Эксклюзив
26 мая 2020
648

Оценка военно-политического положения США в мире

Мартин Шинка 2-МО-8 24 мая 2020г.
Государство и безопасность в новей и новейшей истории России
Доклад по теме
ОЦЕНКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ США В МИРЕ
(на основе первой главы монографии А.И. Подберезкина: Роль США
в формировании современной и будущей военно-политической обстановки)
ВВЕДЕНИЕ
США, как объективный и неоспоримый лидер международного сообщества, оказывают решающее влияние на развитие всей международной и военно-политической обстановки (МО и ВПО). Решающая роль США, как минимум, до 2050 года, сегодня не вызывает сомнений, а их внешняя политика (и особенно политика в области безопасности) остается главным фактором формирования ВПО в мире, несмотря на быстрое развитие других центров силы. Однако, процесс развития других центров силы не менее важен и он оказывает существенное влияние на формирование военно-политической стратегии США для дальнейших десятилетий.
В условиях, когда мир становится все более взаймосвязанным и в нем намекаются достаточно острые противоречия цивилизационного характера, от военно-политического состояния США зависит будущее не только США и их союзников по широкой западной коалиции, а также будущее мирового сообщества в целом. Очевидно, что объективная оценка состояния и роли США в мире имеет исключительно важное значение. Целью автора в рамках этого доклада – дать основные характеристики военно-политического положения США в мире в среднесрочном периоде (до 2025г.). Для того, чтобы охватить все аспекты данной проблемы, автор решил разделить доклад на четыре основные части, соответсвующие структуре первой главы монографии А.И. Подберезкина: Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. Этими четырями частями являются: Противоборство и сотрудничество США с другими субъектами военно-политической обстановки в мире, Основная тенденция развития военной политики США —усиление противоборства с локальными человеческими цивилизациями; Оценка современного положения и будущего экономики США и Основная тенденция военно-политического развития США.
1

ПРОТИВОБОРСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО США С ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В МИРЕ
США к сегодняшнему дню создали мировую политическую систему «концентрических кругов», когда «большой круг» —контролируемые ими в политическом отношении государства (они по сути составляют абсолютное большинство стран мира), «средний круг» — члены широкой американской коалиции, участвующие в практической политике США (например, в Ираке и Сирии, где так или иначе задействованы более 60 государств), наконец, «малый круг» — члены союза, связанные с США жесткими обязательствами. К числу же старых друзей в стратегии отнесены страны-члены НАТО, а также ряд государств Индо- Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки. Ясно, что возглавляемая США западная ЛЧЦ является главным субъектом формирования будущей МО и ВПО до 2025 года . При этом такая форма объединения субъектов и акторов вокруг США является, прежде всего, формой военно-политической коалиции, т.е. политическим объединением.
При этом важно подчеркнуть, что когда в январе 2018г. тогдашний министр обороны США Джеймс Мэттис представлял военную стратегию, он заявил о важности продолжения поиска новых партнеров — в том числе нетрадиционных для страны. Это свидельствует о том, что Вашингтон желает и дальнейшего расширения системы концентрических кругов ради распространения своего военно-политического влияния в мире. При этом он высказывает своим союзником ряд пожеланий — в первую очередь, увеличить вклад в общую оборону.Это пожелание было сделано с учетом предполагаемого развития МО и ВПО в будущем, так как Вашингтон ожидает обострение межцивилазионных противоречий и бросение ему вызова со стороны новых центров силы, в первую очередь – Китая. Цель США ясна- сохранение полного контроля над сложенными до ХХI века системами экономических, финансовых и военно-политических отношений в мире, которые были закреплены к 2018 г. многочисленными нормами международного права. Для ее выполнения и противостояния возрастающему влиянию новых центров силы Вашингтон готов использовать все более жестокие методы. В случае, если сдерживание традиционными инструментами дипломатии провалится, Министерство обороны США должно будет обеспечить военные возможности президенту вести переговоры с позиции силы. Вот почему для Вашингтона важно максимально расширить круг союзников (с приобретением новых союзников предполагается повышение совместного бюджета на оборону). Об усилении значения военной силы в политике страны свидетельствует также сокращение расходов на дипломатию и «мягкую силу» при Д. Трампе в 2017 году.
Но к расширению круга союзников Вашингтон толкает еще один мотив. Ключевым ресурсом при формировании соотношения мировых сил локальной человеческой цивилизации является национальный (цивилизационный) человеческий капитал, в котором сконцентрированы основные преимущества: ресурсы, история, человеческий потенциал, политическая воля ЛЧЦ. На его основе формируются, в свою очередь, политические центры силы и военно-политические коалиции. При этом надо помнить, что ресурсы других ЛЧЦ
2

