Наполняемость новосибирских гостиниц упала на 35-70%
Кризис заставил новосибирских отельеров быть сговорчивее: впервые за последние десять лет они предлагают скидки и даже снижают цены. Тем не менее, сегмент остается потенциально привлекательным для инвестирования: на реализацию гостиничного проекта уйдет несколько лет, и отель начнет работать как раз накануне нового подъема, объясняют эксперты.
Представительская экономия
Кризис, как пришлось убедиться отельерам, явно научил различные коммерческие компании бережливости.
"Интерес к Новосибирску не пропал, но компании стали экономить на поездках менеджеров", - считает генеральный директор туристической фирмы "Полярная звезда-Сибирь" Людмила Романова. "Если раньше при малейшей необходимости менеджер садился в самолет и мчался в Новосибирск, то теперь хорошим тоном стало считать расходы", - подчеркивает она.
Из-за экономии средств компании стремятся общаться, пользуясь традиционными средствами коммуникации или видеоконференцсвязью. А те, кто все-таки приезжает в длительную командировку, вместо гостиницы снимают квартиру.
О снижении количества приезжих говорят и показатели аэропорта "Толмачево". По информации Транспортно-клиринговой палаты (ТКП), в первом полугодии 2009 года "Толмачево" приняло 690 500 пассажиров, что на 21% меньше, чем в первом полугодии 2008 года.
"Поток гостей сократился за счет представителей иностранных и федеральных компаний, рассматривающих возможности экспансии в Новосибирск", - добавляет директор агентства недвижимости "Дело Проф" Петр Мельников. По его словам, большинство нынешних приезжих - это менеджеры из центра, отправленные на несколько месяцев "спасать бизнес" в регионе. "Таким "пожарникам" не до представительских расходов", - полагает риэлтор.
Кризис для маленьких
По данным владельца отеля "Ривер Парк" (бывшая гостиница "Обь") Олега Торопкина, из-за кризиса новосибирские гостиницы в среднем не досчитались от 35% до 70% постояльцев.
Оказавшись в сложном положении, многим отельерам пришлось пересмотреть ценовую политику, рассказывает Торопкин. "Но в ,,Ривер Парк" тариф ,,от стойки" остался неизменным. Явное снижение цен для отелей, особенно крупных, оборачивается потерей имиджа - изменяется социальный статус постояльцев, а ведь именно он определяет лицо отеля", - убежден собеседник.
Впрочем, подстраиваться под нужды бережливой аудитории все же приходится. "Возможно снижение цен при обслуживании крупных корпоративных заказов - как при проживании, так и при проведении различных мероприятий - тренингов, семинаров", - признает Торопкин. По его мнению, оживление на рынке гостиничных услуг Новосибирска наступит не ранее, чем через пять и более лет. "Вспомните 1998 год, - приводит он пример. - После него рынок достиг докризисных показателей лишь к 2003 году. А нынешний спад - более продолжительный".
При этом в наиболее тяжелом положении оказались небольшие отели. "Как правило, к ним обращались в случае дефицита номерного фонда в основных гостиницах города, и клиенты их разыскивали сами. Сейчас же приходится тратиться на рекламу, продвижение. Это тяжелая ноша для их небольшого бюджета", - объясняет Торопкин.
Мечты об Олимпиаде
Различные городские мероприятия, форумы, ярмарки не спасают положение гостиниц. "В лучшем случае в город в эти дни приезжает сотня-другая гостей. Для номерного фонда Новосибирска - это капля в море", - рассказывает директор гостиницы "На набережной" Александр Мужев.
"В ситуации спада исправить ситуацию с посещаемостью могли бы разве что Олимпийские игры или еще одно солнечное затмение. Поэтому цены снизили практически все городские гостиницы", - утверждает Мужев.
Так, "На набережной" снизила цены на 40% - это коснулось как проживания, так и дополнительных услуг.
Наполняемость упала на 70%, признается директор расположенного в центре отеля "De Luxe" Ольга Отмахова. "Учимся работать при минимальной марже, а то и в ноль", - объясняет собеседница.
По сравнению с крупными гостиничными комплексами мини-отели действительно оказались в наиболее сложном положении.
"Из-за небольшого номерного фонда у нас нет возможности участвовать в системе online- бронирования. В отеле, где всего 6-7 номеров, держать даже два номера постоянно свободными на всякий случай - непозволительная роскошь!" - рассказывает Отмахова.
Все большую роль в продвижении отеля начинает играть индивидуальный подход, говорит она: "Остановившись у нас хотя бы однажды, постоялец дает рекомендации своим знакомым". Клиенты ценят даже такую мелочь, как отсутствие бюрократии, отмечает менеджер: "Предложения потенциальных клиентов мы рассматриваем моментально - в то время как в больших гостиничных комплексах бумага медленно ползет до директора через цепочку должностных лиц".
