В поисках истоков жизни человека проведена огромная исследовательская работа. Выяснилось многое, и особенно, во второй половине прошлого века, когда благодаря развитию экспериментальной базы стало возможным исследование объектов живой природы на молекулярно-генетическом уровне. В частности, было обнаружено, что предполагаемый ближайший родственник Homo sapiens по числу пар хромосом превосходит даже человека: соматическая клетка шимпанзе содержит 24 пары хромосом, а человека – только 23. Однако человек, в отличие от шимпанзе и других видов приматов, обладает важной особенностью – членораздельной речью. Усердные попытки, предпринимаемые исследователями многих поколений, научить обезьяну говорить подобно человеку, пока завершаются неудачей, хотя приматы способны усваивать символы амслена (языка глухонемых).
Ни один из видов обезьян, даже очень похожих на человека, ни какой-либо другой вид в этом богатейшем живом мире не наделён природой (в нашем представлении) удивительными чувствами: восхищением, восторгом, гордостью и другими, которыми обладает человек. Так, даже самая изумительно прекрасная орхидея не может восхищаться своей красотой. Каким бы могучим ни был лев, он вряд ли испытывает восторг от своей силы. Даже самая развитая и послушная обезьяна не может гордиться своим человекоподобием.
Наделить интеллектом обезьяну до сих пор не удалось, хотя структурные ансамбли мозга приматов и человека, определяющие такие функции, как зрение, слух и двигательные реакции тела, мало различаются между собой. Потенциальные возможности приобретения речевых, интеллектуальных и двигательно-трудовых признаков не передаются другим видам, а наследуются только детьми от родителей в сообществе людей. И такие возможности наиболее полно реализуются посредством воспитания и обучения в самом раннем возрасте.
Иногда даже вполне развитый человек, когда блокируются нормальные физиологические функции его мозга, в своём поведении может приблизиться не только к приматам, но и к более древним видам животных, чему способствуют чрезмерное алкогольное опьянение, наркотики, мощные оглушающие двух- или трёхаккордные звуки на так называемых музыкальных шоу и подобных им развлечениях.
Превращение человека в животное в состоянии опьянения подмечено ещё в далёкие времена. Есть четыре стадии опьянения. Сначала человек, похожий на павлина с распушённым разноцветным оперением, стремится показать свою значительность, важность, величавость и своё превосходство. Затем он, как обезьяна, начинает со всеми заигрывать и шутить. Потом он уподобляется льву: становится надменным, самоуверенным, гордым. Наконец он, не в силах управлять собой, превращается в свинью, которая валяется в грязи.
Не увенчались успехом многочисленные прямые и косвенные опыты (открытые и проводимые в строжайшей секретности, но ставшие, потом известными для всех любознательных) по происхождению человека от обезьяны. В положительных результатах таких опытов были особенно заинтересованы материалисты, вооружённые «единственно верной» марксистско-ленинской теорией.
На вопрос, могут ли современные обезьяны превращаться в людей, даже непримиримые материалисты-дарвинисты отвечают: нет, уже не могут, так как эволюционные пути человека и шимпанзе разошлись очень давно – 5–6 млн лет назад.
Таким образом, доказать опытным путём происхождение человека от обезьяны не удалось, и нет никаких оснований превращать эту гипотезу в естественно-научную истину.
В поиске останков предков прямоходящего, трудящегося, разумного человека активизировались исследования палеонтологов и антропологов. И раскидистое эволюционное древо с возрастом в миллионы лет с течением времени пополняется новыми, более древними ветвями. Эта кропотливая работа продолжается и по сей день. Так, в 90-х годах прошлого века были найдены останки, как предполагается, более древнего, чем австралопитек, – ардипитека, жившего более 4,4 млн лет назад. А совсем недавно, в 2002 г., сообщалось о находке нового черепа, возраст которого 6–7 млн лет. Несмотря на эти находки, сделать вывод о превращении какого-либо одного вида живых существ (пусть даже обезьян) пока рано, так как эта задача оказалась чрезвычайно сложной даже с применением самых современных средств исследований. Такая задача пока не решена не только на основании анализа найденных останков, но и в результате всесторонних исследований живых существ, которые по многим признакам близки друг к другу. Пока не удалось решить, казалось бы, очень простую задачу – превратить одноклеточные растения в многоклеточные. Так, одноклеточные диатомные водоросли продолжают существовать более 200 млн лет. Их называют чудом природы. Эти растения, имея очень простое строение, выполняют важнейшую для всего живого функцию – осуществляют 20–25 % фотосинтеза на нашей планете, который (именно у этих растений в отличие от других) не прекращается даже при лунном сиянии.
В общепринятом представлении эволюция – это развитие, процесс постоянного изменения чего-либо или кого-либо. Вне всякого сомнения, окружающий нас мир изменяется. Изменяется в нем и человек. Одни изменения приводят к развитию природных процессов и человека, а другие к их деградации. Видеть такие процессы и пытаться в какой-то степени управлять ими способен далеко не каждый, а лишь тот, кто воспринимает эволюцию разумных идей и пытается облагородить прежде всего себя, а не изменить окружающий мир.
Если каждый человек: и исследователь, и учащийся, и автор, и чиновник, и многие другие – будет эволюционировать и стремиться к совершенству и не будет порабощаться своими убеждениями, кажущимися ему единственно правильными, и не будет подвластен только собственному воображению, то свобода от совести уступит своё место свободе познавать истину естественно-научную и божественную, к которой стремились все разумные люди во все времена с первого же дня сотворения мира, и тогда маленький шаг каждого человека будет направлен на спасение человечества.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн. М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2019.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Карпенков Степан Харланович