(в частности, китайской) растут более динамично, нежели ресурсы Западной ЛЧЦ. Однако, и по этому показателью Западная ЛЧЦ выходит на первые места в мире. Приобретение новых союзников может в долгосрочной персективе минимизировать угрозу опережения Западной ЛЧЦ другой ЛЧЦ и способствовать закреплению ведущей позиции Запада в рамках мирового сообщества.
Кроме поиска новых союхников, особое значение уделяется в Вашингтоне также политике противодействия формированию враждебных коалиций и центров силы, внесению провокационных идей и действий в любые попытки объединения государств в интересах своей безопасности. Эта тема будет подробно рассмотрена в следующей части доклада.
Основные цели США и западной ЛЧЦ вцелом в военно-политической области до 2025г. заключаются в следующем:
• развитие сотрудничества с союзниками и партерами в рамках системы концентрических кругов
• создание принципиально новой системы международной безопасности, основанной на военно-силовых возможностя западной ЛЧЦ
• разработка самого широкого спектра средств и способов применения силы (включая военную), которые обеспечат коалиции абсолютное превосходство над любым противником
• демонтаж прежней и создание новой системы международного права, защищающей интересы западной ЛЧЦ
• дестабилизация и разрушение противостоящих государств, их институтов, систем ценностей и, в конечном счете, наций
ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ США -УСИЛЕНИЕ ПРОТИВОБОРСТВА С ЛОКАЛЬНЫМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ
Согласно теории американского политолога С.Хантингтона, изложенной в статьи «Столкновение цивилизаций», опубликованной в 1993г., военные конфликты в эпоху постбиполярного мира будут вестись не столько между государствами, сколько между отдельными локалбными человеческими цивилизациями (ЛЧЦ). Таким образом, к возникновению конфликтов в будущем будут приводить уже не только территориальные или экономические вопросы, а также вопросы общекультурного характера. При этом Хантингтон выделяет 9 главных ЛЧЦ: западную, православную, исламскую, китайскую, индийскую, буддистскую, японскую, латиноамеприканскую и африканскую. Важно также отметить, что сотрудничество в рамках отдельных цивилизаций развивается относительно надежно и благополучно, но межцивилизационное сотрудничество зачастую пробуксовыввает и в будущем можно между отдельными ЛЧЦ ожидать скорее всего повышение уровня конфронтации. Поэтому стратегический прогноз развития отношений междуЛЧЦ — первое и обязательное условие стратегического прогноза развития того или иного сценария МО и ВПО с начала 21в. ЛЧЦ стали превращаться в новые центры силы, претендующие не только
3

наэкономическую и финансовую, но и военно-политическую самостоятельность. Влияние ЛЧЦ в системе факторов значительно усилилось во втором десятилетии XXI века.
Также важно отметиь, что западная ЛЧЦ, возглавляемая США, на протяжении второй половины 20 в. в мире лидировала. Но во втором десятилетии произошло качественно событие: соотношение экономических сил между Западом и Востоком сравнялось и продолжает меняться уже не в пользу Запада. Совершенно очевидно, что китайская, индийская, исламская ЛЧЦ, насчитывающие в 21в. уже более 1 млрд. человек, могут раньше или позднее догнать западную ЛЧЦ. Эту тенденцию можно объяснить следующим образом: одним из основных факторов, определяющих степень развития отдельных ЛЧЦ, является потенциал их человеческого капитала. В странах западной ЛЧЦ степень развития последнего достаточно высокая, но стабильная. Во многих других ЛЧЦ (показательным примером здесь является китайская ЛЧЦ) человеческий капитал стремительно растет. Это создает предпосылки для возможного изменения на позиции мирового гегемона. Кроме того, право США контролировать мировую обстановку под сомнение поставили самостоятельные действия отдельных мировых игроков, противоречащие политике Вашингтона. Эту тенденцию в начале 21в. представляли Ирак, Иран, Сирия, Ливия, Афганистан, а также целый ряд других стран, к которым присоединилась Россия, Китай, Бразилия, Индия, Вьетнам и др. Но западная ЛЧЦ, и в частности ее объективный лидер США, никуда не собираются уступать со своих позиций.
Повестку дня для США на 21в. можно поэтому сформулировать следующим образом: необходимость сохранить за США возможности контроля над развитием военно- политической и финансовой обстановкой в мире в долгосрочной перспективе. Учитывая неизбежное усиление других ЛЧЦ, США осознают, что добиться этого можно только при сохранении превосходства в трех областях: технологической и научной области; в области военно-технического противоборства, ВВСТ и военных бюджетов; сохранение положения лидера западной ЛЧЦ и широкой военно-политической коалиции.
Стремлением США сохранить свою лидирующую позицию в мире можно обяснить, почему они в начале 2000-х годов сделали ставку на развитие именно военно-силовых сценариев МО и их вариантов, которые в той или иной степени должны будут реализоваться в конкретных сценариях развития военно-политической обстановки. Нападение на Афганистан, Ирак, Ливию, Сирию и др. страны можно рассматривать как конкретные действия по реализации этой политики. Это хорошо видно на примере роста военных расходов (в т.ч. на зарубежные операции) США после 2001г., т.е. в условиях доминирования США в мире. Так например, динамика развития военных расходов США после 11 сентября 2001г. показывает рост на 100% основных расходов; рост на 300% расходов на зарубежные операции.
Преследуя вышеприведенные цели, США приступили к формированию широкой военно-политической коалиции,в которую входят не только страны-члены НАТО, но и более широкий круг государств, объединенных общностью интересов: препятствование другим
4

ЛЧЦ создавать союзы и коалиции, противостоящие США; увеличение «совокупной мощи» коалиции западной ЛЧЦ.
В действиях США важна еще одна тенденция, которую отметил Президент Обама в конце своего второго срока президентуры: «Последнее десятилетие наши военные кампании были направлены преимущественно против насильственных внешних сетей. Но сейчас и в обозримом будущем мы должны обращать более пристальное внимание на угрозы, возникающие от государственных акторов. Они в возрастающей степени угрожают региональной свободе и нашей территории. Особенное беспокойство вызывает распространение технологий баллистических ракет, высокоточного оружия, беспилотников, космических и кибервозможностей, а также оружию массоого поражения.».
Из заявления президента Обамы ясно, что США взяли курс на устранение потенциальных источников угрозы со стороны др.государств, причем этими угрозам, как правило, считают государтсва, принадлежащие к той или иной ЛЧЦ. Вопрос заключается лишь в том, насколько важными считают США угрозу со стороны того или иного государтсва и в какой последовательности их они будут устранять. На сегодняшний день ясно, что США во втором десятилетии 21в. фактически начали войну против исламской и российской ЛЧЦ.
Свидетельстом начала большой войны между западной, исламской и российской ЛЧЦ являются войны в Ираке, Ливии, Афганистане, Сирии, Йемене и на Украине. Именно Россия и ее ЛЧЦ, наравне с КНДР и Ираном, названа в числе наиболее приоритетных объектов американской внешнейи военной политики, как минимум, до 2025 г. Причем приоритет даже среди этих трех объектов принадлежит России. Причин этому несколько:
• во-первых, России в силу геополитического, территориальногои культурно- исторического прошлого и международно-политического статуса настоящего может являться базой, основой для интеграции сил, готовых противодействовать экспансии западной ЛЧЦ;
• во-вторых, Россия обладает полным спектром военно-силовых возможностей, которым (кроме КНР) сегодня обладают только США. Это не только стратегические наступательные вооружения, но и ВКО, прежде всего эффективные средства обороны а также современные ВВС и Сухопутные силы;
• в-третьих, Россия может взять на себя историческую инициативу борьбы с агрессором, которую она не раз и не два брала в истории, что делает ее еще более уникальным центром силы в мире;
• в-четвертых, Россия принадлежит к уникальной православной цивилизации, способной к длительному и мирному развитию с другими цивилизациями — мусульманской, протестантской, католической, буддистско
Цель США ясна - стремление военно-силовыми средствами продвинуть свою систему
ценностей, вытесняя национальные интересы др.государств. Согласно оценкам американских экспертов, обеспечение победы системы американских ценностей в мире
5

может служить наиболее эффективной гарантией сохранения преобладающего влияния США в мире.
Другие ЛЧЦ: китайская, индийская, латиноамериканская и пр. пока находятся в стороне. Характер будущих военных конфликтов, войн и угроз во многом будет изначально предопределяться характером взаимоотношений между отдельными ЛЧЦ. Но автор полагает, что после российской и исламской цивилизации США обратят свое внимание на китайскую (в первую очередь - КНР), латиноамериканскую (свидетелями некой прелюдии действий США на этом напрвлении мы были в прошлом году в Венесуэле), индийскую и африканскую (обострение конфликтов можно предположить в Нигерии, ЮАР). Нельзя исключить ни возникновение столкновений цивилизационного характера в ЮВА: Индонезии, Вьетнаме, Малайзии и на Филиппинах.
Из приведенной выше приоритетности видно стратегическое значение для США противоборства с той или иной ЛЧЦ, но последовательность действий будет зависеть от конкретного состояния ВПО в мире. Так в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов.
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И БУДУЩЕГО ЭКОНОМИКИ США
Американский президент Д. Трамп в ходе выступления на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2017 г. заявил, что необходимо сделать национальные интересы новой основой международного сотрудничества. Поэтому перспективы развития американской экономики важны для будущей ВПО в мире.
Результаты долгосрочного прогноза развития экономики США и их внешней и военной политики во многом определяются оценкой современного положения страны. МО и ВПО в целом являются вполне благоприятными для США. Обострение ВПО в том или ином регионе — всегда является результатом инициатив США, которые стремятся не просто сохранить, но и укрепить свое господствующее положение. Этому содействует также рост ВВП, который ускорился до 2,4% в 2017г.и до 2,8% в 2018г. за счет ожидающегося увеличения бюджетных расходов. Это контрастирует с умеренными темпами роста, которые сохраняются в еврозоне: ВВП 19 стран блока увеличится на 1,6% в 2017 и 2018гг. В Японии финансовое стимулирование и более активное участие женщин в рабочей силе помогли ускорить рост экономики до 1,2%в 2017 г. по сравнению с 1% в 2016 г. Рост в Китае замедлился с 6,7% в 2016 г. до 6,5%в 2017 г. и до 6,3% в 2018 г., а до 2025 г., вероятно, снизится
6

до 5,0–5,5%, поскольку КНР осуществляет переход от ориентации на внешний спрос и тяжелую промышленность к ориентации на внутреннеепотребление и сферу услуг.
Однако, имеется и негативная тенденция - рост задолженности федерального бюджета США, который при Б. Обаме превысил 100% от ВВП страны. Но в сложившихся условиях мировой валютно-кредитной системы ни задолженность не препятсвовляет собой не решительную проблему, так как для ее погашения для США достаточно включить печатный станок.
Относительно хорошее состояние американской экономики позволило администрации Д. Трампа перейти к наращиванию военных статей бюджета, причем объем приращений составляет порядка 50 млрд. долл. в год. Вероятно, что американская правящая элита не будет выходить за эти рамки, которые позволят ей увеличить военный бюджет США к 2025 году до 1000 млрд. долл. Таким образом, США обладают огромным экономическим, технологическим и человеческим потенциалом, который находится вне конкуренции. Ближайший преследователь — КНР — отстает по целому ряду ключевых показателей, которые не могут быть компенсированы только численностью населения и объемом ВВП.
Обращает на себя внимание, что в приоритетах бюджета США единственные статьи, где предполагается рост (причем существенный) предназначены для обороны и ядерной энергетики, а самые существенные сокращения: на международную помощь; дипломатию; окружающую среду. Очевидно, что США стремятся остаться бесспорным мировым лидером как минимум до 2025г., что им обеспечит и лидерство в военно-политической и военно- технической областях. Этому содействуют также опережающие темпы научно- технологического развития, рост военной мощи и усиление широкой военно-политической коалиции. В этом и заключается суть стратегии США, получившей название «силовое принуждение».Уточнением этой стратегии стала «доктрина Трампа», которая означала переход лидерства США из качества «ледокола» (для других представителей западной ЛЧЦ) в качество «лидера», использующего других в своих интересах. Показательным примером такого рода действий на междкнародной арене послужила неудачная попытка Д. Трампа реформировать ООН в сентябре 2017г. исходя из двух взаимосвязанных соображений: политического — усиление влияния западной коалиции на принимаемые в организации решения; экономического — более равномерного распространения бремени расходов ООН.
Но суть стратегии силового принуждения заключается, в первую очередь, в показательном наращивании военной мощи. В этой области в последние годы были выявлены широкие амбиции администрации ДональдаТрампа, напрвлены на совершенствование глобальной инфраструктуры противоракетной обороны Соединенных Штатов. США, в частности, заявили, что в перспективе намерены увеличить количество ракет- перехватчиков стратегического назначения типа «GBI»на своей континентальной части в Аляске и Калифорнии до 104 единиц вместо 44 единиц и достичь уровень 1686 ракет- перехватчиков стратегического назначения (без учета ЗРК ПВО/ПРО «Пэтриот»), включая:
7

152 противоракеты наземного базирования (104 единицы на континентальной части страны и 48 единиц на операционных базах ПРО в Румынии и Польше).
В заключение нужно констатировать огромное превосходство США над другими субъектами МО в ресурсах (средствах и способах) обеспечения международного контроля.
ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ США
В предыдущем разделе отмечена тенденция существенного роста статей бюджета США, предназначеных для обороны и ядерной энергетики. Вспомним, что масштабы использования последней никогда не беспокоили правящую элиту США, которая продемонстрировала свое отношение к этому вопросу атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки в августе 1945г. И на сегодняшний день Вашингтон форсирует программы, связанные с модернизацией тактического ядерного оружия (ТЯО). Национальное управление ядерной безопасности (NNSA) Министерства энергетики США сообщило об очередных успешных испытаниях атомной бомбы B61-12 (безядерного заряда),благодаря чему США останутся самой мощной ядерной державой. Бомбы B61 являются одним из важнейших элементов ядерной триады США.
Кроме этого, США являются единственным государством, которое размещает ядерное оружие за пределами национальной территории, в том числе в четырех странах Европы и на азиатской части Турции. Ожидается, что бомбы B61-12 пополнят ядерные арсеналы НАТО в ФРГ, Италии, Бельгии и, возможно, в Польше, чего сейчас активно добивается Варшава. Надо учесть, что ограничение ТЯО авиационного базирования не предусмотрено никакими международными договорами.Однако размещение ТЯО в государствах и регионах, граничащих с Россией, может иметь стратегический эффект, поскольку при возникновении военного конфликта время подлета тактической авиации к стратегическим объектам РФ и ее союзников составляет считанные минуты. Не исключено, что США применят ТЯО в возможном конфликте с КНДР для того, чтобы максимально быстро и без какой-либо наземной боевой операции уничтожить военные заводы Северной Кореи и ослабить боевые возможности армии противника.
В целом можно ожидать, что до 2025г. в США может быть создан потенциал сил общего назначения для ведения войн на любых театрах военных действий, превосходящий любой потенциал иного государства (включая Россию и КНР). Подобная ВПО может подтолкнуть США к решительным действиям против новых центров силы (втч.России) с тем, чтобы воспользоваться временным военно-техническим и военно-стратегическим превосходством над ними.
При этом следует отметиь, что роль стратегического баланса ядерных сил в сдерживании будет постепенно снижаться. У США уже нет абсолютного ракетно-ядерного превосходства, однако от этого позиции США в мире отнюдь не стали слабее за последние20– 30 лет. Наоборот, эти позиции скорее укрепились. Однако, возможно предположить, что новейшие военные технологии и ядерное оружие до 2025г. станут достоянием уже не только
8

США и России, а также Англиии Франции, но и многих других государств — от Бразилии и Ирана до Пакистана и Египта. Но значение ядерных сил субъектов ВПО и их экономического потенциала будет постепенно снижаться. Ядерный фактор становится лишь одним из факторов, определяющих состояние ВПО и влияющих на политику США.
Итак, в долгосрочной перспективе до 2040–2045 гг. ситуация в мире может существенно измениться, что неизбежно повлияет на абсолютное и относительное лидерство США. Поэтому США стремяться нейтрализовать будущее возможное ослабление позиций страны. Здесь следует иметь ввиду перспективную превентивную войну против исламских государств, а также России, но и против КНР, чей потенциал к 2025г. будет превосходить военный потенциал США. Уже на сегодняшний день можно определить несколько причин для эскалации отношений, которые могут привести к конфликту:
• китайские преследования японских судов в спорных водах Восточно-Китайского моря могут диктовать США необходимость демонстрации силы в поддержку своего союзника;
• американские военно-морские силы могут быть направлены на сдерживание попыток Китая ограничить свободув Южно-Китайском море;
• нестабильность в Северной Корее может заставить как Китай, так и Соединенные Штаты рассмотреть вопрос интервенции;
• Китай может оспаривать присутствие американских кораблей или самолетов, подозреваемых в слежке у своего побережья;
• Тайвань может объявить о своей независимости
В связи с этим следует коротко пояснить и позицию КНР. Народно-освободительная
армия
будет являться удар по вооруженным силам США, прежде чем они ударят по Китаю. Хотя Китай и не ищет войны, он не испытывает страх перед американской военной машиной, которая имеет явные преимущества. Западная ЛЧЦ выступает единым фронтом, в который входят порядка 60 государств, являясь по сути дела не только автономным центром силы, но и военно-политической коалицией. В итоге западная ЛЧЦ может представить в 2025г. совокупный военный бюджет в 2 трлн. долл., который будет недостижимдля любой ЛЧЦ и коалиции, и обеспечит ей сохранение военно-технического превосходства. Не случайно в Стратегии национальной безопасности США, предложенной еще в феврале 2015 года Б. Обамой, говорилось о том, что в основе американской военной политики лежать два принципа — военно-технического превосходства и коалиционной стратегии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
США являются на сегодняшний день объективным мировым лидером. Они ведущую
позицию сохраняют уже несколько десятилетий, но суть мирового лидерства, содержание позиции гегемона со временем меняется. Под влиянием сформированных в конце 20- начале
КНР пришла к выводу, что лучшим способом избежать такого очередного унижения
9

21вв. новых тенденций (среди которых имеет решающее значение Теория столкновения цивилизаций С.Хантингтона) цивилизационная составляющая американской внешней политики начинает играть все более важную роль. Она сочетается с силовым утверждением американских норм и правил в мире, направленном на закрепление американской культурной системы ценностей и максимальное возможное распространения влияния западной ЛЧЦ. Таким образом, фактор силового принуждения становится политической нормой. Санкционная война, развязанная США против России, Ирана и КНДР, стала примером войны всей военно-политической коалиции западной ЛЧЦ. Можно предположить, что ранее или позднее та же широкая западная коалиция столкнется и с другими ЛЧЦ: китайской, латиноамериканской, африканской.
Однако, в среднесрочнем периоде (до 2025 г.) не следует ожидать крупных перемен в расстановке сил в мире. Этот период будет достаточно благополучный и успешный для США, которые сохраннят и, возможно, даже упрочят их роль в мире. И не только в экономической и научно-технической областях, но и в политике и экономике в целом, даже на фоне быстрого роста других центров силы, прежде всего Китая и Индии.
США, вероятнее всего, в ближайшие десятилетия сохранят за собой лидирующее положение в мире. Радикальное измение МО и ВПО бы должно было быть обусловнено неожиданным возникновением коалиции некоторых ЛЧЦ, например, китайской, российской и исламской. Другим фактором, который бы мог привести к существенным сдвигом в системе междунвродных отношений, являются социальные революции и внутриполитические перевороты, сопровожденные ростом экстремизма и радикализма (например, в результате национальных взрывов в США).
В последнее время все более популярная идея многополярности (хотя она хороша как идея будущего, как пожелание) не несет практического смысла, как минимум, до 2025г. Ожидается, что по крайней мере до этого года будет преобладать развитие США и западной ЛЧЦ по сценарию «Военно-силовое противоборство», направленном против новосформированных центров силы и осуществляемом силовыми средствами с разной эффективностью (ядерные силы не исключая).
ИСТОЧНИКИ
❖ Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки : монография / А.И. Подберезкин; под редакцией О.Е. Родионова. — М. : ИД «Международные отношения», 2019. — 462с. ISBN 978-5-906367-94-5. Доступно онлайн на file:///C:/Users/marti/Desktop/V%C5%A0/2.%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81- %D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9/podberezkin_ssha_2019_v_t ipografiyu.pdf (дата обращения: 14 мая 2020г.)
 10

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован