаются одним человеком, а вот присвоение этого открытия многими соавторами – это процесс уже практически закономерный. И до сих пор неизвестно кто изобрел радио. Попов, Маркони или Тесла. Просто жили в одно время и занимались одним и тем же.
22. Игра имён.
Мы даём имена всему, что нас окружает, чтобы лучше понимать мир, но при этом мы иногда искажаем или упрощаем истинную природу организма или процесса: данное имя удерживает нас от дальнейших, более глубоких вопросов о природе чего-либо. Также важно не придумывать слишком много слов, ассоциируемых с разными понятиями, поскольку это может привести к недоразумениям: к примеру, слово «теория» в науке означает сильную жизнеспособную идею, а в разговорной речи — общее предположение. А на самом деле слово теория – это божественное(теос) размышление. Это что касается материализма в науке.
23. Метаиндукция пессимизма.
Множество научных теорий прошлых эпох оказались ошибочными, поэтому мы обязаны предположить, что большинство современных теорий тоже в конечном итоге окажутся неверными. Принимая допущение, что многие из наших теорий «фактически временные и вероятно ошибочные», мы можем услышать и принять чужие идеи. В том числе и очередные глупости.
24. Игры с положительной суммой.
В играх с нулевой суммой есть явные победитель и проигравший, а в играх с положительной суммой выигрывают все. Рациональный, действующий в собственных интересах игрок в таких играх может принести пользу другому игроку, принимая те же решения, что приносят пользу ему самому. Это и есть основной механизм распространения ошибошных теорий и формирования лженаук. Игра с положительной материальной суммой доходов.
25. Сила десяти.
Большая часть мира оперирует силой десяти — понимание принципов ранжирования, например, в случае со шкалой Рихтера для измерения землетрясений, позволяет нам более полно осознать масштаб события. Наша пространственно-временная траектория — крошечная часть Вселенной, но мы по крайней мере можем применить к ней силу десяти и оценить перспективу.
26. Прогнозирующее кодирование
Наши ожидания и то, оправдались они или нет, сильно влияют на наше восприятие мира и, в конечном счёте, качества нашей жизни. Прогнозирующее кодирование учитывает, как мозг использует механизмы прогнозирования и ожидания для осмысления поступающих сигналов и применения их для восприятия, мыслей и действия.
27. Хаотичность
Хаотичность — фундаментальный предел нашей интуиции, говорящий, что существуют процессы, которые мы не в состоянии полностью предсказать. Эту концепцию нам воспринять тяжело, несмотря на то, что она является неотъемлемой частью нашего мира. Однако некоторые случайные события, вроде хаотического скопления атомов, настолько абсолютны, что мы можем предсказать итог такой «случайности» с полной определённостью.
28. Рациональное бессознательное
Фрейд создал идею иррационального подсознания, но многие современные ученые оспаривают эту концепцию: вместо этого они утверждают, что сознательное и бессознательное тесно связаны, и настаивают, что наш мозг работает на обоих уровнях. Наше сознательное понимание вероятности, например, далеко от совершенства, однако наше бессознательное постоянно совершает тонкие оценки различных вероятностей.
29. Корыстный уклон
Идея в том, что мы воспринимаем себя лучше, чем мы есть на самом деле. Мы склонны приписывать заслуги себе, а в неудачах обвинять других: например, девять из десяти водителей считают, что их уровень вождения выше среднего, а в опросах студентов более 90% респондентов оценивают себя выше собственных коллег.
30. Синдром смещающегося основания.
Этот синдром заключается в убеждении, что всё нами воспринимаемое является нормой, при этом мы не принимаем во внимание прошлое или потенциал будущих событий. Синдром назван в честь учёного Дэниела Паули (Daniel Pauly), высказавшего мнение, что «каждое поколение принимает за основы размеры запасов и состав общества, имевшие место в начале их жизненного пути, и использует их для оценки изменений на протяжении всей жизни». Когда следующее поколение начинает свой путь, запасы уже сократились, но это новое состояние становится их новым основанием.
31. Скептический эмпиризм.
Лучшим примером для скептического эмпиризма является тщательно продуманные и проверенные научные исследования, по результативности выгодно отличающиеся от обычного эмпиризма, который является результатом простого наблюдения за миром вокруг нас. Проще говоря, важно для нас скептически относиться к окружающему миру, а не просто принять то, что мы считаем «истиной».
32. Структурированная прозорливость
Мы слишком переоцениваем значение удачи для совершения прорывов, но успешные люди регулярно ставят себя в те позиции — постоянное обучение, неустанная работа, поиск истины — где удача находит их сама. Каждому из нас следует тратить несколько часов в неделю на поиск и изучение материалов, не имеющих ничего общего с нашей повседневной работой, в области, также не имеющей с нашей работой ничего общего.
33. Под-Я и модульный разум
Вера в то, что у нас есть только одно «я», ложна: на самом деле в нас есть по несколько личностей, или «под-я». Каждый из нас имеет набор функциональных «под-я» — одно используется при общении с друзьями, другое предназначено для самозащиты, третье завоёвывает статус, четвёртое нужно для поиска партнёра, и так далее. Конфликт возникающий между ними иногда определяется как признак шизофрении.
34. Умвельт
Умвельт — это идея о том, что мы слепо принимаем реальность вокруг нас. Было бы полезно включить концепцию «умвельт» в общественный лексикон — она хорошо описывает идею об ограниченности знания, недоступности информации и непредвиденных обстоятельствах.
35. Невычисляемый риск.
Мы, люди, оцениваем вероятности плохо: наши иррациональные страхи и склонности всегда негативно влияют на наши оценки. Мы придаём слишком большое значение возможности редких крупных событий, иногда происходящих с нами (например, выигрышу в лотерею или авиакатастрофам), но не уделяем большого внимания малым событиям. Принятия правильных решений требует умственного напряжения, но если мы переусердствуем, мы рискуем пойти по контрпродуктивному пути: увеличить стресс и потерять время. Так что лучше поддерживать баланс и играть, принимая здоровый риск.
Желающие могут продолжить предлагаемый перечень, а я в заключение хочу поздравить всех ученых и причастных к ним с праздником Российской науки и пожелать им дальнейших успехов.