08 сентября 2009
1926

Отель наполовину пуст

Наполняемость новосибирских гостиниц упала на 35-70%
Кризис заставил новосибирских отельеров быть сговорчивее: впервые за последние десять лет они предлагают скидки и даже снижают цены. Тем не менее, сегмент остается потенциально привлекательным для инвестирования: на реализацию гостиничного проекта уйдет несколько лет, и отель начнет работать как раз накануне нового подъема, объясняют эксперты.

Представительская экономия

Кризис, как пришлось убедиться отельерам, явно научил различные коммерческие компании бережливости.

"Интерес к Новосибирску не пропал, но компании стали экономить на поездках менеджеров", - считает генеральный директор туристической фирмы "Полярная звезда-Сибирь" Людмила Романова. "Если раньше при малейшей необходимости менеджер садился в самолет и мчался в Новосибирск, то теперь хорошим тоном стало считать расходы", - подчеркивает она.

Из-за экономии средств компании стремятся общаться, пользуясь традиционными средствами коммуникации или видеоконференцсвязью. А те, кто все-таки приезжает в длительную командировку, вместо гостиницы снимают квартиру.

О снижении количества приезжих говорят и показатели аэропорта "Толмачево". По информации Транспортно-клиринговой палаты (ТКП), в первом полугодии 2009 года "Толмачево" приняло 690 500 пассажиров, что на 21% меньше, чем в первом полугодии 2008 года.

"Поток гостей сократился за счет представителей иностранных и федеральных компаний, рассматривающих возможности экспансии в Новосибирск", - добавляет директор агентства недвижимости "Дело Проф" Петр Мельников. По его словам, большинство нынешних приезжих - это менеджеры из центра, отправленные на несколько месяцев "спасать бизнес" в регионе. "Таким "пожарникам" не до представительских расходов", - полагает риэлтор.

Кризис для маленьких

По данным владельца отеля "Ривер Парк" (бывшая гостиница "Обь") Олега Торопкина, из-за кризиса новосибирские гостиницы в среднем не досчитались от 35% до 70% постояльцев.

Оказавшись в сложном положении, многим отельерам пришлось пересмотреть ценовую политику, рассказывает Торопкин. "Но в ,,Ривер Парк" тариф ,,от стойки" остался неизменным. Явное снижение цен для отелей, особенно крупных, оборачивается потерей имиджа - изменяется социальный статус постояльцев, а ведь именно он определяет лицо отеля", - убежден собеседник.

Впрочем, подстраиваться под нужды бережливой аудитории все же приходится. "Возможно снижение цен при обслуживании крупных корпоративных заказов - как при проживании, так и при проведении различных мероприятий - тренингов, семинаров", - признает Торопкин. По его мнению, оживление на рынке гостиничных услуг Новосибирска наступит не ранее, чем через пять и более лет. "Вспомните 1998 год, - приводит он пример. - После него рынок достиг докризисных показателей лишь к 2003 году. А нынешний спад - более продолжительный".

При этом в наиболее тяжелом положении оказались небольшие отели. "Как правило, к ним обращались в случае дефицита номерного фонда в основных гостиницах города, и клиенты их разыскивали сами. Сейчас же приходится тратиться на рекламу, продвижение. Это тяжелая ноша для их небольшого бюджета", - объясняет Торопкин.

Мечты об Олимпиаде

Различные городские мероприятия, форумы, ярмарки не спасают положение гостиниц. "В лучшем случае в город в эти дни приезжает сотня-другая гостей. Для номерного фонда Новосибирска - это капля в море", - рассказывает директор гостиницы "На набережной" Александр Мужев.

"В ситуации спада исправить ситуацию с посещаемостью могли бы разве что Олимпийские игры или еще одно солнечное затмение. Поэтому цены снизили практически все городские гостиницы", - утверждает Мужев.

Так, "На набережной" снизила цены на 40% - это коснулось как проживания, так и дополнительных услуг.

Наполняемость упала на 70%, признается директор расположенного в центре отеля "De Luxe" Ольга Отмахова. "Учимся работать при минимальной марже, а то и в ноль", - объясняет собеседница.

По сравнению с крупными гостиничными комплексами мини-отели действительно оказались в наиболее сложном положении.

"Из-за небольшого номерного фонда у нас нет возможности участвовать в системе online- бронирования. В отеле, где всего 6-7 номеров, держать даже два номера постоянно свободными на всякий случай - непозволительная роскошь!" - рассказывает Отмахова.

Все большую роль в продвижении отеля начинает играть индивидуальный подход, говорит она: "Остановившись у нас хотя бы однажды, постоялец дает рекомендации своим знакомым". Клиенты ценят даже такую мелочь, как отсутствие бюрократии, отмечает менеджер: "Предложения потенциальных клиентов мы рассматриваем моментально - в то время как в больших гостиничных комплексах бумага медленно ползет до директора через цепочку должностных лиц".

