Уважаемый Сергей Борисович!
Согласно указу Президента Российской Федерации В.В. Путина, 2017 год объявлен годом экологии. Таким официальным образом на самом высоком государственном уровне обозначена важность решения экологических проблем.
Экологические проблемы, в том числе и проблема глобального потепления затрагивает всё человечество, и об этом неоднократно прозвучало в докладах на Конференции по климату в Париже, проходившей в ноябре-декабре 2015 года. В этой международной конференции приняли участие главы государств и правительств более 150 стран. По числу стран-участниц Парижская конференцию значительно превзошла предыдущую конференцию по климату, состоявшуюся в декабре 1997 г. в Киото (Япония), где был подписан международный документ – Киотский протокол, обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
Россия также не осталась в стороне от Парижского соглашения, объявив о своём намерении сократить выбросы парниковых газов всего лишь на 5 % – с 25 % до 20 % к 2030 году по сравнению с 1990 годом, ссылаясь на лесные массивы, площадь которых составляет около одной четверти площади леса во всём мире. Заявленный только в намерении, а не в обязательствах, принятых другими государствами, сравнительно небольшой процент сокращения выбросов означает, что в России, в отличие от других стран, якобы нет оснований беспокоится о загрязнении окружающей среды газовыми выбросами автомобильного транспорта, парализованного дорожными заторами в крупных городах, о загрязнении выбросами давно устаревших тепловых электростанций с очень низким коэффициентом полезного действия и многих других больших и малых агрегатов, неэффективно потребляющих углеводородное топливо. Как будто в России не накапливаются горы мусора, который не подвергается переработке и утилизации, как это делается во всех цивилизованных странах, и при этом производятся вторичное сырьё, энергия и тепло. Как будто в России нет гигантских гидроэлектростанций, при строительстве которых на равнинных реках затоплены чрезвычайно большие площади лугов, плодородных земель и лесных массивов, которые все вместе смогли бы поглощать огромное количество парниковых газов, поставляя живительный кислород, и тем самым предотвращать чрезмерное накопление диоксида углерода в атмосфере, приводящее к глобальному потеплению.
В большинстве случаев многие экологические проблемы в нашем отечестве рождаются не преднамеренно, а по незнанию. Приведём один лишь пример. Многим водителям, простаивающим часами в многокилометровых пробках в крупных городах, не ведомо, что общественный транспорт, наземный и подземный, во много раз экономичнее и эффективнее личного и что он гораздо меньше загрязняет воздух. Они не знают, что такое парниковые газы и что такое глобальное потепление. И во многом не их вина в том, что они оказались свободными от знаний о природе, ведь в школе их крепко-накрепко привязывали к компьютеру, порождая тем самым компьютероманию, от которой очень трудно избавиться, и заставляли бедных учеников, испытавших отвращение от учёбы, выкладывать в интернете никому не нужные задания, и с такой «архиважной» обязательной работой они не состоянии справиться даже вместе со своими сердобольными родителями, кровно заинтересованными в том, чтобы их дети хорошо учились, а не тратили драгоценное школьное время на пустые компьютерные развлечения. На изучение же дисциплин о природе не хватает времени. В школьных программах нет и экологии – науки о сохранении природы. Этой дисциплины нет и в программах многих российских вузов, где готовят «экономистов», «юристов» и прочих якобы специалистов. Универсальный курс экологии, рассчитанный на широкий круг обучающихся, изложен в доступной форме в учебнике автора «Экология» (М.: Директ-Медиа, 2015).
Введение «Экологии» в учебный процесс вполне можно провести без превышения нагрузки: вместо предмета «Безопасность жизнедеятельности» целесообразно ввести «Экологию», где безопасность жизнедеятельности будет составлять некоторую её часть. При таком введении причина и следствия станут на свои места: многие бедствия обуславливают экологические проблемы, а при их решении прямо или косвенно будет повышаться безопасность жизнедеятельности. Дополнительно время вполне можно выделить за счёт сокращения бесполезной компьютерной работы.
Изучение экологии и в средних школах, и во всех вузах очень важно, целесообразно и полезно каждому школьнику и каждому студенту вне зависимости от профиля образования особенно в настоящее время, когда стремительное нашествие цивилизации на природу приводит не только к повсеместному загрязнению окружающей среды, но и к надвигающейся экологической катастрофе, одно из проявлений которой заключается в наблюдающемся глобальном потеплении. Если бы эту простую истину усвоили высокопоставленные чиновники в нашем отечестве, то оригинальные намерения, представленные на государственном уровне для Парижского соглашения по климату, превратились бы в реальные дела по налаживанию многоступенчатой системы экологического образования и, как следствие, по сбережению природных ресурсов и сохранению природы в естественном состоянии.
Полностью предотвратить все экологические процессы, включая глобальное потепление, современное человечество не в силах, не смотря на его огромный интеллектуальный и технологический потенциал. Однако их существенно замедлить пока ещё возможно, если каждый живущий на Земле внесёт свою посильную лепту в решение этой важных глобальных проблем. Если каждый воспитанный и образованный человек на своём рабочем месте или находясь дома, или на отдыхе будет думать не только о себе и собственном материальном благополучии, но и о ближнем своём. Только в этом случае будет меньше загрязняться окружающая среда, сократятся выбросы парниковых и других вредных газов и, следовательно, замедлится процесс глобального потепления, будет чище воздух, будет оживать природа и многие проблемы будут решаться сами собой, без затрат гигантских природных ресурсов.
Для координации многоплановой работы по решению экологических проблем в России предлагаю учредить межведомственную рабочую группу по экологической стратегии, включающую учёных в области экологии и защиты окружающей среды с полномочиями проведения экологической экспертизы законопроектов, нацеленных на сбережение природных ресурсов, сохранение природы и налаживание системы экологического образования.
Буду благодарен за ответ.
Карпенков Степан Харланович,
профессор, лауреат Государственной премии РФ
и премий Правительства РФ 12.01.16 г.