За отчетный период (с апреля 1997 по сентябрь 2000 года) Комиссией велась работа по следующим направлениям:
- содействие процессу консолидации коммунистических партий, единству действий коммунистов;
- обеспечение совместных действий КПРФ с представителями других оппозиционных общественных объединений в Государственной Думе, а также в законодательных органах субъектов Федерации;
- консолидация усилий оппозиционных объединений на выборах органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;
- укрепление и развертывание деятельности НПСР;
- оказание помощи в создании и регистрации общественных объединений патриотической и оппозиционной направленности, участие в массовом движении протеста против антинародного режима, поддержание требований работников наемного труда;
- координация совместных действий с организациями, не входящими в состав НПСР, работа в структурах не занимающих патриотических позиции.
Члены Комиссии: Зоркальцев В.И., Горячева СП., Доровнн Е.В., Корякин В.И., Парамошкин В.В., Плетнева Т.В., Уваров А.Т., Шеыин О.С. регулярно участвовали в работе съездов и конференций партий и других объединений, представленных в НПСР, выступали на страницах различных патриотических газет, помогали налаживать обмен опытом работы между региональными организациями НПСР. За минувший период число общественных объединений, входящих в
НПСР, увеличилось. В отчетный период в реестр участников Движения были введены: Общероссийские общественные организации - ``Российский союз сельских женщин", "Добровольное общество любителей книги России``. "Союз акционеров, инвесторов и вкладчиков", "Всероссийское народное туристическое объединение" (ВНТО), "Конгресс Российских Деловых Кругов", ``Федерация товаропроизводителей". "Профсоюз военнослужащих России". "Профсоюз работников Российской академии наук". Общероссийское лево-демократическое общественно-политическое движение "Россия", Общероссийские общественно-политические движения - "Ассамблея национально-демократических и патриотических сил РФ". "Народно-патриотический союз молодежи" и др. Но есть и потери ("Трудовая Россия", РОС, отошли от НПСР Руцкой, Тулеев, Подберезкин и некоторые другие).
Комиссия работала с теми, кто склонялся к раскольническим действиям. Н в целом основное ядро НПСР сохранилось. Он вполне оправдал себя как широкое межпартийное объединение патриотических сил, которое стало важным фактором политической жизни страны. Н_Ш съезд НПСР (сентябрь 2000 г.) продемонстрировал прочность этой организации. Главное создана широкая сеть региональных организаций НПСР. Особенно успешно работают возглавляемые коммунистами региональные отделения Астраханской (Кошева В.К.), Брянской (Шульга А.В.). Волгоградской (Апарина А.В.), Воронежской (Гостев Р.Г.), Ивановской (Тихонов В.И.), Калужской (Баюновым В.А.Г Тульской (Худяков И.Д.) областей. Республик Бурятия (Будажагюв СП.), Марий Эл (Кукарин В.А.), Мордовия (Костерин Е.А.). Чувашия (Шурчанов B.C.). Ставропольского (Бурлуцкнй Ю.Н.), Краснодарского (Кибирев Б.Г.) краев и др.
Регулярно проводились консультативные совещания лидеров оппозиционных общероссийских партий и движений, входящих в НПСР или сотрудничающих с ним, открывающие перспективы сближения позиций и координации усилий.
Каждое совещание требовало большой предварительной работы, многочисленных частных встреч, согласования проектов подготовляемых документов.
Большое внимание уделялось подготовке и проведению различных форумов патриотических сил. Были организованы и состоялись:
- конгресс интеллигенции России (30 мая 1997г.), в котором приняли участие представители творческой интеллигенции из 66 регионов России, был избран Комитет спасения национальной культуры во главе с драматургом Виктором Сергеевичем Розовым;
- конгресс научных и инженерно-технических работников России (17 октября 1997г.), на котором приняли участие 2200 ученых, работников научных центров, исследовательских учреждений и организаций, инженеров и технических работников, в том числе: 17 академиков РАН, 120 - членов отраслевых Академий, 400 докторов наук, из 71 региона. На конгрессе принято заявление в поддержку отечественной науки, техники и производства, избран Общественный национальный совет во главе с академиком РАН, директором института вычислительной математики РАН Гурием Ивановичем Марчуком.
- съезд отечественных товаропроизводителей (27 февраля 1998г.). В его работе приняли участие свыше 1200 полномочных представителей сферы производства товаров и услуг России, среди них 360 руководителей предприятий, две третьих делегатов непосредственные представители различных производств из 74 региона Российской Федерации, 82 общероссийские ассоциации, объединения и союза, 35 из 43 отраслевых;
- объединительный съезд товаропроизводителей России и Республики Беларусь (февраль 1999 г.). В его работе приняли участие свыше 450 руководителей производственных объединений, государственных деятелей и парламентариев, глав региональных органов власти, предпринимателей, финансистов. ученых и специалистов обеих стран. Съезд рассмотрел вопросы повышения роли общественных объединений товаропроизводителей в становлении и развитии союзнических отношений двух стран. Избран Координационный совет товаропроизводителей Беларуси и России, председателем которого избран Рыжков Н.И.;
- II съезд НПСР (21 ноября 1999 г.), в котором участвовало 1007 делегатов, представляющих 133 делегации 34 общероссийских и 15 межрегиональных политических партий и движений, входящих в НПСР. На съезде заслушаны доклады: "Стратегия победы. Два года НПСР: итоги и перспективы", "О деятельности КС НПСР по консолидации народно-патриотических сил России", отчет Контрольной Комиссии НПСР. На съезде были избраны руководящие органы НПСР: Координационный совет НПСР, Контрольная комиссия НПСР, Президиум и Исполком НПСР;
- заседание Координационного совета Движения "НПСР - "За Победу!" (8 июня 2000 г.), на котором были рассмотрены следующие вопросы: о текущем политическом моменте и задачах Движения по подготовке к выборам осени 2000 года, об экономической программе Движения, о деятельности Президиума и Исполкома НПСР за период с ноября 1998 по июнь 2000 года и т.д.
- III съезд НПСР, на котором были заслушаны доклады: "О современном положении России и задачах НПСР", "О концепции
- развития НПСР". "Религия Победы`, "О внесении изменений и дополнений в Устав НПСР", "О формировании руководящих органов НПСР".
Регулярно проводились региональные и межрегиональные семинары НПСР, на которых с докладами выступали члены Комиссии, другие представители ЦК КПРФ и сотрудники его аппарата.
К сожалению, так и не преодолены до конца недостатки в работе НПСР, прежде всего в деле налаживания связей между региональными организациями НПСР, издательской, пропагандистской и информационной деятельности, укреплении структурных элементов Движения, низовых ячеек.
НПСР почти не занимается вопросами женского движения. Проблемы существуют и в вопросах работы с молодежью, с профсоюзами.
Жизнь поставила перед нами вопрос об отношении к движению Рохлина-Илюхина, не являющегося частью НПСР. Но движению была оказана необходимая организационная помощь, ряд наших товарищей успешно работают в нем. Поэтому наш долг - работать с его участниками, а по возможности - и с лидерами.
Мы поддержали и движение "За новый социализм". Оно объединило ряд организаций, поддерживающих контакты с КПРФ (Клуб реалистов Петрова, СПТ Вартазаровой, ПСТ С.Федорова, партию труда Кагарлицкого и др.), но к НПСР оно не присоединилось и это привело, в конце концов, к его распаду.
Одним из важных направлений работы Комиссии являются контакты с представителями религиозных организаций, большинство из которых стоят на патриотических позициях. Мы поддерживаем их усилия по противодействию религиозному экстремизму, попыткам подчинения религиозных организаций зарубежному влиянию.
Возникшее в этом году патриотическое движение "Россия" активно сотрудничает с НПСР. Его лидер Г.Н.Селезнев на последнем съезде избран сопредседателем и членом Координационного совета НПСР. В связи с возникновением этого движения в Комиссии поначалу были опасения, что он вызовет разобщение патриотических сил. Но опыт показал, что в таком мощном народном движении как НПСР нужны организационные структуры разного уровня, обеспечивающие не только вертикальные, но и горизонтальные связи входящих в него партий и движений. И "Россия", и ДПА, и другие подобные же объединения вполне могли бы выполнить роль таких структур, дополнительно объединяющих наши организации и по направлениям патриотической работы, и по ее формам, и даже по отношению к ближайшим или перспективным целям Союза. Ведь он не должен быть монолитным. Его задача - отражать реальное состояние общественной жизни. А жизнь нашего общества в настоящее время многоликая и порой противоречивая. В связи с попытками властей и их зарубежных покровителей любой ценой посадить капитализм в России неизбежны классовые конфликты, будут возникать трудности и в отношениях между людьми разных национальностей, религиозными конфессиями. Наконец, нарастает межклановая борьба в правящем классе, в результате которой многие его представители попытаются разыграть против своих соперников и "патриотическую карту".
Политический и идеологический плюрализм буквально раздирает наше общество на противоборствующие течения и движения, иногда даже микроскопические. Этому способствует и отсутствие
устоявшейся социальной структуры нового общественного устройства. Общество до предела маргинализировано. Еще только создаются контуры новых классовых образований. Миф о якобы народившемся среднем классе вмиг оказался развеянным в результате финансового кризиса осени 1998 г. При президенте Путине продолжается процесс обнищания основных слоев народа. И лишь верхушка общества (примерно 2%) богатеет и жиреет за счет разграбления страны и ее народа.
В такой взрывоопасной обстановке, как никогда, нужно единство патриотических сил. И наша Комиссия делала все возможное для его обеспечения.
Одним из направлений работы Комиссии стало установление конституционных отношений с правительственными структурами. Ряд представителей КПРФ вошли в состав совещательных органов при Президенте и Правительстве, участвовали во встречах с руководителями федеральной исполнительной власти, отстаивая на них позицию КПРФ и трудового народа, интересы которого выражает наша партия.
За истекший период облик власти в России изменился. Победа Путина, выступавшего под патриотическими лозунгами и сейчас выражающего свою приверженность государственническим идеям, стала результатом широкого распространения в народных массах стихийно осознанных патриотических идей. С этими идеями вынуждены считаться и многие представители новой команды, управляющей страной. Еще больше людей, склонных к патриотическим идеям, в региональных и местных властных структурах. Мы должны найти контакты с ними и, не обращая в свою веру, помочь им закрепиться на подлинно патриотических позициях. Это кропотливая, поистине ювелирная работа, которой упорно занимались члены Комиссии в рассматриваемый период. Это не оппортунизм, не приспособленчество к "сильным мира сего", как утверждают некоторые критики КПРФ "слева", а боевая, наступательная позиция, преследующая цель приобщения к патриотическому лагерю всего честною, что есть сегодня в правительственных структурах. А ведь в большинстве своем там работают наши недавние товарищи - бывшие члены КПСС и ВЛКСМ. Повернуться к ним спиной - значит сознательно отказаться от использования тех возможностей расширения социальной базы патриотического движения, которые пока еще существуют.
Но, разумеется, для этого само патриотическое движение должно быть достаточно сильным и влиятельным, чтобы привлекать на свою сторону все новых и новых людей, осознающих необходимость освободительной борьбы за спасение России.
В этой связи особые усилия Комиссии были направлены на обеспечение взаимодействия с патриотическими - и центристскими силами и центристскими организациями, способными завоевать доверие значительных слоев избирателей в ходе избирательных кампаний 1999-2000 гг. Согласно Конституции РФ именно свободные выборы являются главным проявлением народного волеизъявления. И потому важнейшая задача КПРФ - всемерно совершенствовать свою избирательную тактику. Мы категорически против силовых методов борьбы за власть. В цивилизованном мире только честные всеобщие выборы - реальный путь к возрождению народовластия. Путь нелегкий, но зато надежный и эффективный.
Успех на выборах зависит от правильного определения союзников. В подготовленной Комиссией перечне политических общественных объединений, способных выступить с союзе с КПРФ или оказать нашему избирательному объединению поддержку на выборах, вошло 19 объединений. Практически с каждым из них велись переговоры как на федеральном, так и региональном уровнях. Устраивались двусторонние и многосторонние встречи, составлялись и подписывались совместные заявления, принимались совместные планы и другие меры по координации усилий в избирательной кампании. При этом все объединения сохранили свою самостоятельность и ориентировались прежде всего на настроения и волю своего электората.
Наиболее тесный союз осуществлялся с АПР. После ухода части ее руководителей в ОВР было достигнуто соглашение о выдвижении основной части кандидатов от АПР по списку КПРФ. В общей сложности КПРФ поддержала 19 кандидатов аграрников. 6 из них избраны депутатами Государственной Думы, в том числе 3 по общефедеральному округу и 3 по одномандатным округам. В Государственной Думе III созыва КПРФ поддерживает тесные союзнические отношения с аграрно-промышленной депутатской группой, в состав которого вошли и ряд коммунистов.
Такие же тесные контакты были у КПРФ с ДПА. Движение выступило со своим списком на парламентских выборах, но собрало 0,58% голосов избирателей. Однако по одномандатным округам прошли два депутата, поддержанных КПРФ (В.И.Илюхин и Г.В.Костин).
Депутаты, представляющие ДПА, в том числе избранные по списку КПРФ, входят в состав фракции КПРФ. Но несомненная ошибка - сохранение своего самостоятельного списка до конца избирательной кампании. Это привело, в конечном счете, не к приращению, а к распылению и потере голосов, поданных за левую оппозицию.
"Возрождение Державы", сотрудничавшее с КПРФ в начале избирательной кампании, фактически отошло от этого сотрудничества после того, как ее представители (Балтии Э.Д., Новиков В.И. и др.) не были включены в список кандидатов от КПРФ.
Не проявило себя в должной мере союзное с КПРФ движение матерей "За социальную справедливость". Это тоже большая наша недоработка, так как женщины-матери лучше чем кто-либо другой чувствуют, что у их детей есть только одно будущее - возрождение России и социальной справедливости, к чему неустанно зовет КПРФ.
Большой потерей стал выход из многолетнего союза с КПРФ части руководителей движения "Духовное наследие" во главе с А.И.Подберезкиным. Самостоятельный список ДН набрал на выборах 0,1% голосов избирателей. Сам А.И.Подберезкин не является больше депутатом. Но в Думу при поддержке КПРФ избраны два представителя "Духовного наследия" (Е.Г.Драпеко была включена в центральный список КПРФ). Они вошли в состав нашей фракции. Прекрасная актриса и патриот Е.Г.Драпеко возглавила движение "Духовное наследие Родины", к которому присоединилось подавляющее большинство участников " Духовного наследия".
Надежным союзником КПРФ снова проявило себя объединение "Российские ученые социалистической ориентации", возглавляемое мужественной, поистине героической личностью - профессором И.П.Осадчим. К сожалению, ряд его представителей (Братищев, Гудима, Цику, Шевелуха и др.) не избраны в Думу. Но есть немало и получивших поддержку избирателей (все они опирались на помощь КПРФ). На предстоящем съезде надо усилить представительство РУСО и в руководящих органах партии. Вообще роль РУСО в объединении патриотической интеллигенции должна возрасти. Оно вполне могло бы выступить с инициативой создания более широкого союза интеллигентов (с примерным названием - Патриотическая интеллигенция России), коллективным членом которого стало бы и РУСО. Ученые социалистической ориентации не должны замыкаться в собственной среде. Надо объединять вокруг себя всех патриотов-интеллигентов. Ведь сейчас интеллигенция более объединена и однородна, чем даже рабочий класс, явно уступающий ей по численности. Без привлечения на нашу сторону основных слоев интеллигенции рассчитывать на победу не приходится.
Комиссия много сил потратила на обеспечение совместных действий с леворадикальными общественными объединениями: РКРП, "Трудовой Россией", Коммунисты, трудовая Россия - за Советский Союз", "Сталинский блок - за Советский Союз", Российской Федерации, Партия Мира и Единства, "Союзом офицеров и некоторыми другими. Но амбициозные претензии лидеров этих движений, их попытки объявить себя левым, подлинно революционным крылом народно-патриотической оппозиции перечеркнули достигнутое согласие. Все они выступили на парламентских выборах самостоятельно, зачастую подвергая несправедливым критическим нападкам КПРФ. Списки кандидатов этих объединений в общей сложности не набрали 5%, а кандидаты, выступавшие в одномандатных округах, не получили (за исключением одного случая) необходимого числа голосов. Но свыше 4% голосов избирателей они отняли у КПРФ. Нет нужды говорить, что это раскольничество, которому аплодируют реакционные силы. Но мы не должны и вступать в политическую борьбу с нашими естественными союзниками. Они остаются нашими единомышленниками в главном, и сама жизнь ликвидирует существующие разногласия с теми, кто искренне заинтересован в успехе всего левого движения. Нужно подчеркнуть на съезде, что единство этого движения - цель, к достижению которой должны стремиться и КПРФ, и другие компартии. Тот, кто не делает максимума возможного для достижения этой цели, не может считаться настоящим коммунистом. Причем воссоздание единства коммунистического движения возможно лишь на основе консенсуса, требующего от КПРФ как самой крупной из компартий определенных уступок. Ждать, что в плюралистическом обществе возможен иной путь к объединению, бессмысленно, так как при отсутствии компромисса все время будет возрождаться тенденции к обособлению и расколу.
В ходе кампаний по выборам Президента были сближены позиции большинства партий и движений коммунистической ориентации, в том числе и тех, которые стремятся занять позицию "левее" КПРФ. В результате они призывали своих сторонников или голосовать за нашего кандидата, или самим определять свою позицию.
По линии Комиссии проводились встречи с лидерами "лево"-коммунистических партий и движений. С рядом этих лидеров (В.Анпиловым (КПСС Ленина - Сталина), Т.Хабаровой (Большевистская платформа в КПСС), В.Марковым ("Союз коммунистов"), А.Пригариным (РКП - КПСС), В.Носовым (Центральный забастком РФ), В.Лебедевым (Движение граждан СССР) были достигнуты соглашения о совместных действиях. Признал также возможным голосовать за Зюганова и В.Тюлькин. Считали бы возможным совместно с РУСО провести научно-практическую конференцию об истории и современных проблемах обеспечения единства коммунистического движения в России и СНГ. Издать материалы конференции отдельным сборником.
С "левых" позиций пытался выступать против КПРФ и Народно-патриотический союз молодежи. Его представительница Д.Митина не собрала в одномандатном округе и 1% голосов избирателей. Противопоставивший себя КПРФ и НПСР Союз фактически рассыпался.
Не получилось взаимодействие, не по нашей вине, и с социал-демократическими объединениями, также включенными в перечень возможных союзников КПРФ. Эти объединения в общей сложности не набрали и 1% голосов избирателей. Тем не менее, сохраняется проблема совместных действий с социал-демократами, как и с "левыми" радикалами. Нынешнее положение в стране чем-то напоминает период реакции после революции 1905-1907 гг. А тогда приходилось бороться за каждого, способного противостоять антинародному режиму. С приходом В.Путина сущность режима не изменилась. И нужно собирать все подлинно оппозиционные силы, чтобы не дать реакции восторжествовать и над Путиным, если он готов следовать своим патриотическим заверениям, и над страной.
В условиях национально-освободительной борьбы особо необходимо обеспечение единства всех патриотических сил в том числе и не воспринимающих все программные установки КПРФ. Между тем патриотические организации, действующие самостоятельно, слабы. И когда обеспечивается взаимодействие с ними, возрастает сила движения в целом. Здесь на первое место (в смысле успешности) вышло взаимодействие со сторонниками С.Глазьева, с "Союзом" и Конгрессом русских общин. Они провели в Думу своих представителей, в том числе и по спискам КПРФ. И задача состоит в том, чтобы укрепить и расширить достигнутое единство или взаимопонимание.
В ходе кампании по выборам Президента члены Комиссии стремились к обеспечению взаимодействия и с рядом других патриотических организаций. Большой общественный резонанс вызвали встречи Г.А.Зюганова и его доверенных лиц с представителями казачества, многие из которых раньше дистанцировались от левой оппозиции. Обращение Г.А.Зюганова к казакам (подготовленное Комиссией) было опубликовано в казачьих ("Казачий Спас") и других патриотических изданиях ("Славянское единство" и т.д.) общим тиражом 200 тыс. экз. Половина из них была распространена в казачьих районах, а половина в регионе "Центр-1". В Обращении была высказана поддержка требования казаков об уравнении в правах (особенно в области землепользования) реестровых и общественных казаков. Последние сейчас преобладают в казачьем движении. Именно они составляли основу казачьих формирований до превращения при Петре I казачества в военно-служилое сословие, часто враждовавшее с так называемыми иногородними, не занесенными в реестр.
Крупными событиями стали встречи Г.А.Зюганова с руководством Комитета спасения культуры, литераторами и театральной общественностью. Это говорит о наличии больших резервов нашего Движения в среде художественной интеллигенции. Об этом же свидетельствует и резонанс, который вызвало Обращение интеллигенции к народу, принятое на встрече в ЦДЛ. Успех этой встречи показывает, что создание общественно-политического объединения "Патриотическая интеллигенция России" вполне реальное дело.
Успешно прошли встречи Г.А.Зюганова с участниками Всероссийского форума патриотической молодежи, в которых активно участвовали делегаты от высших учебных заведений, студенческих профсоюзов и молодежных общественных организации: Союза коммунистической молодежи (СКМ РФ), Всероссийского патриотического студенческого союза (ВПСС), Молодежного патриотического союза России (МПСР), Российского патриотического союза молодежи (РПСМ), молодежной секции РУСО, ВЛКСМ и др.
Были организованы встречи Г.А.Зюганова: с активистами общественных объединений пострадавших вкладчиков: Сбербанка СССР и держателей ценных бумаг СССР, "финансовых пирамид" (МММ, Хопер, РДС, Чара и др.), рухнувших после дефолта 17 августа 1998 г. банков.
Очень важно закрепить и упрочить взаимодействие КПРФ со всеми этими организациями, хорошо проявившими себя в выборных кампаниях.
Своего рода апофеозом избирательной кампании стал Конгресс блока "За Победу!", проходивший в театре "Содружество актеров Таганки", в котором участвовали представители всех организаций, входящих в НПСР, а также союзных с ним движений. Нам следует сохранить организационные структуры этого блока и уже сейчас начинать подготовку к очередным избирательным кампаниям.
При этом нужно исходить из того, что в дальнейшем именно некоммунистическая часть народно-патриотического движения может послужить электоральным резервом, который обеспечит значительный прирост голосов в пользу кандидата оппозиции на предстоящих уже через 3 года президентских выборах. Для этого нужно осуществить радикальные меры по организационному укреплению НПСР. Многие их них уже намечены на состоявшемся в сентябре 2000 г. его III съезде. Они направлены на обеспечение большего взаимодействия НПСР и его ядра - КПРФ. Подобная перестройка руководящих органов Союза стала необходимой не только потому, что проявились раскольнические действия ряда его бывших руководителей (Подберезкина, Лапшина, Тулеева, Милосердова, Говорухина и некоторых других), не являвшихся членами КПРФ, но и потому, что в силу объективных причин усилился процесс спорадизации расслоения еще недавно единого, даже монолитного социума, разделения его на слабо связанные друг с другом социальные, а то и просто клановые ячейки.
Политический и идеологический плюрализм, закрепленный Конституцией РФ, лишь отражает то многообразие интересов, норой полярных, различных социальных слоев, политических групп, клановых объединений, на которые распалось под влиянием контрреволюции гомогенное социалистическое общество. Его единство уже не обеспечивает ни общая идеология, ни сильное государство, ни устойчивая однородная экономическая база. Причем процесс распада и ослабления общественных связей продолжается по мере чуть ли не силового внедрения принципов частнособственнической рыночной экономики. Все попытки укрепить роль в соединении социума государства пока эффекта не дают. Оно (во всяком случае, в своих высших сферах) сохраняет антинародный характер и само сплошь и рядом содействует разрушению и деградации общества. В этих условиях только КПРФ и патриотическое движение способны взять на себя историческую роль нового воссоединения "Земли Русской", впервые осуществленного потомками Александра Невского и Дмитрия Донского московскими князьями. Такое современное воссоединение Руси возможно лишь на основе строительства гражданского общества, которое создавалось в СССР в годы Советской власти, но так и не было достроено. Большой теоретической ошибкой КПСС было невнимание к этой проблеме. Считалось, что советское общество по своим качественным характеристикам выше любого, самого развитого гражданского общества. Но ведь наше общество рухнуло чуть ли не в одночасье, а гражданское общество, сложившееся в ряде стран, существует уже века.
Конечно, наше общество не было тоталитарным, т.е. подчиненным абсолютному государственному контролю, как утверждают антикоммунисты. Общественная инициатива била буквально через край и она активно стимулировалась государством и другими управленческими структурами. Достаточно, например, вспомнить героические дела ВЛКСМ, который даже противниками социализма не признан "огосударствленным" (согласно нынешнему законодательству работа в комсомольских органах, как в руководящих органах других общественных организаций кроме КПСС не приравнена к государственной службе). Но эта общественная инициатива чаще всего направлялась и организовывалась правящей партией, многие функции которой носили явно государственно-управленческий характер.
Сейчас нужно всячески развивать массовые гражданские инициативы, не связанные напрямую с деятельностью государства. В этом и будет проявляться созидательная роль КПРФ. Для координации такой работы целесообразно создать при нашей Комиссии Совет по проблемам гражданского общества, действующий в тесном контакте с депутатами-патриотами и патриотическими общественными объединениями.
Следует также активнее привлекать к участию в патриотических объединениях представителей патриотически настроенных религиозных кругов и национальных движений. В целом КПРФ неплохо выступила в национальных регионах и патриоты из религиозных кругов также поддерживали ее. Но сложившийся союз требует закрепления. И в этом деле роль гибкой тактики КПРФ исключительно велика. Мы не можем позволить себе роскошь руководствоваться тактикой, пригодной в любых условиях. Нужно испытывать разные приемы и применять для этого различные организационные формы. Разрушение единства патриотического движения опасаться рано: пока нам противостоит единый и достаточно сильный противник, здоровые силы нашего Союза сохранят такое единство. А о трусах и перебежчиках жалеть нечего: движение лишь укрепляется, очищаясь от предателей и ненадежных.
Сейчас меняется роль НПСР: он становится более монолитным в организационном и идейном отношениях. Всего в Государственную Думы III созыва избраны 14 руководителей региональных отделений НПСР, из них 8 депутатов по одномандатным округам (Гостев Р.Г., Гришуков В.В., Рашкин В.Ф., Свечников П.Г., Тихонов В.И., Топорков В.Ф., Худяков И.Д., Шурчанов B.C.), 6 - по спискам кандидатов от КПРФ (Иванченко Л.А., Куваев А.Г., Салий А.И., Сапожников Н.И., Шульга А.В.). Это большая сила, которую нужно активнее использовать в интересах оппозиции. Укрепление НПСР -важнейшее дело всех коммунистов. Наша Комиссия обратилась к руководству СКП-КПСС с просьбой поддержать кандидатуру Г.А.Зюганова и привлечь к этой поддержке компартии стран СНГ и Прибалтики. На Пленуме Совета СКП-КПСС было принято Обращение к коммунистам и трудящимся Российской Федерации, к гражданам России в странах СНГ и Прибалтики, дальнем зарубежье в поддержку Г.А.Зюганова, которое поддержали компартии: Абхазии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Приднестровья, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Эстонии и Южной Осетии. Кроме того в принятом СКП-КПСС решении была осуждена попытка создания альтернативы левым силам со стороны А.Подберезкина, С.Говорухина, как очередная попытка дробления народно-патриотических сил в интересах удовлетворения личных амбиций.
Очень важно определить, кто сейчас является наиболее опасным противником КПРФ и НПСР, так как все наши соперники использовали на выборах лозунги и идеи, в чем-то совпадавшие с лозунгами и идеями КПРФ и ее союзников. Такая идеологическая всеядность, широко распространенная в избирательных кампаниях на Западе, дезориентировала многих избирателей и позволила проправительственным партиям и движениям добиться ощутимого успеха на выборах. Для преодоления этих иллюзий нужна работа партии и разоблачение новоявленных патриотов путем освещения их подлинных дел.
Такую же разоблачительную тактику следует применять по отношению к перебежчикам из нашего лагеря, чтобы не дать им возможности спекулировать на своей былой причастности к патриотическому движению.
При этом мы должны руководствоваться ленинскими словами о том, что в политике нет принципиальной разницы между предательством по злому умыслу или по слабости. И в то же время, кто не против нас, тот вполне может быть и с нами.
На новом этапе борьбы КПРФ следует более четко определить, с кем возможны, а с кем нет частичные соглашения. Критерием должно стать отношение к антинародному режиму, в том числе и модернизованному в стиле Грефа и Касьянова. Объединения, заявляющие о его безоговорочной поддержке, должны разоблачаться самым беспощадным образом. В то же время было бы непростительной ошибкой не замечать подвижек и расхождений в стане сторонников режима. Если тот или иной деятель занимает патриотические позиции, хотя и лояльно относится к режиму, с ним можно найти точки соприкосновения.
В отношении правящих структур осуществлялась тактика разоблачения антинародного режима и его главарей. Эта тактика дала ожидаемый эффект: бывшего Президента изобличало большинство участников выборной кампании, в том числе "Единство", "Яблоко", СПС, "СПАС" и другие далекие от КПРФ организации. Дали эффект и меры по индивидуальному воздействию на руководящих работников правительственных структур: официальные встречи с ними, совместное думские обращения к ним, участие в работе правительственных органов (например, Комиссии по противодействию политическому экстремизму при Президенте, Комиссии по религиозным организациям при Правительстве Российской Федерации и т.д.). КПРФ отвергает максималистский лозунг гражданского противостояния, выступает за согласие в обществе во имя спасения страны и вывода ее из затяжного социального или экономического кризиса.
Одним из самых острых вопросов во взаимодействии с федеральными властями стал чеченский вопрос. КПРФ поддержала усилия правительства Путина по обеспечению правопорядка на мятежной территории. Между тем, тактика условной поддержки его политики та к ж не может считаться оптимальной. Опыт показывает, что самой разумной является тактика совместных действий, при которой власть и оппозиция сообща решают вопросы, затрагивающие интересы всего общества. На этой основе вырабатываются взаимоприемлемые программы и определяется состав возможного в перспективе коалиционного правительства, шагом на пути создания которого стало бы образование действующего, а не теневого правительства патриотических сил.
В этой связи нуждается в серьезном анализе и тактика в отношении региональных властей. В ходе избирательных кампаний был установлен рабочий контакт с властными структурами большинства регионов. После выборов нужно сохранить эти контакты. Следует также признать отжившей еще недавно популярную формулу о красном поясе. Под давлением федеральных властей и региональных обстоятельств губернаторы, избранные при поддержке КПРФ, меняют свои политические приоритеты. Но это не должно вести к разрыву их деловых отношений с оппозицией. Главное, что они ждут от нее - это помощь в решении региональных проблем. И тогда альянс "КПРФ - местная власть" сохраняется и крепнет, несмотря на противодействие со стороны центральных властей.
Для определения тактики по отношению к правительственным структурам нужно четко определить, на каком этапе развития находится страна. Она уже не социалистическая, но еще и не капиталистическая. Такое переходное состояние не может быть длительным и устойчивым. И стратегическая задача КПРФ - обеспечить возврат России на социалистический путь. Для этого необходимо поддерживать и усилия правительства, направленные на обуздание стихии капиталистического накопительства и хищничества.
Это требует участия оппозиции в выработке и осуществлении программ, тормозящих грабительскую капитализацию страны.
И, второе, еще большую угрозу для будущего страны представляют планы Запада, рассчитанные не только на ее колонизацию, но и уничтожение России как геополитической силы, способной влиять на мировое развитие.
Эти чудовищные планы фактически и не скрываются. Вспомним высказывания таких ведущих политологов Запада, как Бжезинский и некоторые другие: Россия - "лишняя страна", Россия - "черная дыра" и т.п.
В.Путин пришел к власти под лозунгом восстановления глобальной роли нашей страны, укрепления ее государственности. Именно на реализацию этих обещаний должна быть направлена наша послевыборная политика. Иначе враждебные России внешние и внутренние силы толкнут его в диаметрально противоположную сторону.
Нам следует использовать широкий спектр методов и средств разоблачения разрушительных, ведущих к дальнейшей деградации российской государственности, действий и намерений властей. С другой стороны, дистанцирование от мер, отвергаемых народом, должно, в то же время, сопровождаться поддержкой шагов В.В.Путина и Правительства, направленных на укрепление экономики, политической стабильности, правопорядка, помощь армии, ВПК, достижение консолидации общества на патриотической основе. Только так, совместными усилиями всех заинтересованных в возрождении России и влиянием оппозиции на дела Правительства можно оздоровить внутриполитическую обстановку, укрепить внешнеполитические позиции страны, поднять жизненный уровень народа. А это и есть цели нашей политики на данном этапе. В этом сегодня и должна проявиться созидательная роль КПРФ, единственно способная привлечь к ней граждан (а их большинство), уже отошедших от коммунистической идеологии.
Члены Комиссии активно участвовали в подготовке и проведении всех общепартийных мероприятий и ряда документов партии. Работа строилась в обстановке товарищеского взаимопонимания при отсутствии даже элементов конфронтации или несогласия. К сожалению, многое из намеченного оказалось не реализованным. Наладив в работу в центре, мы порой мало помогали региональным организациям КПРФ в налаживании межпартийного сотрудничества. Серьезным упущением стала медлительность в подготовке нового варианта ряда принципиальных важных законопроектов: о политических партиях, правовых гарантиях оппозиционной деятельности, трудовых коллективах, обращениях граждан, финансировании политических объединений, фондах, творческих союзах, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях и других, ранее отклоненных либо Президентом, либо Советом Федерации. Наша Комиссия не обросла достаточным количеством структурных подразделений. Круг ее актива, к сожалению, узок. Недостаточно оперативно внедряются новые формы работы, в том числе связанные с использованием компьютерной техники (в частности, Интернет).
Ряд, наших предложений, внесенных в руководящие органы КПРФ, не только не реализован, но даже и рассмотрен. Хотелось бы воспроизвести некоторые из них.
Назрела необходимость создания в Государственной Думе неформального депутатского объединения (типа политического клуба), где депутаты разных направлений могли бы обмениваться информацией, уточнять свою позицию, находить взаимоприемлемые подходы. Такой клуб можно было бы создать при помощи Организационного управления при Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций, имея в виду, что постепенно в состав этого клуба войдут и представители тех партий и политических движений, которые не представлены в Думе.
Для определения принципов (идеологии) межпартийного сотрудничества в Думе (и разработки, на этой основе, законодательных норм, обеспечивающих такое сотрудничество) необходимо провести в первом полугодии 2001 года научно-практическую конференцию, посвященную этой проблеме. На конференции можно было бы обобщить опыт межпартийного сотрудничества в Государственной Думе.
Необходимо также чаще проводить в интересах сплочения оппозиции способствующие этому мероприятия; круглые столы, семинары, слушания, создавать межфракционные рабочие комиссии, готовить совместные заявления и т.д.
Особенно необходимо усилить помощь нашим фракциям в региональных законодательных органах, подготовив аналитический материал, раскрывающий формы и методы межпартийного сотрудничества. Следовало бы провести в ЦК КПРФ семинар по данной проблеме:
- сформировать региональные координационные и межрегиональные органы НПСР;
- создать в регионах под эгидой НПСР "опорные точки" по печатанию и размножению изданий, отвечающих интересам НПСР;
- региональным организациям НПСР отработать средства и методы давления на власть для гарантии соблюдения законов страны и защиты интересов простых граждан;
- улучшить материально-техническую базу НПСР;
- образовать группы юристов с целью защиты исков официальных представителей НПСР в региональных судах;
- создать пропагандистские и лекторские группы, состоящей из высококвалифицированных специалистов;
- организовать изучение идеологических, экономических, социальных, демографических проблем русского народа, возможно открыть научно-исследовательский Национальный Центр изучения проблем русской нации;
Проблема финансового обеспечения Движения требует создания производственно-коммерческих структур и формирования горизонтальных связей между регионами.
Остро встает вопрос о выработке общей идеологии НПСР. Она не может быть узкопартийной (т.е. совпадающей с идеологией КПРФ), так как в НПСР (а в этом его сила!) входят как левые, так и лево-центрические и даже центристские организации.
Основной идеологической константой НПСР является отношение к России как матери - Родине. Кто готов жить и сражаться ради возрождения и процветания России, тот наш сподвижник или союзник. Для кого величие России, благоденствие ее граждан - лишь средство достижения каких-то иных целей (партийных, клановых, личных), тот может быть лишь попутчиком НПСР. Это, в первую очередь, относится к таким громким объединениям как "Медведь", ОВР, ЛДПР и т.д. Но и в этих организациях немало людей, разделяющих идеи НПСР. И с ними тоже нужно устанавливать союзнические отношения.
Особо стоит вопрос об усилении нашего влияния на патриотически настроенную часть предпринимателей. В свое время предполагалось создать клубы имени К.Минина, братьев Третьяковых и других предпринимателей, внесших выдающийся вклад в историю России. Необходимо снова вернуться к этому предложению и помочь предпринимателям-патриотам объединиться в региональных и общефедеральном масштабах.
Возможно, и даже необходимо создание с участием предпринимателей некоммерческих фондов, оказывающих ту или иную материальную помощь как правительственным, так и оппозиционным организациям. Это гоже делается на Западе, где прекрасно понимают, что оппозиция рано или поздно становится властью.
Мы считаем, что учет этих предложений в работе ЦК КПРФ обогатит нашу работу по налаживанию контактов с другими политическими партиями и движениями, прежде всего патриотической ориентации.
В. Зоркальцев
12.09.2000