14 июля 2005
1486

Ответственность должна быть обоюдной!

Татьяна Ивановна выполняет обязанности заместителя председателя постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению. А потому не только не теряет связей с педагогической средой, но и имеет свою точку зрения на процессы, происходящие в отечественной образовательной системе.

- Татьяна Ивановна, еще недавно во главе Министерства образования РФ стоял министр-реформатор Владимир Филиппов, прославившийся своими неодно-
значными инициативами. Помню, нас, региональных журналистов, даже пару раз специально приглашали в Москву, где министр с упоением рассказывал о предполагаемых нововведениях - в школу с шести лет, всем учащимся изучать не один, а два иностранных языка, а старшеклассников поделить на "физиков" и "лириков". Причем для последних ввести дополнительные гуманитарные предметы за счет сокращения общеобразовательных дисциплин... Но вот министр сменился и о нашумевших нововведениях, похоже, уже никто не вспоминает...

- В предложенной Филипповым новой концепции народного образования были как позитивные моменты, так и те, с которыми я не могу согласиться. Ни тогда, ни сейчас. В частности, я по-прежнему считаю, что основной массе детей с 6-летнего возраста посещать школу еще рано. И по физиологическим, и по другим качествам им трудно усваивать материал. Не могу согласиться я и с предлагавшимся упором на профильное обучение старшеклассников взамен общеобразовательного. Базис, определенный фундамент знаний, должен быть одинаков и у "лириков", и у "физиков". Ведь какими бы интересными ни были "факультативные" предметы, весь наш быстроизменяющийся мир все равно подчинен единым законам математики, физики, химии. И понимать их просто необходимо, одновременно совершенствуя свои знания в профильных дисциплинах. В целом, считаю, наша система образования идет именно по этому пути. Не хочу обидеть учеников прошлых лет, но я согласна со словами директора одной из московских школ, недавно заявившей с телеэкрана, что несмотря на все недочеты нынешней образовательной системы, уровень знаний "среднестатистического" ученика стал выше, чем был 20 или 30 лет назад.

- А как вы считаете, уровень вологодского образования еще отличается от столичного?

- Если и отличается, то ненамного. Но, мне кажется, уровень знаний зависит не столько от географии региона, сколько от наличия в школах хороших и увлеченных учителей. В свое время я училась в Кичменгско-Городецкой средней школе. Она считалась обычной, но за счет высокопрофессионального педагогического коллектива давала такой уровень знаний, который позволил почти всем моим одноклассникам поступить в престижные вузы Санкт-Петербурга и Москвы.

- А может, они поступили потому, что в те времена еще не было единого государственного экзамена, нещадно критикуемого ныне ректорами ведущих отечественных вузов?

- Да нет, они поступили именно благодаря своим знаниям. Что же касается ЕГЭ, то мое отношение к нему неоднозначное. И от конкретных оценок "за" или "против" я бы пока воздержалась. Для таких оценок нужно набраться терпения и изучить результаты ЕГЭ не за один год, а сразу за несколько лет. Посмотреть и проанализировать - изменилось ли количество вологодских ребят, ежегодно поступающих в вузы, или нет? В какие столичные институты попали наши выпускники, сдававшие единый экзамен? Снизилось или выросло число золотых и серебряных медалистов? Судя по завершившемуся учебному году - не снизилось. Ну а по абитуриентам итоги подводить пока преждевременно.

- Весьма неприятной тенденцией отечественного образования последних лет стало сокращение "бюджетных" мест в институтах и университетах. Складывается впечатление, что через пять-шесть лет в наших вузах останутся только студенты-"платники".

- Я думаю, что до этого дело не дойдет, но ситуация в высшей школе действительно тревожная. Но не столько из-за сокращения "бюджетных" мест, сколько из-за отсутствия более-менее внятной образовательной стратегии. В нашей стране стало так много вузов, что общее число мест для первокурсников уже превышает количество выпускников средних школ. Чуть ли не за каждым из них негосударственные вузы ведут настоящую охоту. В некоторых институтах студентам дневного отделения предлагают учиться сразу на двух факультетах! Ни о каком качестве высшего образования, естественно, речи здесь уже не ведется. Нынешние дипломы выпускников вузов сильно девальвировались. Ведь получение диплома давно не гарантирует получение соответствующих им знаний. Плюс, растет "перепроизводство" экономистов, бухгалтеров, юристов, которым после институтской скамьи становится все труднее найти работу по специальности.

- И где же выход?

- Необходимо наладить систему подготовки специалистов, которые действительно нужны государству. Требуется введение своеобразного "госзаказа" на высшее обучение. К примеру, ежегодно готовить только 30 тысяч учителей, 10 тысяч экономистов, 5 тысяч юристов и т.д. И именно под эти конкретные "квоты" выделять вузам деньги на организацию бюджетных мест. Причем обязательно следить за тем, чтобы получившие бесплатные дипломы выпускники институтов, университетов и академий определенное количество лет отработали затем по специальности. Хочешь на "вольные хлеба" - пожалуйста. Но тогда изволь полностью компенсировать затраты на твое образование. Надо сделать так, чтобы не только государство несло ответственность перед людьми, но и люди несли какую-то ответственность перед государством.

- Между тем набирает обороты своеобразное ведомственное обучение, когда крупные предприятия области, в частности, "Северсталь", целенаправленно направляют выпускников средних школ в вузы, платят им стипендии, а по завершении учебы предоставляют рабочие места...

- Да, и это тоже хороший плюс для всей системы отечественного образования. А так как работодатели заинтересованы в отборе лучших из лучших, то присматриваться к будущим специалистам они начнут еще в школе, одновременно помогая этим учебным заведениям пестовать таких "звездочек". Помогая, надеюсь, и морально и материально. Тем более что уже сейчас особо прогрессивные представители бизнеса готовы вкладывать деньги в систему профтехобразования. Недавно я была в Бабушкинском районе и общалась с главой муниципалитета - Александром Павловичем Секушиным. Он рассказал о том, что один из руководителей лесоперерабатывающего предприятия готов вложить деньги в местное профтехучилище и хочет получить отдачу в виде подготовленных специалистов. Необходимо лишь урегулировать все это законодательно.

- Раз уж вы затронули тему профтехучилищ, не могу не спросить и вот о чем. Директора многих ПУ жалуются, что предприятия не слишком охотно берут их учащихся на производственную практику...

- Есть такая проблема. И буквально недавно мы ее обсуждали со своими коллегами из фракции "Единая Россия" в Законодательном Собрании. Тем более что некоторые из депутатов являются руководителями предприятий и производственных структур. Договорились, что определенное число студентов они смогут взять на практику именно у себя.

- Своеобразный подарок сделали областные депутаты и для школьников из многодетных семей, проголосовав за включение их в число тех, кто будет получать школьные обеды и завтраки бесплатно...

- Это была совместная инициатива депутатов и областного правительства. Теперь бесплатным питанием будут обеспечены школьники из всех многодетных семей Вологодчины (трое детей и больше), независимо от среднедушевого дохода. Принимая это решение, мы имели в виду не только социальный, но и демографический аспект. Надеюсь, что число многодетных семей на Вологодчине будет теперь только расти.

- А не получится ли так, что когда новорожденные детишки "новой волны" вырастут, учить их окажется просто некому? Ведь из-за низких зарплат все большее число педагогов подумывают о смене работы...

- Зарплаты у наших учителей действительно низкие. Понимают это и депутаты, понимает и областное правительство. Но... Недавно прошла информация, что экономика Вологодской области наконец-то вышла на уровень 1991 года. Это, безусловно, хорошо. Но живем-то мы уже в 2005 году, и уровень материальных запросов и потребления у нас соответствует именно этому году! Психологический разрыв между желаниями и возможностями экономика пока удовлетворить не в состоянии. И хотя в нашей области много делается для поддержки образования - на бюджетные деньги строятся школы, запускаются социальные отраслевые программы, сохранены многие льготы для сельских педагогов - ситуация складывается непростая. Хотя нужно понимать, что в одночасье всех этих проблем не решить. Качественный рост средней заработной платы у работников бюджетной сферы должен подкрепляться таким же ростом в экономике.

- А как вы относитесь к призывам некоторых общественных деятелей регионального масштаба увеличить зарплаты педагогам за счет накопленного в области стабилизационного фонда?

- Как к популистским. В областном резервном фонде сейчас примерно 3 миллиарда рублей. Если каждому из бюджетников доплачивать хотя бы по 1000 рублей, весь резервный фонд мы "проедим" меньше, чем за год. А дальше? И если, не дай Бог, рухнут цены на металл
и доходы областной казны тут же сократятся?! Как жить потом? Так что популистскими призывами ситуацию не исправишь. Нужно действовать по-другому, совершенствуя систему оплаты труда тех же педагогов. Сейчас разница
в зарплате между хорошим
и средним учителем очень мала. Доплата за высшую категорию не отражает всех различий в профессиональном уровне этих специалистов. Поэтому необходимо вводить систему контрактов и бонусов. Если какой-то учитель на протяжении нескольких лет стабильно готовит "медалистов" или поступающих в престижные вузы, значит, он имеет полное право рассчитывать на адекватное вознаграждение за свой труд. Конечно, одномоментно единую тарифную сетку в народном образовании не отменить. Но плавный переход от ЕТС к ЕТС и контрактам вполне возможен. Надо лишь юридически отрегулировать все эти вопросы и наладить понятную схему финансирования лучших учителей. Чтобы и у других педагогов появился прямой стимул повышать свое профессиональное мастерство.

Максим ВОЛОДИН
vn.vic35.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован