На прошлой неделе Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о трёхлетнем бюджете. Говорят, что даже глава Минфина Алексей Кудрин при рассмотрении бюджета был настолько оптимистичен, что временами не был похож сам на себя. Не знаю, ибо этого сам не видел. А вот гость в студии, доктор экономических наук, член Комитета по бюджетной политике и налогам Оксана Генриховна Дмитриева не только всё видела сама, но и имеет особое мнение на сей счёт.
Если проанализировать такие основные цифры проекта бюджета, как профицит, доходы, расходы, складывается ощущение, что в ближайшие три года случится то, ради чего вся страна жила и работала последние лет 20. То есть, инфляция и бедность сократятся, доходы вырастут, причем не только у государства, но и у простых смертных. Неужели российское общество находится на пороге некоего экономического чуда?
По словам О. Дмитриевой, что касается бедности, то в бюджете об этом вообще ничего не говорится. Там содержится лишь прогноз, никак не связанный с бюджетом. Каковы преимущества принятого бюджета? Прежде всего, они заключаются в том, что это бюджет, рассчитанный на три года. И хотя он сосчитан с довольно большими допусками, но то, что он рассчитан на три года, уже огромный плюс.
Ведущий Игорь Гмыза и зам. председателя Комитета Госдумы по бюджету Оксана Дмитриева в студии ""Радио России""
Основываясь на данном бюджете, можно давать чёткие ответы на многие возникающие вопросы. Победим ли мы бедность не лозунгами, а тем, что в бюджете записано? Известно, что бюджет напрямую влияет на материальное состояние следующих категорий людей: на тех, кто живёт на пенсии и пособия, а также на федеральных бюджетников.
Что можно сказать о федеральных бюджетниках? В то время, как средняя заработная плата в стране должна повыситься на 60 процентов, зарплата федеральных бюджетников повысится лишь на 20 процентов. Это означает, что она в ближайшие три года отстанет ещё больше от средней заработной платы по стране. Поэтому видно, что положение такой категории, как "новые бедные", которые очень часто представлены бюджетниками (причем во многим регионах, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге и других, зарплаты федеральных бюджетников существенно ниже, чем зарплаты работников бюджетной сферы, которые работают в тех учреждениях, что финансируются за счёт регионов) будет продолжать оставаться не очень хорошим. С ликвидацией бедности бюджетников, а это квалифицированные работники высшей школы, федеральных медицинских учреждений, работники культуры и федеральных библиотек, страна не справляется. Ситуация лишь усугубляется, поскольку увеличивается отставание их зарплат от средней заработной платы по стране.
Зам. председателя Комитета Госдумы по бюджету Оксана Дмитриева отвечает на вопросы радиослушателей
Огромная категория - это пенсионеры, которые составляют почти треть населения России. Все они практически полностью зависят от выплат из Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета, поскольку трансферты из федерального бюджета в Пенсионный фонд составляют сейчас примерно половину доходов Пенсионного фонда.
Известно, что президент поставил задачу повышения пенсий на 65 процентов. Что в бюджете? На 65 процентов повышается лишь базовая часть пенсии. А страховая часть пенсии повышается всего на 48-49 процентов. Это ли имел в виду президент? Думается, что нет, в виду имелись пенсии в целом, а не то, когда повышается на 65 процентов лишь одна третья часть пенсии, а две трети повышаются на меньшую величину. Подобную ситуацию гостья назвала иезуитством.
В целом пенсии в настоящее время по отношению к средней заработной плате достигли своего исторического минимума, составляя всего лишь 24-25 процентов от средней заработной платы. Подобного не было никогда, даже в самые трудные годы - в 1992-1994 годы и после дефолта. Даже тогда пенсии по отношению к средней заработной плате были больше. Однако в бюджете на три года тенденция к снижению сохраняется, потому что заложенная в нём индексация пенсий отстаёт от роста средней заработной платы.
Что можно считать нарушением пенсионных прав граждан? По словам О. Дмитриевой, в соответствии с положениями конвенции Международной организации труда нарушением пенсионных прав граждан считается соотношение, когда пенсии становятся ниже 40 процентов от средней заработной платы по стране. То есть, пенсия просто не может быть ниже 40 процентов от средней заработной платы. Однако при этом у российских чиновников пенсия исчисляется из расчёта 70-75 процентов (в зависимости от выслуги) от прошлого их заработка. Называется это коэффициентом замещения. А всему остальному народу они дают фактически всего 25 процентов. При этом сколько бы обычный человек ни работал, как бы много ни платил в Пенсионный фонд, происходит фактически обнуление его пенсии в результате действия нынешних механизмов индексации, недоучёта заработка прошлых лет и прочего.
Поэтому, если говорить о категориях людей, которых можно отнести к бедным, за исключением, быть может, программы по семьям с детьми, то ими останутся бюджетники и пенсионеры. В их положении принципиальных изменений не будет.
По словам О. Дмитриевой, можно при оценке прожиточного минимума его занизить, а потом низкий размер пенсии соотнести с искусственно заниженным прожиточным минимуму и потом заявить, что в данной области в стране наблюдается большой прогресс. Однако во всём мире пенсии сравнивают не с неким мифическим прожиточным минимумом, а со средней заработной платой, а также то, на сколько пенсии замещают прошлый заработок. И уже исходя из этого делаются выводы о бедности или небедности пенсионеров.
Что касается российских бюджетников, то сложно найти в мире страну, практически невозможно, особенно из тех стран, на которые все мы привыкли ссылаться, где бы университетский профессор получал заработную плату ниже средней по стране. Университетский профессор везде получает примерно на уровне депутата парламента. А поскольку Оксана Дмитриева является одновременно и профессором, и депутатом Госдумы, ей есть с чем сравнивать. Зарплата депутата Госдумы в 10 раз больше, чем зарплата профессора.
И в этом заключается, по мнению гостьи, основной недостаток трёхгодичного бюджета, который принят Госдумой в первом чтении.
Окончание беседы слушайте в записи.
29.05.2007