03 сентября 2004
1913

Отрезок жизни, длиной в десять лет

В жизни военного человека существует несколько этапных вех, которые, подобно стрелке компаса, определяют его судьбу и служебное положение на годы вперед. На начальном этапе, это, конечно же, принятие Военной присяги, затем присвоение первого офицерского звания.

В тот день, когда на училищном плацу вчерашним курсантам вручают золотые погоны, каждый надеется, что наступит тот миг, когда мечты о `маршальском жезле` станут реальностью. Если военный человек говорит, что он никогда не стремился получить очередное воинское звание - значит, он лукавит. Военная служба с ее четкой иерархичностью по самой своей сути предполагает у офицера здоровое честолюбие. Но далеко не всем удается дойти до того важнейшего события в служебной биографии, когда президентским указом присваивается воинское звание - генерал. У начальника Северо-Восточного пограничного управления генерал-лейтенанта Валерия Владимировича Путова это случилось десять лет назад - 3 сентября 1994 года.

И, конечно же, я не мог не спросить о том, чем же запомнился этот день Валерию Владимировичу?

- Вы знаете, в подробностях почти не помню его. Ведь прошло столько лет. Я служил тогда в Абакане, занимая должность заместителя начальника Забайкальского пограничного округа - начальника оперативно-войскового отдела. Хорошо помню, что, когда по обыкновению поздно вернулся домой и сообщил жене о присвоении мне воинского звания генерал-майор, она расплакалась. Непрост путь офицера-пограничника к высотам генеральского звания: дальние гарнизоны, переезды, прорывные участки, на которых приходилось трудиться, забыв о личном времени… И на этом пути полноправной соратницей и спутницей остается жена, которая в равной степени делит все радости и печали, выпадающие нам.

По традициям тех лет первым офицера с присвоением генеральского звания должен был поздравлять генерал-полковник Андрей Иванович Николаев, возглавлявший Пограничную службу, либо по поручению первого лица кто-то из его заместителей. Мне объявил о президентском указе генерал-лейтенант Николай Николаевич Бордюжа 5 сентября. Он же вручил поздравительную грамоту, подписанную Николаевым. Хотя командующий Забайкальским пограничным округом Александр Михайлович Еремин сообщил о присвоении генеральского звания уже в день подписания президентом указа.

В моей жизни это было весьма значимое и волнующее событие, тем более, если учесть, что к тому времени мне не исполнилось и сорока лет. Я скажу, что, пожалуй, даже присвоение генерал-лейтенанта было для меня не столь значимо, не столь радостно, как первое генеральское звание.

Генерал-лейтенант В.В.Путов, 15 июля 2004 года.

- Валерий Владимирович, человеку, который судит о генералах по пошловато-глупым книгам и фильмам, наверное, трудно понять, сколь значительная ответственность ложится на плечи офицера вместе с генеральскими погонами. Видимо, судьба и должность не раз ставили Вас перед дилеммами нелегких решений?

- Конечно, за службу таких непростых ситуаций возникало немало. За десять моих генеральских лет некоторые решения давались очень нелегко. Непростым было для меня, в частности, решение возглавить Северо-Восточное региональное пограничное управление. Прослужив до Северного Кавказа двадцать лет на Дальнем Востоке, я не предполагал, что мне придется вернуться в эти края, но поступило предложение, и я сделал так, как поступал всегда: дал согласие на новую должность. Чувства долга и ответственности пересилили другие соображения.

Если же говорить о непростых решениях чисто служебного характера, то связаны они были и с боевыми действиями на Северном Кавказе, и с другими непростыми ситуациями. Возникали они, скажем, в Забайкалье, на тувинском направлении российско-монгольской границы. Ситуация там и сегодня непростая, а когда я возглавлял оперативно-войсковой отдел `Абакан`, то на границе случались перестрелки, возникали и другие экстремальные обстоятельства, требовавшие немедленной их локализации, для чего мне приходилось принимать неординарные решения, непредусмотренные ни одним из алгоритмов действующих распорядительных документов.

К разряду экстремальных ситуаций с полным правом отношу боевые действия против банды Руслана Гелаева, пытавшегося в октябре 2000 года уйти в Грузию. Памятны события в ущелье Кериго летом 2002 года. 2 августа возникла необходимость огневого поражения противника, пытавшегося придти на помощь блокированной банде, установками залпового огня `Град`. Стрельбу необходимо было вести ночью, да к тому же на предельной дальности. Просчитав все возможные варианты, я принял решение на открытие огня. Удар был нанесен, и тут докладывают, что снаряды рвутся в боевых порядках пограничников. Я был уверен в расчетах, но в те минуты, пока уточнялась полученная информация, я пережил, наверное, самые тяжелые минуты в своей жизни. Волновался не за себя, а за людей, которые могли оказаться под огнем. Вскоре доложили, что снаряды накрыли бандитов, никто из наших не пострадал.

Вообще, если разобраться, то управленческих решений, даже вне экстремальных ситуаций, легких не бывает, и чем больший круг людей такое решение охватывает, тем большая ответственность ложится на плечи того, кто его принимает. Иными словами, приходится говорить не просто о ежедневном прессинге ответственности, а о постоянном, ежеминутном. За каждое принятое решение приходится отвечать и не только перед руководством, но и перед собственной совестью.

Вспомните ситуацию с переохлаждением молодых пограничников прошлой зимой. Можно было продолжать бесплодные споры по поводу того, кто в этом виноват, но мы приняли более конструктивное решение, предпринимая радикальные и энергичные меры по минимизации негативных последствий.

На северо-востоке многие решения по вопросам оперативно-служебной деятельности, особенно в области охраны морских биологических ресурсов, касаются значительных финансовых ресурсов, что также необходимо учитывать.

Но тут нужно сделать существенную оговорку. Важно не только принять правильное решение, но и добиться его исполнения в предписанных параметрах, а для этого требуется умение подбирать команду. Не мной сказано, что короля играет его свита.

- Валерий Владимирович, с высоты прошедшего генеральского десятилетия вы можете назвать качество характера, доминантно важное для военного руководителя?

- Если бы я сумел однозначно ответить на этот вопрос, то мне, пожалуй бы, стоило начать учить норвежский язык, готовясь выступать на получении Нобелевской премии, но я далек от абсолютизации, поэтому могу говорить только о том, что выделяю для себя. А мне кажется важным умение, приняв решение, не колеблясь, доводить его исполнение до концептуального финиша. Здесь крайне опасны половинчатые решения, шараханье из стороны в сторону, напоминающее движение парусного судна галсами против ветра. Такое движение к конечному пункту и затратно, и бесконечно удлиняет получение требуемого результата.

- Из тех генералов, с которыми Вам довелось служить, кто для Вас стал примером?

- Я достаточно тесно сталкивался с большим количеством пограничных и военных руководителей высокого ранга, но наибольшее впечатление на меня произвел генерал-лейтенант В.К. Гапоненко, возглавлявший Тихоокеанский пограничный округ КГБ СССР с 1979 по 1986 годы. Он был своеобразным, но значимым и замечательным руководителем. Большое значение в моей жизни имели генерал-майор, а затем и генерал-полковник Александр Михайлович Еремин, генерал-полковник Валиев. Хотя с Мансуром Масгутовичем высшие офицерские звания нам и присвоили в одном, 1994 году, ему - в мае, мне - в сентябре, значение его в моей служебной биографии достаточно серьезное.

Не стану отрицать влияние на мои профессиональное становление и служебный рост генерала армии Андрея Ивановича Николаева, генерал-полковника Николая Николаевича Бордюжи, а на сегодняшнем этапе - генерал-полковника Владимира Егоровича Проничева. Я не берусь оценивать их роль в общем контексте строительства и развития Пограничной службы, я лишь говорю о их влиянии на мою судьбу. Я, может быть, никогда бы и не стал генералом, если бы в 1987 году на заседании Коллегии КГБ СССР, где рассматривался вопрос о назначении меня на должность начальника пограничного отряда, генерал армии Вадим Александрович Матросов на вопрос председателя Комитета государственной безопасности Виктора Михайловича Чебрикова, а не молод ли я для столь ответственной должности, твердо заявил, что руководство пограничных войск доверяет мне.

Так я стал начальником пограничного отряда в Сковордино, единственный в звании майора среди своих коллег на три дальневосточных пограничных округа.

А генерал-полковник Владимир Егорович Проничев, когда нас включили в Федеральную службу безопасности, первым делом приехал на Северный Кавказ, где я уже в течение достаточно длительного периода временно исполнял должность начальника регионального управления. Руководитель Пограничной службы, ознакомившись с положением дел в СКРПУ, многим остался доволен. Тогда мне и была предложена должность с повышением здесь, на северо-востоке.

Вообще, у меня остались самые добрые впечатления о многих генералах, с которыми мне довелось служить в Забайкалье, на Северном Кавказе…

- Валерий Владимирович, недавно Вы, встречаясь с молодыми офицерами, вспомнили свою лейтенантскую юность, пожелали выпускникам военных институтов достичь служебных вершин. А сами, когда были лейтенантом, мечтали стать генералом?

- Я не просто мечтал, я знал, что стану генералом, и даже задолго до того, как окончил Голицынское пограничное училище, еще в детстве. Однажды к моему отцу зашел директор школы, в которой я учился. В конце разговора он спросил меня, кем я намерен стать, когда вырасту. Вот тогда я, не задумываясь, и ответил: `Генералом!` Разговор этот состоялся в 1963 году. Ровно через тридцать лет я выполнил свое обещание. К сожалению, отца тогда уже в живых не было…

Мне же остается добавить, что генеральский путь Валерия Путова ознаменован четырнадцатью местами службы, учебой в пограничном училище, Военной академии имени М.В. Фрунзе, Академии Генерального штаба, многочисленными государственными наградами. Это, что называется, внешняя сторона дела, а внутренняя… Внутренняя же состоит из постоянного каждодневного напряженного труда, без выходных, с перерывом на несколько часов сна, когда частые командировки, кажется, сливаются в одну. Не верите? Что ж, попытайтесь сами стать генералом.

 

Записал полковник Владимир СЛАБУКА.

 

www.svrpu.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован