Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
12 января 2016
3448

Открытое письмо Администрации Президента РФ Руководителю Администрации Президента Российской Федерации С.Б. Иванову

                                    Уважаемый Сергей Борисович!

Согласно указу Президента Российской Федерации В.В. Путина, 2017 год объявлен годом экологии. Таким официальным образом на самом высоком государственном уровне обозначена важность решения экологических проблем.

Экологические проблемы, в том числе и проблема глобального потепления затрагивает всё человечество, и об этом неоднократно прозвучало в докладах на Конференции по климату в Париже, проходившей в ноябре-декабре 2015 года. В этой международной конференции приняли участие главы государств и правительств более 150 стран. По числу стран-участниц Парижская конференцию значительно превзошла предыдущую конференцию по климату, состоявшуюся в декабре 1997 г. в Киото (Япония), где был подписан международный документ – Киотский протокол, обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

Россия также не осталась в стороне от Парижского соглашения, объявив о своём намерении сократить выбросы парниковых газов всего лишь на 5 % – с 25 % до 20 % к 2030 году по сравнению с 1990 годом, ссылаясь на лесные массивы, площадь которых составляет около одной четверти площади леса во всём мире. Заявленный только в намерении, а не в обязательствах, принятых другими государствами, сравнительно небольшой процент сокращения выбросов означает, что в России, в отличие от других стран, якобы нет оснований беспокоится о загрязнении окружающей среды газовыми выбросами автомобильного транспорта, парализованного дорожными заторами в крупных городах, о загрязнении выбросами давно устаревших тепловых электростанций с очень низким коэффициентом полезного действия и многих других больших и малых агрегатов, неэффективно потребляющих углеводородное топливо. Как будто в России не накапливаются горы мусора, который не подвергается переработке и утилизации, как это делается во всех цивилизованных странах, и при этом производятся вторичное сырьё, энергия и тепло. Как будто в России нет гигантских гидроэлектростанций, при строительстве которых на равнинных реках затоплены чрезвычайно большие площади лугов, плодородных земель и лесных массивов, которые все вместе смогли бы поглощать огромное количество парниковых газов, поставляя живительный кислород, и тем самым предотвращать чрезмерное накопление диоксида углерода в атмосфере, приводящее к глобальному потеплению.

В большинстве случаев многие экологические проблемы в нашем отечестве рождаются не преднамеренно, а по незнанию. Приведём один лишь пример. Многим водителям, простаивающим часами в многокилометровых пробках в крупных городах, не ведомо, что общественный транспорт, наземный и подземный, во много раз экономичнее и эффективнее личного и что он гораздо меньше загрязняет воздух. Они не знают, что такое парниковые газы и что такое глобальное потепление. И во многом не их вина в том, что они оказались свободными от знаний о природе, ведь в школе их крепко-накрепко привязывали к компьютеру, порождая тем самым компьютероманию, от которой очень трудно избавиться, и заставляли бедных учеников, испытавших отвращение от учёбы, выкладывать в интернете никому не нужные задания, и с такой «архиважной» обязательной работой они не состоянии справиться даже вместе со своими сердобольными родителями, кровно заинтересованными в том, чтобы их дети хорошо учились, а не тратили драгоценное школьное время на пустые компьютерные развлечения. На изучение же дисциплин о природе не хватает времени. В школьных программах нет и экологии – науки о сохранении природы. Этой дисциплины нет и в программах многих российских вузов, где готовят «экономистов», «юристов» и прочих якобы специалистов. Универсальный курс экологии, рассчитанный на широкий круг обучающихся, изложен в доступной форме в учебнике автора «Экология» (М.: Директ-Медиа, 2015).

Введение «Экологии» в учебный процесс вполне можно провести без превышения нагрузки: вместо предмета «Безопасность жизнедеятельности» целесообразно ввести «Экологию», где безопасность жизнедеятельности будет составлять некоторую её часть. При таком введении причина и следствия станут на свои места: многие бедствия обуславливают экологические проблемы, а при их решении прямо или косвенно будет повышаться безопасность жизнедеятельности. Дополнительно время вполне можно выделить за счёт сокращения бесполезной компьютерной работы.

Изучение экологии и в средних школах, и во всех вузах очень важно, целесообразно и полезно каждому школьнику и каждому студенту вне зависимости от профиля образования особенно в настоящее время, когда стремительное нашествие цивилизации на природу приводит не только к повсеместному загрязнению окружающей среды, но и к надвигающейся экологической катастрофе, одно из проявлений которой заключается в наблюдающемся глобальном потеплении. Если бы эту простую истину усвоили высокопоставленные чиновники в нашем отечестве, то оригинальные намерения, представленные на государственном уровне для Парижского соглашения по климату, превратились бы в реальные дела по налаживанию многоступенчатой системы экологического образования и, как следствие, по сбережению природных ресурсов и сохранению природы в естественном состоянии.

Полностью предотвратить все экологические процессы, включая глобальное потепление, современное человечество не в силах, не смотря на его огромный интеллектуальный и технологический потенциал. Однако их существенно замедлить пока ещё возможно, если каждый живущий на Земле внесёт свою посильную лепту в решение этой важных глобальных проблем. Если каждый воспитанный и образованный человек на своём рабочем месте или находясь дома, или на отдыхе будет думать не только о себе и собственном материальном благополучии, но и о ближнем своём. Только в этом случае будет меньше загрязняться окружающая среда, сократятся выбросы парниковых и других вредных газов и, следовательно, замедлится процесс глобального потепления, будет чище воздух, будет оживать природа и многие проблемы будут решаться сами собой, без затрат гигантских природных ресурсов.

Для координации многоплановой работы по решению экологических проблем в России предлагаю учредить межведомственную рабочую группу по экологической стратегии, включающую учёных в области экологии и защиты окружающей среды с полномочиями проведения экологической экспертизы законопроектов, нацеленных на сбережение природных ресурсов, сохранение природы и налаживание системы экологического образования.

            Буду благодарен за ответ.

 

Карпенков Степан Харланович,

профессор, лауреат Государственной премии РФ

и премий Правительства РФ                                                    12.01.16 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован