Комментируя эти слова, руководитель близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский выразил уверенность, что теперь эксперты из стран, где власти имеют рейтинг не более 20%, смогут лучше понять чувства и мнения российских граждан. Бадовский считает, что в 2014 г. во всем мире, в том числе на Западе, значительно вырос запрос на понимание позиции и мотивов действий народа России и ее лидера.
Валдайский клуб в российской политике — своеобразный временный узел связи, который ежегодно отправляет кодированные политические сигналы Москвы Западу и части российского общества. Эта манера общения с партнерами — следствие опыта работы части истеблишмента в разведке, где для передачи информации используются шифры и коды. Эксперты и журналисты традиционно заняты их расшифровкой. Перенос заседаний клуба в Сочи отражает стремление Кремля напомнить партнерам и оппонентам о недавнем политическом триумфе и одновременно о прежних добрых отношениях. Сочи символизирует потерянный рай, и потому там теперь должны проводиться все форумы(например, планировался`Петербургский диалог`, да немцы отказались ехать).
Формула России выведена Володиным, очевидно, для внешнего пользования.
Это сигнал, должный продемонстрировать единство элиты, совпадение ее интересов с интересами народа и тщетность надежд Запада на раскол вверху и массовое недовольство снизу.
Какая Россия равна Путину? Это Россия, в которой неформальные договоренности важнее законов, СМИ поставлены под контроль государства, суды зависимы от исполнительной власти, конкуренция идей и личностей подменена походами к избирательным урнам, возможность вести бизнес при постоянно меняющихся правилах игры зависит от тайных соглашений с чиновниками и силовиками. Большая часть отечественной элиты опасается, что после ухода главного актора и арбитра распадется и система, основанная на личном авторитете первого лица и неформальных отношениях внутри его окружения.
До сих пор на Валдайском клубе много говорили о будущем России, о `проекте Россия` в том или ином изводе. Нынешний форум заранее поменял повестку: теперь он посвящен проблемам международного порядка. Принимающая сторона как бы говорит, что`проект Россия` закончен, Россия построена и все остальные будут иметь дело с тем, что получилось. И если Запад это признает, Москва не будет настаивать на конфронтации. Одновременно Европе и США намекают: нас должны сменить преемники, в противном случае вы столкнетесь с недоговороспособными политиками.