"Долина" оптимизма

А вот в гостинице "Золотая Долина" в Академгородке снижение наполняемости незначительное, как утверждает её директор Алексей Черепанов. "По итогам прошедших месяцев 2009 года средняя наполняемость гостиницы - более 50%, и это неплохой показатель по отрасли", - подчеркивает он. Стоит напомнить, что "Золотая Долина" - гостиница ведомственная, поэтому ее наполняемость зависит не только от количества частных туристов, но и проводимых мероприятий научных институтов. "Несмотря на кризис, различные конференции, симпозиумы по-прежнему проводятся, поэтому у нас остаются клиенты", - объясняет топ-менеджер.

Любопытно, что наиболее бурно с начала 90-х годов в Новосибирской области развивался сегмент небольших придорожных "трактиров", сочетающий заведение общепита, небольшую гостиницу и сопутствующий комплекс услуг. "Это был интересный сегмент для частных инвесторов - объем инвестиций небольшой, а окупаемость быстрая", - вспоминает аналитик по недвижимости Дмитрий Сапунов. Однако кризис не пощадил и этот демократичный сегмент. Объемы грузоперевозок упали в разы, а вместе с ними - и вся сопутствующая инфраструктура, - объясняет Сапунов.

Инвесторы в задумчивости

Неудивительно, что инвесторы большинства новосибирских гостиничных проектов временно приостановили их реализацию.

В частности, заморожены проекты строительства отелей "Кемпински", "Аккор" (компания "Строймастер"), "Редиссон", "Sky City". Не спешит переделывать в пятизвездочный отель свою гостиницу "Центральная" ее владелец Александр Ракшин. Медлит с открытием и единственный зарубежный отель "Хилтон", в очередной раз перенеся дату открытия с осени 2009 года "на несколько месяцев". Нет подвижек и в гостиничных проектах, связанных с реконструкцией. Например, алтайская компания "Сибма" еще в 2006 году приобрела в Нвоосибирске здание Совнархоза. Тогда "Сибма" объявила о намерении создать вместо него 4-5-звездный отель, но здание до сих пор функционирует как рядовой офисный центр.

"Тактика управляющих оправданна - в условиях снижения количества постояльцев содержать отель в ,,полной боевой готовности" очень накладно", - полагает директор исследовательской компании "RID Analytics" Елена Ермолаева.

Тем не менее, гостиничный сегмент Новосибирска остается потенциально интересным для инвестирования, уверена Ермолаева. "Несмотря на долгие сроки окупаемости, гостиницы приносят стабильный доход, - поясняет она. - На реализацию проекта уйдет несколько лет, и сданный в эксплуатацию объект может успеть в как раз к началу подъема".

По ее мнению, для небольших отелей интересны проекты высокого класса, а если говорить о масштабных проектах, то самый перспективный сегмент - не выше трех звезд.

"Инвестировать в небольшие отели Новосибирска по-прежнему интересно", - соглашается управляющий партнер исследовательской компании "DSO Consulting" Сергей Дьячков. По его расчетам, для недорогого отеля на 10-20 номеров объем инвестиций составит от 500 тысяч до 1 миллиона долларов. При этом годовая выручка (до вычета операционных и других издержек) может достигать 150-170 тысяч долларов. То есть проект может окупится за 5-6 лет при условии удачной концепции, местоположения и сервиса, добавляет эксперт.

Однако Александр Мужев считает расчеты Дьячкова излишне оптимистичными. "Особенность гостиничного бизнеса - высокие издержки, поэтому окупаемость отелей составляет 10 лет и более", - уверен он. Согласен с Мужевым и Торопкин. В условиях кризиса рентабельность отелей упала, а сроки окупаемости выросли, рассказывает он.

"На растущем рынке средние и крупные гостиницы окупались более 10 лет, а сейчас - еще дольше. Тем не менее ниша массовых гостиниц уровня 3 звезды в Новосибирске перспективна для инвесторов: спрос на них еще не удовлетворен", - указывает Торопкин.


Справка "Newsib"

Крупнейшие гостиницы города - "Новосибирск" (448 мест), "Обь" (416 мест), "Сибирь" (357 мест), "Центральная" (300 мест), "Северная" (289 мест), "Золотая долина" (190 мест). Сертификацию по уровню звездности прошла только "Сибирь" - три звезды. По данным института "Новосибгражданпроект", на начало 2009 года на крупные гостиницы приходилось около 60% рынка гостиничных услуг Новосибирска в денежном выражении.

Гостиница Минимальная цена за номер за сутки Максимальная цена за номер за сутки

Квартиры под гостиницы по центральным магистралям города 1800 рублей за 2-местный номер 4000 рублей за 3-местный

Центральная 800 4100
Северная 735 4000
Сибирь 2050 9200
Золотая Долина 1490 7200
Ривер Парк 2575 12000
Новосибирск 1990 8100


Яна Янушкевич

08.09.2009

biz.newsib.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован