В ответ на Ваше обращение, поддержанное группой жителей города Благовещенск, а также обращение сотрудников Управления внутренних дел города Салават Республики Башкортостан считаю необходимым отметить следующее.
В связи с расследованием фактов превышения должностных полномочий работниками органов внутренних дел и применения насилия со стороны отдельных граждан к сотрудникам милиции, Ваше обращение передано в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой учесть изложенные в нем доводы.
После тщательного изучения ситуации у Совета нет сомнений в том, что действия сотрудников ОМОНа были не адекватны сложившейся в городе ситуации и, действительно, носили массовый противоправный характер с превышением служебных полномочий, использованием специальных средств и мер физического воздействия на граждан. Считаю, что подобные действия не имеют никакого отношения к оперативно-профилактическим мероприятиям.
Полагаю, что указанные события произошли в результате издания Министром внутренних дел Республики Башкортостан необоснованного приказа, который не учитывал реальной оперативной обстановки, что привело к трагическим событиям для сотен жителей города, а в дальнейшем - к наказанию лишь рядовых исполнителей акции - сотрудников Благовещенского ГРОВД. Происшедшее - это закономерный результат ненадлежащей организационно-кадровой работы руководства МВД Республики Башкортостан и реальный показатель положения дел.
Уход органов власти от реальной ответственности за совершаемые действия и перекладывание такой ответственности с истинных виновников либо на самих граждан, либо на "стрелочников" - то есть, на рядовых сотрудников.
Разгул преступности, о котором Вы пишете, никак не подтверждается официальными данными, приводимыми заместителем Генерального прокурора по Приволжскому федеральному округу С.Герасимовым. По итогам 2004 года в Благовещенске был зафиксирован небольшой рост преступности (3%), а количество тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 24 %.
Налицо противоречие: отчётность правоохранительных структур Благовещенска свидетельствует об относительном благополучии в городе, а в "коллективных обращениях граждан" в защиту этих самых органов сквозит тревога.
Тот факт, что город был подвергнут массовым силовым методам воздействия, подтверждают факты: установлено незаконное задержание 341 жителя, 324 из которых признаны потерпевшими, два человека получили тяжкие телесные повреждения.
Вы говорите о жёстком, но необходимом реагировании на разгул хулиганства и пьянства. Согласна, но никогда не соглашусь с тем, чтобы вместо выявления и обезвреживания преступников в качестве "профилактики" избивали ни в чем не повинных людей. А если завтра в роли пострадавших окажутся Ваши сыновья, Вы готовы идти на жертвы ради спасения чести запятнанного мундира того или иного недобросовестного чиновника? Выражая свою поддержку проведенным ОМОНом "профилактическим" мероприятиям, Вы вольно или невольно поощряете безответственность и недобросовестность со стороны высокопоставленных должностных лиц МВД Республики, а также провоцируете их повторение во многих других регионах России. Дурной пример заразителен ...
Заметьте, приказ о проведении "профилактических" мероприятий отдал Министр внутренних дел Республики Башкортостан Р.У.Диваев. Сам по себе масштаб этих мероприятий был вовсе не обязателен, но дело далеко не только в этом. В приказе Р.У.Диваева никто из сотрудников министерства не был обозначен как лицо, осуществляющее контроль.
Сегодня очевидно, что есть все основания для привлечения к ответственности именно руководства МВД Республики Башкортостан.
С Вашими выводами о допустимости борьбы с уличной преступностью неправовыми методами категорически не согласна. Считаю, что они могут только усилить социальную напряженность в обществе, посеять недоверие населения к деятельности правоохранительной и судебной системы, как неэффективных институтов защиты прав и законных интересов граждан, а также привести к акциям самосуда и гражданского неповиновения.
Вы интересуетесь тем, где были правозащитники, когда в Вашем городе "спаивали молодёжь и убивали в пьяных драках подростков". В том-то и дело, что в Вашем городе правозащитных организаций, способных обратить внимание на такие события, явно недостаточно, чтобы защитить граждан от произвола.
В отношении поставленного вопроса о контроле за деятельностью правозащитников сообщаю Вам, что их работа основана на нормах международного права, статье 30 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует право граждан на объединения и свободу их деятельности и регламентируется Федеральным законом "Об общественных объединениях".
В случае выявления Вами фактов нарушения законности или злоупотребления правом со стороны правозащитников, а не при наличии только подозрения об их неких "корыстных интересах", Вы вправе, изложив эти факты соответствующим образом, обратиться в прокуратуру, в суд, в конце концов, в наш Совет. Однако это должны быть конкретные факты, а не эмоциональные бездоказательные декларации.
Признавая, что преступность несет прямую угрозу государственной безопасности, Президент Российской Федерации неоднократно указывал, что борьба с ней является важнейшим, приоритетным направлением деятельности государственных органов. На решение этой задачи направлены усилия правоохранительных органов Российской Федерации, действующих в пределах своей компетенции, основанные на Конституции Российской Федерации и неукоснительном соблюдении Федерального законодательства.
Проведенная по приказу Р.У.Диваева милицейская акция привела к формированию у тысяч граждан республики и всей России негативного отношения к труду милиционера, подорвала доверие населения и заметно принизила авторитет сотрудника правоохранительных органов.
Совет продолжает следить за развитием событий в Республике Башкортостан. Считаем, что принятых мер пока недостаточно.
С уважением, к жителям города Благовещенск и сотрудникам милиции города Салават.
Элла Памфилова
http://www.sovetpamfilova.ru