"Долина" оптимизма
А вот в гостинице "Золотая Долина" в Академгородке снижение наполняемости незначительное, как утверждает её директор Алексей Черепанов. "По итогам прошедших месяцев 2009 года средняя наполняемость гостиницы - более 50%, и это неплохой показатель по отрасли", - подчеркивает он. Стоит напомнить, что "Золотая Долина" - гостиница ведомственная, поэтому ее наполняемость зависит не только от количества частных туристов, но и проводимых мероприятий научных институтов. "Несмотря на кризис, различные конференции, симпозиумы по-прежнему проводятся, поэтому у нас остаются клиенты", - объясняет топ-менеджер.
Любопытно, что наиболее бурно с начала 90-х годов в Новосибирской области развивался сегмент небольших придорожных "трактиров", сочетающий заведение общепита, небольшую гостиницу и сопутствующий комплекс услуг. "Это был интересный сегмент для частных инвесторов - объем инвестиций небольшой, а окупаемость быстрая", - вспоминает аналитик по недвижимости Дмитрий Сапунов. Однако кризис не пощадил и этот демократичный сегмент. Объемы грузоперевозок упали в разы, а вместе с ними - и вся сопутствующая инфраструктура, - объясняет Сапунов.
Инвесторы в задумчивости
Неудивительно, что инвесторы большинства новосибирских гостиничных проектов временно приостановили их реализацию.
В частности, заморожены проекты строительства отелей "Кемпински", "Аккор" (компания "Строймастер"), "Редиссон", "Sky City". Не спешит переделывать в пятизвездочный отель свою гостиницу "Центральная" ее владелец Александр Ракшин. Медлит с открытием и единственный зарубежный отель "Хилтон", в очередной раз перенеся дату открытия с осени 2009 года "на несколько месяцев". Нет подвижек и в гостиничных проектах, связанных с реконструкцией. Например, алтайская компания "Сибма" еще в 2006 году приобрела в Нвоосибирске здание Совнархоза. Тогда "Сибма" объявила о намерении создать вместо него 4-5-звездный отель, но здание до сих пор функционирует как рядовой офисный центр.
"Тактика управляющих оправданна - в условиях снижения количества постояльцев содержать отель в ,,полной боевой готовности" очень накладно", - полагает директор исследовательской компании "RID Analytics" Елена Ермолаева.
Тем не менее, гостиничный сегмент Новосибирска остается потенциально интересным для инвестирования, уверена Ермолаева. "Несмотря на долгие сроки окупаемости, гостиницы приносят стабильный доход, - поясняет она. - На реализацию проекта уйдет несколько лет, и сданный в эксплуатацию объект может успеть в как раз к началу подъема".
По ее мнению, для небольших отелей интересны проекты высокого класса, а если говорить о масштабных проектах, то самый перспективный сегмент - не выше трех звезд.
"Инвестировать в небольшие отели Новосибирска по-прежнему интересно", - соглашается управляющий партнер исследовательской компании "DSO Consulting" Сергей Дьячков. По его расчетам, для недорогого отеля на 10-20 номеров объем инвестиций составит от 500 тысяч до 1 миллиона долларов. При этом годовая выручка (до вычета операционных и других издержек) может достигать 150-170 тысяч долларов. То есть проект может окупится за 5-6 лет при условии удачной концепции, местоположения и сервиса, добавляет эксперт.
Однако Александр Мужев считает расчеты Дьячкова излишне оптимистичными. "Особенность гостиничного бизнеса - высокие издержки, поэтому окупаемость отелей составляет 10 лет и более", - уверен он. Согласен с Мужевым и Торопкин. В условиях кризиса рентабельность отелей упала, а сроки окупаемости выросли, рассказывает он.
"На растущем рынке средние и крупные гостиницы окупались более 10 лет, а сейчас - еще дольше. Тем не менее ниша массовых гостиниц уровня 3 звезды в Новосибирске перспективна для инвесторов: спрос на них еще не удовлетворен", - указывает Торопкин.
Справка "Newsib"
Крупнейшие гостиницы города - "Новосибирск" (448 мест), "Обь" (416 мест), "Сибирь" (357 мест), "Центральная" (300 мест), "Северная" (289 мест), "Золотая долина" (190 мест). Сертификацию по уровню звездности прошла только "Сибирь" - три звезды. По данным института "Новосибгражданпроект", на начало 2009 года на крупные гостиницы приходилось около 60% рынка гостиничных услуг Новосибирска в денежном выражении.
Гостиница Минимальная цена за номер за сутки Максимальная цена за номер за сутки
Квартиры под гостиницы по центральным магистралям города 1800 рублей за 2-местный номер 4000 рублей за 3-местный
Центральная 800 4100
Северная 735 4000
Сибирь 2050 9200
Золотая Долина 1490 7200
Ривер Парк 2575 12000
Новосибирск 1990 8100
Яна Янушкевич
08.09.2009
biz.newsib.ru