Собирается двигаться депутат Госдумы Михаил Бабич, надеясь не на областных чиновников и сенаторов, а на партию власти.
Несмотря на то, что первое чтение федерального бюджета на 2005 год состоится только 29 сентября, он уже давно широко обсуждается в узких кругах: формирование главного финансового документа страны - самая горячая пора с точки зрения защиты интересов регионов. И, по идее, защищать эти интересы надо сообща. Применительно к Ивановской области - силами чиновников областной администрации, депутатов Госдумы, избранных жителями региона, и сенаторов, назначенных законодателями для лоббирования наших бюджетных интересов в Совете Федерации. На деле согласованности в их действиях нет. Так во всяком случае считает депутат Государственной Думы Михаил Бабич, с которым мы беседовали на актуальные бюджетные темы.
Если описывать ситуацию в общем и целом, то Ивановская область претендует на федеральные денежные средства в тех же объемах, что и в прошлые годы: регион подал около 80 заявок на сумму 1-1,2 млрд. рублей. Но в 2005 году наша область, похоже, получит денег не в пример больше обычного.
- Я не хотел бы опережать события, но уже сегодня могу сказать, что объем финансирования федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) будет в разы больше прошлогоднего, - заявил Михаил Бабич. - В прошлом году Ивановской области было выделено 62 млн рублей. Общий объем инвестиционных средств, который нам удалось согласовать с Минфином и Минэкономразвития на 2005 год, превышает 300 миллионов.
На эти деньги мы рассчитываем решить проблему такого долгостроя, как юрьевецкая дамба. На нее ежегодно выделялось по 3-5 млн рублей, на следующий же год заложено 100 миллионов. 48 млн должно пойти на строительство артезианской шлюзовой системы, 54 млн - на очистные в Кинешме.
Очень важным считаю то, что удалось решить проблемы, которые раньше решить не удавалось, а именно: добиться выделения средств на муниципальную инфраструктуру. Таких объектов в 2005 году будет как минимум два: котельная No 8 в Кинешме (8 млн рублей на реконструкцию) и канализационные очистные сооружения в Фурманове (3,5 млн). Предполагается, что художественному училищу в Холуе будет выделено 5 млн рублей.
- Не получится ли так, что при прохождении через Госдуму "муниципальные" деньги окажутся нецелевыми и исключенными из списка полагающихся нам средств?
- Повторю: сейчас мы говорим о том, на что регион может рассчитывать. Нельзя исключать возможность секвестирования - увеличиваются расходы государства на оборону и госбезопасность, предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Но опыт выделения федеральных средств муниципалитетам уже имеется. В частности, в следующем году продолжится строительство стадиона и 44-й школы в Кинешме, реконструкция ивановского стадиона "Текстильщик".
- Случайно или нет среди объектов, которые могут получить федеральное финансирование, преобладают расположенные в Кинешме?
- Я бы не сказал, что Кинешма преобладает, но могу объяснить, почему столько кинешемских объектов. И дело, конечно, не в том, что этот город - "столица" моего избирательного округа. Дело в качестве документации, которая была представлена этим муниципальным образованием, и значимость объектов, которые были заявлены на софинансирование. Работая еще вице-губернатором, я приучал Кинешму работать на перспективу, разрабатывать проектно-сметную документацию. Сейчас это дает свои плоды.
- Вы работали в этом плане только с Кинешмой?
- Конечно, нет. Просто мэр этого города подошел к проблеме наиболее масштабно и системно. Возьмем Лежневский район. Он подал всего одну бюджетную заявку - на школу в Чернцах. Подал - получил деньги. Вроде бы стопроцентный результат, но можно было бы составить целый список объектов и получить больше денег. Надо работать, искать, предлагать. А уже задача депутатов - защитить заявку.
Я только что вернулся с важного совещания в Минэкономразвития, где обсуждалась программа сокращения различий социально-экономического развития регионов. К сожалению, я не могу пока набрать заявок на минимально полагающиеся нам 70 млн. А ведь эту сумму можно еще и увеличить. Это - проблема взаимодействия исполнительной власти региона и депутатского корпуса.
- То есть регион недостаточно активен при отстаивании федерального финансирования?
- У меня такое впечатление, что администрация области не использует уникальную возможность, чтобы получить деньги на решение социально-экономических проблем региона.
Любое выделение средств из госбюджета предполагает софинансирование. И областные власти думают: меньше подадим заявок - меньше денег придется выделять из своего кармана. Путь в никуда - это совершенно очевидно. На мой взгляд, нужно пользоваться федеральными деньгами и равняться на те регионы, которые получают не 40 млн дотаций, а по 800 млн - только на газификацию. А может ли быть что-то важнее газификации в Ивановской области?
- Кстати, о газификации. Сенатор Смирнов активно занимается ей - во всяком случае говорит об этом. Вы как-то координируете свои действия в этом плане?
- Несколько раз слышал, о чем говорит Смирнов. Такое впечатление, что он только начал вникать в то, с чем работает (например, он уверен, что раз регион подал заявок на миллиард рублей, значит, он эти деньги непременно получит). Взаимодействия с сенаторами нет по той простой причине, что есть технология, которую нужно соблюдать. Регион должен разработать программу, муниципалитет - подготовить проектно-сметную документацию, мы - защитить, получить лимиты (а лимиты распределяются в том числе и по партийному принципу). Сенаторов в этой цепочке просто нет. Зато есть рапорты о "победах", которые, как я вижу, набирают обороты.
- Собираетесь ли вы работать не только с исполнительной, но и с законодательной властью?
- Хотелось бы, чтобы бюджет следующего года был бюджетом развития. Я всегда исповедовал этот принцип, однако ивановский бюджет всегда был бюджетом социальных расходов. Что имеется в виду? Для меня главное - инфраструктура: дороги, газ, объекты коммунального хозяйства. То есть все, что снижает себестоимость услуг и определяет инвестиционную привлекательность региона.
- Как же сделать бюджет развития, если начфин Грузнов уже сверстал его и приоритетом сделал выполнение социальных обязательств и выплату зарплат бюджетникам?
- Здесь я наблюдаю спекуляцию общепринятыми ценностями. Я не говорю: давайте не платить зарплаты, но строить дороги и проводить газ. Но если Федерация хочет выделить нам 300 млн рублей, нужно сделать все, чтобы получить эти деньги, а именно - изыскать 100 млн областных средств. Мы добились в Минэкономразвития, что наш регион будет включен в категорию с софинансированием "70 на 30": 70% - федеральные средства, и только 30% - средства облбюджета (в то время как большинство регионов финансируются по схеме "50 на 50").
Многие говорят: мол, вы льете воду на мельницу губернатора, который в конце года будет отчитываться, сколько хорошего сделал. Но мы с другим ивановским депутатом Госдумы Татьяной Яковлевой постарались дистанцироваться от политических выступлений и сосредоточиться на рабочих моментах: чем больше "натащим" на 2005 год, тем лучше.
- На вашу бывшую должность вице-губернатора пришел Юрий Токаев: тоже человек "из бизнеса", исповедующий похожие принципы. Может, это поможет наладить взаимопонимание?
- Одного опыта работы в бизнесе маловато, чтобы занимать подобные должности. Нужен опыт государственного управления. Сейчас идет согласование основных параметров федерального бюджета. Где чиновники областной администрации, которые должны в Москве дневать и ночевать, отстаивая интересы области? Покажите хоть одного - я никого не видел. Две недели назад был решен принципиальный вопрос: мы добились выделения 5 млн рублей по программе "Ветхое жилье" на строительство жилого дома в Приволжске в рамках текущего финансового года. Не могу пересказать, сколько сил и времени было затрачено на общение с областными чиновниками: на уровне Госстроя решить все вопросы было легче, чем заставить их подготовить элементарный пакет документов.
Да, правильные слова звучат, дела - не двигаются. Это не упрек Токаеву: мне слишком хорошо известно, как ему сложно сегодня в единственном числе противостоять бюрократической машине и отношению губернатора к решению реальных проблем области. Тут хоть десять токаевых посади...
- На кого тогда вы будете опираться, отстаивая софинансирование объектов, на которые готова потратиться Федерация? На фракцию единороссов в Законодательном собрании?
- Надо понимать, что фракция не представляет собой численное большинство депутатов. Поэтому нельзя надеяться, что она сможет протащить какие-то кардинальные решения, тем более в предвыборный год. Такой задачи и нет. Не гнались мы и за количеством: на мой взгляд, во фракцию объединились единомышленники, которые, видимо, единой командой пойдут на следующие выборы. Во власть должны прийти практичные, реальные люди, которые хотят и могут работать и готовы нести за это ответственность. От людей, которые не соответствуют этим принципам, и генеральный, и региональный политсовет "Единой России", и фракция будут избавляться. Это нормальный процесс, общая тенденция.
- Это вписывается в схему партийного взаимодействия: решения принимаются на уровне генерального политсовета, спускаются на региональный уровень, а фракция их исполняет?
- На самом деле схема не такая. Любая дискуссия возможна, но только до принятия решений. Решения принимаются демократическим способом, большинством голосов. Члены фракции входят в органы управления (региональный политический совет, президиум политсовета) и имеют возможность отстаивать свою точку зрения. Но как только большинство проголосовало - будьте добры безукоризненно исполнить его решение. Демократия - это не когда всем все дозволено, но никто ни за что не отвечает.
- ...и выступает с критикой в прессе...
- Такая критика - вообще нонсенс. Люди, критикующие партию в прессе, не могут обосновать свою позицию на заседании коллегиальных партийных органов. Нам приходится выслушивать какой-то детский лепет и покаяния. Так что не воспринимайте серьезно эти высказывания - они рассчитаны на публику, на то, что у нас любят обиженных.
- Я так понимаю, на региональном уровне ваша партийная принадлежность мешает конструктивно общаться с властью. На уровне Федерации помогает?
- Партийная принадлежность не мешает мне разговаривать в области ни с кем. Понятно, что в ленинскую коммунистическую партию мы вступать не будем. Но Тихонов упражняется, и мы с пониманием относимся к этому: должен же человек хоть чем-то заниматься.
Что касается федерального уровня, то члены "Единой России" имеют сегодня определенные преимущества, в том числе в решении социально-экономических проблем своих регионов. Если ты работаешь, отвечаешь за свои действия, то партия, которая сейчас реально находится у власти и имеет доступ к распределению материальных ресурсов (весьма скудных), естественно, помогает. Что я имею в виду, когда говорю об ответственности? Законом о монетизации льгот оказались дискредитированы все единороссы - дистанцироваться никому не удастся. Но мы осознанно пошли на это и стараемся объяснить людям, зачем. То есть несем политическую ответственность.
- Насколько оправданно тогда участие администрации президента в выстраивании партийной вертикали - через своих полномочных представителей по федеральным округам?
- Администрация президента - орган, который должен проводить политику президента и контролировать ее исполнение. И если в России появляется системообразующая партия, которая претендует на то, чтобы стать партией власти, то президентская структура не может остаться в стороне. Например, задача на ближайшее будущее - чтобы выборные органы власти наполовину состояли из членов "Единой России".
- Разве это задача администрации президента, а не внутренняя задача партии?
- Если партия готова взять на себя ответственность за политическую и экономическую ситуацию в стране, то президент должен быть в ней заинтересован. Если появится альтернатива - то, безусловно, задача гаранта Конституции обеспечить равные права. Раз "Единая Россия" развивается лучше...
- ...то он должен поддержать именно ее?
- Нет. Но он должен быть заинтересован, чтобы в стране появилась стабильная, вменяемая политическая сила, которая знает, чего хочет, имеет ресурсы - политические, административные, финансовые - и готова нести ответственность. Как происходит во всем цивилизованном мире? Власть формируется победившей на выборах партией, а люди решают, поддерживать ее снова или нет, исходя из результатов, которых этой партии удалось добиться, находясь у власти. Российское выборное законодательство тоже движется в этом направлении.
- То, что ивановский региональный политсовет создал собственную службу безопасности, - это вписывается в партийное строительство?
- Эта информация - как бы помягче сказать - болтовня политических недоумков. Такой службы никто не создавал - это я вам ответственно заявляю. Это легко проверить: чтобы что-то организовать, нужно сначала написать на бумаге. Кто-то видел подобный документ?..
Частник. Иваново
15 сентября 2004 г.