Красинский В.В., профессор Голицынского пограничного института, доктор юридических наук, полковник;
Абалов И.Ю., старший преподаватель МГУПИ, кандидат социологических наук
Источник опубликования: Красинский В.В., Абалов И.Ю. Оценка будущих террористических угроз // Современное право. 2015. № 9. С. 143-148.
Аннотация. В статье раскрыто содержание будущих угроз террористического характера, которые актуализируются в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Кроме того, представлены тенденции, определяющие формирование будущих террористических угроз, с учетом глобальных геополитических процессов, происходящих в регионах Ближнего Востока и Центральной Азии. Основополагающим механизмом противодействия новым вызовам в современных условиях может стать выработка единого подхода к оценке будущих угроз террористического характера. Данный подход позволит сформировать систему мер, направленных, с одной стороны, на формирование партнерских отношений государств – участников антитеррористической коалиции, а с другой – повысить эффективность работы отечественных спецслужб и правоохранительных органов на рассматриваемом направлении.
Ключевые слова: угрозы террористического характера, международный терроризм, религиозный экстремизм, Центральная Азия, Ближний Восток, международное сотрудничество.
Annotation:
In the article the essence of future terrorism threats is disclosed for the short-term and medium-turn periods. The tendencies, that stipulate formation of future terrorism threats are presented , taking into consideration global geopolitical processes in the Middle East and in Central Asia. The main mechanism of counteraction to new threats and challenges nowadays can be the development of a unique approach to assessment of future terrorism threats. This approach will allow to elaborate a system of measures, aimed, on one hand, at creation of partnership between states-participants of anti-terrorism coalition, on the other hand – to improve efficiency of work of Russian special services and law-enforcement structures in the above-mentioned sphere.
Key words: terrorism threats, international terrorism, religious terrorism, Central Asia, Middle East, international cooperation.
В условиях формирования новых геополитических реалий, усиления военно-политической напряженности в ряде регионов мира, распространения радикальных идеологических концепций происходит трансформация терроризма и возрастает уровень террористических угроз.
Учитывая повышенную общественную опасность террористических проявлений, их транснациональный характер, конспирацию и организованность, основой конструктивного сотрудничества международных организаций, правоохранительных органов и спецслужб в сфере противодействия терроризму должно стать единое понимание террористических угроз и повышение эффективности международного и региональных механизмов контртеррористического сотрудничества.
Основополагающими элементами данных механизмов выступают формулирование государствами-партнерами будущих террористических угроз, их обсуждение и выработка единого подхода к оценке данных угроз, что позволит внести весомый вклад в дальнейшее совершенствование общей доктрины противодействия терроризму и будет способствовать поступательному наращиванию единого контртеррористического потенциала.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе реальными угрозами террористического характера будут являться:
1. Угроза распространения террористической активности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Вооруженный конфликт в Сирии активизировал террористические силы на всем Ближнем Востоке. В ряды террористического бандподполья вливаются новые адепты радикального ислама из стран Европы, Центральной Азии и Закавказья. После предварительного обучения в специализированных тренировочных лагерях боевики активно втягиваются в организованную террористическую деятельность и боевые действия против правительственных сил.
В настоящее время и в среднесрочной перспективе основными центрами террористической активности в мире будут являться афгано-пакистанская зона, Ближневосточный регион (в первую очередь Сирия и Ирак), а также Северная Африка. Геополитические процессы в Северной Африке и на Ближнем Востоке способствовали эскалации террористических проявлений, распространению экстремистской идеологии, а также активизации региональных террористических группировок. Так, расширяется география вооруженных вылазок в Северной Африке. Фиксируется миграция боевиков в центральные и южные районы континента при поддержке «Аль-Каиды в странах исламского Магриба», «Движения за единобожие и джихад в Западной Африке»(запрещен в России) , нигерийской «Боко Харам»(запрещен в России) и сомалийской «Аль-Шабаб аль-Муджахедин»(запрещен в России).
Некоторые страны в этом регионе превратились в эпицентры международного терроризма. Территории отдельных государств, в т. ч. за пределами региона, опосредованно используются как дополнительный ресурс для вербовки боевиков и организации финансово-экономической подпитки под предлогом благотворительной деятельности. Новые разноплановые угрозы терроризма проявятся в Сахаро-Сахеле, Сирии и граничащих с ней государствах, зоне Африканского рога, Алжире, Ливии, Мали и Нигерии.
Рис. 1. Распространение террористической активности на Ближнем Востоке
и Северной Африке.
2. Угроза участия международных террористических организаций во внутренних конфликтах суверенных государств, способствующая размыванию границ между международным и внутренним терроризмом и усилению их влияния на социально-политическую обстановку в других странах.
В настоящее время «Аль-Каида»(запрещен в России), «Исламское государство»(запрещен в России) и другие международные террористические организации продолжают объединение под своей эгидой региональных и локальных террористических структур, нацеленных на борьбу со светскими государствами, в т. ч., путем нанесения им максимального экономического ущерба. Их усилия направлены на разжигание локальных конфликтов в регионах и странах с мусульманским населением.
Прямую угрозу международной безопасности представляет участие граждан различных государств во внутренних вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций. Данная проблема приобрела трансграничный характер и требует принятия неотложных мер как на национальном, так и на международном уровне.
3. Возвращение в страны исхода боевиков, обладающих опытом проведения террористических акций.
Перспектива возвращения из регионов с повышенной террористической активностью боевиков в страны исхода и проведения ими террористических актов представляет существенную опасность в ближне- и среднесрочной перспективе. Вернувшиеся боевики отличаются не только радикальными взглядами и идеями (по сравнению с периодом, предшествовавшим их отъезду), они обладают навыками обращения со стрелковым оружием и изготовления взрывных устройств, знанием тактических приёмов ведения боевых действий, в т. ч. в городских условиях, и многочисленными связями в криминальной среде. Кроме того, данная категория лиц продолжит играть роль идейных проводников исламистского радикализма и будет участвовать в подстрекательстве и вербовке боевиков для террористической деятельности в зонах вооруженных конфликтов.
Со стороны международных террористических организаций проводится целенаправленная работа по рекрутированию и направлению сторонников экстремистских взглядов в лагеря подготовки боевиков, с целью их последующего использования в международной террористической деятельности. После прохождения подготовки боевики направляются в террористические группировки, действующие в т. н. горячих точках. При этом основной целью рекрутирования указанной категории лиц, помимо участия в боевых действиях является их последующее использование для распространения религиозно-экстремистской идеологии, проведения вербовочной работы и организации террористической деятельности в других странах.
4. Повышение информационной составляющей террористической деятельности, стремительное развитие террористическими организациями информационно-пропагандистской инфраструктуры и использование в противоправных целях современных информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время в глобальной информационной сети функционируют сайты практически всех международных террористических организаций, материалы террористической направленности публикуются более чем на сорока языках мира. В результате активной деятельности, прежде всего, приверженцев радикального ислама, сложилась всемирная система интернет-ресурсов, ориентированных на религиозно-идеологическую подготовку будущих членов террористического подполья. Основными направлениями заранее спланированной террористической деятельности в сети Интернет являются: информационное сопровождение противоправных акций террористических группировок, в т. ч. демонстрация их силы и возможностей; поддержание связи между субъектами террористской деятельности; пополнение социальной базы терроризма; обучение и идеологическая обработка террористов; сбор средств для финансирования собственной деятельности.
5. Попытки проникновения террористических сил в общественно-политические движения, органы государственной власти и местного самоуправления.
Ряд террористических организаций осуществляют вербовочные подходы к представителям органов государственной власти, управления и силовых структур, в т. ч. через членов их семей. Проникновение в органы власти и местного самоуправления террористических сил влечет за собой их радикализацию, выдвижение должностными лицами экстремистских требований, а также используется как средство легитимизации и политического прикрытия террористической деятельности. Кроме того, будут продолжаться попытки инфильтрации террористов в существующие общественно-политические движения, а также создания ими самостоятельных организационных структур, представляющих опасность как для конкретных социальных (этнических, религиозных) групп, так и для государства в целом.
Кроме того, в настоящий момент сформировались тенденции, определяющие содержание существующих и будущих угроз террористического характера:
1. Рост общественной опасности терроризма как на национальном, так и международном уровне, обусловленный все более широким и активным использованием террористами особо опасных форм и методов, сил и средств террористической деятельности, значительно повышающих угрозу человеческих потерь и материального ущерба при совершении террористических актов.
2. Расширение в ряде регионов социальной базы терроризма, вызванное заметным ростом вовлеченности в общественно-политическую деятельность и радикальные течения значительного числа представителей различных социальных групп, особенно в социально неблагополучных регионах, в странах, переживающих тяжелые процессы социальной, экономической и политической модернизации.
3. Повышение уровня организации субъектов терроризма, выраженное в создании относительно устойчивых, долговременных террористических структур различной идейно-политической направленности, наличии разработанных теорий и концепций их деятельности. Многие террористические организации располагают современными системами связи, вооружения, стабильными источниками финансовой и материально-технической поддержки.
Для организации активно действующих террористических структур характерны четкая внутренняя дифференциация, наличие целого ряда специализированных звеньев центрального и регионального управления, в т. ч. отвечающих за материально-техническое обеспечение, финансирование, пропаганду и обеспечение собственной безопасности. Это способствует совершенствованию организации террористических структур, повышению террористического потенциала и мобильности.
4. Развитие связей между террористическими структурами как в рамках отдельных стран, так и в международном масштабе приведет к созданию устойчивых блоков этих организаций.
В среднесрочной перспективе продолжится укрепление связей между террористическими структурами, близкими или одинаковыми по своей идейно-политической направленности, в современных условиях, особенно между структурами, созданными на национал-экстремистской и исламско-фундаменталистской основе. Характерными формами их взаимодействия будут являться: обмен информацией; согласование задач; оказание помощи в людской силе, в обучении боевиков; проведение совместных или согласованных террористических акций.
5. Взаимопроникновение (соединение) террористических и иных форм политического насилия, сопровождаемое значительными изменениями в организации террористических структур, что выражается в увеличении их численности, расширении арсенала средств насильственной деятельности, изменении тактики, увеличении масштабов преступной деятельности.
В ряде регионов мира наблюдается сращивание преступной деятельности террористических организаций с политически мотивированной вооруженной борьбой.
Данная тенденция отражает изменения в стратегической направленности действий этих организаций, прежде всего в их стремлении взять под свой контроль части территории отдельных государств, не допустить деятельности законных органов власти и сформировать собственные, отторгнуть определенные территории.
6. Смыкание террористических структур с организованной преступностью, обусловленное совпадением их целей и задач.
Нередко они заинтересованы в социально-политической дестабилизации определенных регионов государства, срыве проводимых государственных и международных мероприятий (в т. ч. по восстановлению законности и борьбе с наркотрафиком), в защите объектов своих взаимных социально-экономических интересов (например, наркоплантаций), в проведении «во власть» собственных ставленников и оказании им совместной поддержки.
Террористические организации могут быть втянуты в деятельность структур организованной преступности, а последние нередко прибегают к использованию форм и методов терроризма. Основой взаимодействия структур терроризма и организованной преступности остается их сотрудничество в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков, торговли людьми, контрабанды, совершения иных тяжких преступлений.
В складывающихся условиях необходимо максимально использовать партнерский потенциал международных организаций, спецслужб и правоохранительных органов для выработки адекватных мер реагирования, направленных на нейтрализацию будущих угроз террористического характера.
Решение данной задачи требует выработки комплексного подхода и консолидации усилий органов власти, силовых структур, религиозных и общественных организаций, средств массовой информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Володина Н. В. Деятельность «Исламского государства» («ИГ») (запрещен в России) как угроза конституционной безопасности России // Российский следователь. 2015, № 3. С. 44.
2. ИГИЛ (запрещен в России)– не религиозная организация [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.islamsng.com/kgz/report/8608. Дата обращения 06.05.2015 г.
3. Меркурьев В. В., Агапов П. В. «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ)(запрещен в России) в системе угроз национальной безопасности России // Информационный бюллетень АТЦ СНГ, 2014. № 23. С. 55–56.
4. Поздняков А. И. Транснациональный терроризм как средство геополитики // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2014. № 2(11). С. 95–103.
5. Степанова Е. Основные тенденции в области современного терроризма: регионализация вооруженных радикально-исламистских движений на примере ИГИЛ(запрещен в России) // Индекс безопасности . 2014, № 4 (111). С. 52.
6. Стратегия террора ИГИЛ(запрещен в России) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.voprosik.net/strategiya-terrora-igil/ Дата обращения 22.05.2015 г.
7. Яшлавский А. Терроризм в сети – и в сетях экстремизма // ФСБ: за и против. 2015. № 1(35). С. 9.
8. Foreign fighter total in Syria/Iraq now exceeds 20,000; surpasses Afghanistan conflict in the 1980’s [Электронный ресурс] Режим доступа: http://icsr.info/2015/01/foreign-fighter-total-syriairaq-now-exceeds-20000-surpasses-afghanistan-conflict-1980s/ Дата обращения 04.03.2015 г.